Информатика (ИКТ)
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов основного общего образования, Программы Информатика. Программа для основной школы . 5-6 классы. 7-9 классы — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 7 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 8 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 9 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 7 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
- 8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
- 9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
- формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); - совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
ЗАДАЧИ:
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; - воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества.
- Понимание роли информационных процессов в современном мире.
- Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации.
- Ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.
- Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
- Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
- Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
- Способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
- Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
- Владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель». - Владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
- Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно- графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы, самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
- Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах.
- Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
- Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ
7 класс
- Объекты и системы – 6 ч
- Информационное моделирование – 20 ч
- Алгоритмика – 8 ч
8 класс
- Информация и информационные процессы — 9 ч
- Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией — 7 ч
- Обработка графической информации – 4 ч
- Обработка текстовой информации – 8 ч
- Мультимедиа — 4 ч
- Итоговое повторение — 2 ч
9 класс
- Введение – 1 ч
- Математические основы информатики – 12 ч
- Моделирование и формализация – 8 ч
- Основы алгоритмизации – 12 ч
- Начала программирования на языке Паскаль – 16 ч
- Обработка числовой информации в электронных таблицах – 6 ч
- Коммуникационные технологии – 10 ч
- Повторение – 3 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса.
- Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
- Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
- Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.