РП информатика 10-11 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на
достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам
общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные
потребности. Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные.
Личностные и метапредметные результаты являются едиными для базового и профильного
уровней.
Личностные:

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;

принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности
участия
в
решении
личных
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;

сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной
компетентности
в
процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с
позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды;

оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений
по ее улучшению;

организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью
типовых программных средств;

использование обучающих, тестирующих программы и программытренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению
обучения.
Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

владение основными общеучебными умениями информационного характера:
анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

получение опыта использования методов и средств информатики:
моделирования;
формализации
структурирования
информации;
компьютерного
эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

владение навыками работы с основными, широко распространенными
средствами информационных и коммуникационных технологий;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности
при выполнении проекта.


Предметные:
В сфере познавательной деятельности:

освоение основных понятий и методов информатики;

умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса,
ценности;

умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной,
социальной и технической областях;

умение анализировать информационные модели с точки зрения их
адекватности объекту и целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой
информации об объекте;

владеть навыками качественной и количественной характеристики
информационной модели;

приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;

умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных
моделей и интерпретировать их результаты;

умение определять цели системного анализа;

умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в
них системообразующие и системоразрушающие факторы;

умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать
реакцию системы на воздействие извне;

умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;

умение измерять количество информации разными методами;

умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять
оценку моделей;

умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его
сложность и эффективность;

умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;

умение анализировать разные способы записи алгоритмов;

умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных
средств;

умение ставить вычислительные эксперименты при использовании
информационных моделей в процессе решения задач;

умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные
аналогии.
В сфере ценностно-ориентационной деятельности:

приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в
соответствии с правами и ответственностью гражданина;

развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в
вопросах информационной безопасности личности;

готовность к работе о сохранении и преумножении общественных
информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за
достоверность распространяемой информации;

умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от
некорректной;

осознание проблем, возникающих при развитии информационной
цивилизации, и возможных путей их разрешения;

приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со
скрытыми целями.;

осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;

умение применять информационный подход к оценке исторических событий;

умение анализировать причины и последствия основных информационных
революций;

умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на
социально-экономическое развитие общества;

осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие
информационной свободы личности;

осознание глобальной опасности технократизма;

приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите
информационных интересов личности и общества;

умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы
его преодоления;


знакомство с методами ведения информационных войн.
В сфере коммуникативной деятельности:

осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том
числе формальных, в организации коммуникативных процессов;

приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками;

осознание основных психологических особенностей восприятия информации
человеком;

овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих
выступлений с учётом передаваемого содержания;

умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по
коммуникативной деятельности;

использование явления информационного резонанса в процессе организации
коммуникативной деятельности;

соблюдение норм этикета, российских и международных законов припередачи
информации по телекоммуникационным каналам
В сфере трудовой деятельности:

умение выделять общее и особенное в материальных и информационных
технологиях, выявлять основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых
технологиях;

умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием
конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик;

умение использовать информационное воздействие как метод управления;

умение выявлять каналы прямой и обратной связи;

использование стереотипов при решении типовых задач;

умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи
реализовывать их с использованием ПК и прикладных программ;

использование табличных процессоров для исследования моделей;

получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов
компьютерных экспериментов.
В сфере эстетической деятельности:

знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ,
и средствами их создания;

приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью
средств ИКТ;

приобретение опыта в области компьютерного дизайна;

получение опыта сравнения художественных произведений с помощью
компьютера и традиционных средств.
В сфере охраны здоровья:

понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на
здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с
компьютером;

умение преодолевать негативное воздействие средств информационных
технологий на психику человека.


Информация и способы её представления
Выпускник научится:
• использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а
также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

• использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей,
понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной
(«вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления
и его словесным (литературным) описанием;
• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий
только два символа, например 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах;
•познакомиться с двоичной системой счисления;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными
современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»;
понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать
возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная
система
команд,
пошаговое
выполнение,
детерминирован-ность,
возможность
возникновения отказа при выполнении команды);
• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и
записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием
конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных
алгоритмов, простых и табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и
простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в
выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими
операциями с этими структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы
и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• базовым навыкам работы с компьютером;
• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу
основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
• знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с
различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать
работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными
данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие
иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

• познакомиться с примерами использования математического моделирования и
компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина,
авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов
при решении учебных и внеучебных задач;
• организации своего личного пространства данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;
• основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия
между компьютерами, методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными
подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение
данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ИКТ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
10-11 класс
I. Информация. Информационные системы и базы данных – 18(9 +9) часов
Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства
информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к
измерению информации. Классификация информационных процессов. Кодирование
информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор
способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов,
обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы.
Носители информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал
связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и
технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение
формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных
правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность,
преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации.
Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи
информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование
основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе
и технике. Организация личной информационной среды.
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в
представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных
компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
II. Информационные процессы. Интернет. – 14(4+10) часов
Хранение информации. Передача информации. Модель передачи информации К.
Шеннона. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Обработка
информации. Виды обработки информации. Алгоритм, свойства алгоритма. Модели
алгоритмических машин в теории алгоритмов. Автоматическая обработка информации.

Свойства алгоритмической машины. Алгоритмическая машина Поста. Информационные
процессы в компьютере. Архитектура компьютера. Эволюция поколений ЭВМ.
Математические основы информатики.Тексты и кодирование.Равномерные и неравномерные
коды. Условие Фано.Системы счисления.Сравнение чисел, записанных в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел,
записанных в этихсистемах счисления.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции,
Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы.
Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов. Средства и технологии обмена
информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).Каналы связи и их
основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации.
Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи.
Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и
преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей.
Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных
TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
III.
Программирование
обработки
информации.
Информационное
моделирование. – 39(17+12) часов
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий
исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов. Язык программирования. Основные правила процедурных языков
программирования (Паскаль): правила представления данных; правила записи основных
операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных
алгоритмов; правила записи программы. Использование массивов, выбор из них данных,
нахождение суммы, минимального и максимального элемента, сортировка. Этапы решения
задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка –
тестирование.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения
с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов
(примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного
ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами).
Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего
мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы
языка
программирования,
основные
конструкции
языка
программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования.
Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде
программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с
использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового
уровня из различных предметных областей. Примеры задач:

–
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех,
четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или
произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
–
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
–
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного
натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
–
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром
массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка
элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива,
проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и
вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия
человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред
имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного
эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные
системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка
больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные
компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции
развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные
виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернетсервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные
программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения
учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской
Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств
ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования
при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного
рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых
шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание
гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.

Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК
или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с
использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов,
видеокамер, сканеров и т. д.).Обработка изображения и звука с использованием интернети мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций
проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том
числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических
задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы
автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели.
Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания.
Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет.
Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические
страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения
запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального
времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и
т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
IV. Социальная информатика -2 (0+2) часа.

Информационная
цивилизация.
Информационные
ресурсы
общества.
Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности
человека.
Информационная
безопасность.Средства
защиты
информации
в
автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и
компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.
V. Резерв учебного времени – 5 (4+1) часов.
Введение (1+0). Контрольная работа (2+1). Решение задач ЕГЭ (1+1).
Направления проектной деятельности: Информационные процессы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Тема (раздел учебника)

Всего
часов

Тео
рия

1. Введение.
Структура 1ч.
информатики.
ИНФОРМАЦИЯ
9 ч.
2.
Информация. 2
Представление информации
(§§1-2)

1

3. Измерение информации 2
(§§3-4)

1

4. Представление чисел в 2
компьютере (§5)

1

5. Представление текста, 3
изображения и звука в
компьютере (§6)

1,5

1

Практика
(номер
работы)

1
(Работа 1.1)
П.р.
№
1
«Шифрование
данных»
1
(Работа 1.2)
П.р.
№
2
«Измерение
информации»
1
(Работа 1.3)
П.р.
№
3
«Представлен
ие чисел»
1,5
(Работа 1.4,
1.5)
П.р.
№
4
«Представлен
ие
текстов.
Сжатие
текстов»

Основные виды деятельности
Основные подходы к определению
информации.
Представление
о
системах,
образованных
взаимодействующими элементами.
Распознавать
дискретные
и
непрерывные сигналы. Знать виды
носителей информации и их
характерные особенности; виды и
свойства информации. Принцип
алфавитного
подхода
к
определению
количества
информации.
Сущностные
характеристики
и
особенности
протекания
и
передачи
информации; определение понятия
«канал
связи».
Давать
характеристику
каналу
связи;
приводить
примеры
передачи
информации
в
социальных
технических системах. Сущностные
характеристики
и
особенности
протекания
информационных
процессов обработки, хранения и
защиты информации

П.р.
№
5
«Представлен
ие
изображения
и звука»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
4 ч.
ПРОЦЕССЫ
6. Хранение и передача 1
информации (§7, 8)

1

Основные подходы к определению
информации.
Представление
о

7. Обработка информации и 1
алгоритмы (§9)

8.
Автоматическая 1
обработка
(§10)
информации

Сам

0,5

1
(Работа 2.1.)
П.р.
№
6
«Управление
алгоритмичес
ким
исполнителем
»
0,5
(Работа 2.2.)
П.р.
№
7
«Автоматичес
кая обработка
данных»

9.
Информационные
процессы в компьютере
(§11)
Проект
№
1
для
самостоятельного
выполнения
«Выбор
конфигурации
компьютера»
Проект
№
2
для
самостоятельного
выполнения
«Настройка
BIOS»
Контрольная работа № 1
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
10. Алгоритмы, структуры
алгоритмов,
структурное
программирование (§12-14)
2 семестр
11.
Программирование
линейных
алгоритмов
(§15-17)

1

1

Работа
2.3.
Выбор
конфигурации компьютера

системах,
образованных
взаимодействующими элементами.
Распознавать
дискретные
и
непрерывные сигналы. Знать виды
носителей информации и их
характерные особенности; виды и
свойства информации. Принцип
алфавитного
подхода
к
определению
количества
информации.
Сущностные
характеристики
и
особенности
протекания
и
передачи
информации; определение понятия
«канал
связи».
Давать
характеристику
каналу
связи;
приводить
примеры
передачи
информации
в
социальных
технических системах. Сущностные
характеристики
и
особенности
протекания
информационных
процессов обработки, хранения и
защиты информации

Работа 2.4. Настройка BIOS

1 час
17 ч.
1

1

2

1

действовать
по
инструкции,
алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ и синтез, обобщение и
классификация,
сравнение
информации;
1
использование
знаний
в
(Работа 3.1.)
стандартной
и
нестандартной
ситуации;
П.р.
№
8
«Программир логичность мышления;
умение работать в коллективе;
ование
сравнение полученных результатов
линейных
с учебной задачей;
алгоритмов»
владение
компонентами
доказательства;
формулирование
проблемы
и
определение способов ее решения;
определение проблем собственной
учебной
деятельности
и
установление их причины.
Разработка и запись на языке
программирования Pascal типовых
алгоритмов;
владение основными приемами
работы с массивами: создание,
заполнение, сортировка массива,
вывод
элементов
массива
в

12. Логические величины и 3
выражения,
программирование
ветвлений (§18-20)

1

2
(Работа 3.2.,
3.3)
П.р.
№
9
«Программир
ование
логических
выражений»

13.
Программирование 2
циклов (§21, 22)

14. Подпрограммы (§23)

2

1

1

П.р. № 10
«Программир
ование
ветвящихся
алгоритмов»
1
(Работа 3.4.)
П.р. № 11
«Программир
ование
циклических
алгоритмов»
1
(Работа 3.5.)
П.р. № 12
«Программир
ование
с
использовани
ем
подпрограмм
»

15. Работа с массивами 4
(§24- 26)

2

2
(Работа 3.6. ,
3.7)

требуемом виде; назначение языков
программирования;
алфавит языка программирования
Pascal;
объекты, с которыми работает
программа (константы выражения,
операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы
языка Паскаль;
определение
массива,
правила
описания
массивов,
способы
хранения и доступа к отдельным
элементам массива;
действовать
по
инструкции,
алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ и синтез, обобщение и
классификация,
сравнение
информации;
использование
знаний
в
стандартной
и
нестандартной
ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов
с учебной задачей;
владение
компонентами
доказательства;
формулирование
проблемы
и
определение способов ее решения;
определение проблем собственной
учебной
деятельности
и
установление их причины.
Разработка и запись на языке
программирования Pascal типовых
алгоритмов;
владение основными приемами
работы с массивами: создание,
заполнение, сортировка массива,
вывод
элементов
массива
в
требуемом виде; назначение языков
программирования;
алфавит языка программирования
Pascal;
объекты, с которыми работает
программа (константы выражения,
операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы
языка Паскаль;
определение
массива,
правила
описания
массивов,
способы
хранения и доступа к отдельным
элементам массива;
действовать
по
инструкции,
алгоритму;
составлять алгоритмы;

П. р. № 13
«Программир
ование
обработки
одномерных
массивов»
П. р. № 14
«Программир
ование
обработки
двумерных
массивов»
16. Работа с символьной 2
информацией (§27, 28)

1

1
(Работа 3.8.)
П.р. № 15
«Программир
ование
обработки
строк
символов»

17. Комбинированный тип 1
данных (§29)

0,5

0,5
(Работа 3.9.)
П.р. № 16
«Программир
ование
обработки
записей»

Контрольная работа №2
Решение задач ЕГЭ
Всего:

анализ и синтез, обобщение и
классификация,
сравнение
информации;
использование
знаний
в
стандартной
и
нестандартной
ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов
с учебной задачей;
владение
компонентами
доказательства;
формулирование
проблемы
и
определение способов ее решения;
определение проблем собственной
учебной
деятельности
и
установление их причины.
Разработка и запись на языке
программирования Pascal типовых
алгоритмов;
владение основными приемами
работы с массивами: создание,
заполнение, сортировка массива,
вывод
элементов
массива
в
требуемом виде; назначение языков
программирования;
алфавит языка программирования
Pascal;
объекты, с которыми работает
программа (константы выражения,
операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы
языка Паскаль;
 определение массива, правила
описания
массивов,
способы
хранения и доступа к отдельным
элементам массива;

1 час
1 час
34
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс

Тема (раздел учебника)

Всего
часов
9 ч.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ И БАЗЫ
ДАННЫХ
1. Системный анализ (§1-4) 2

Тео
рия

Практика
(номер работы)

1

1
(Работа 1.1)
П.р.
№
«Модели
систем»

Основные виды деятельности

Знать определение понятия и
типов информационных систем.
Уметь
различать
и
давать
1 характеристику
баз
данных
(табличных,
иерархических,
сетевых.

2. Базы данных (§5-9)

7

1

6
(Работы
1.3,1.4, 1,6, 1.7,
1.8, 1.9)
П.р.
№
2
«Знакомство с
СУБД»
П.р.
№
3
«Создание
базы
данных
«Приемная
комиссия»»
П.р.
№
4
«Реализация
простых
запросов
в
режиме
дизайна
(конструктора
запросов)»
П.р.
№
5
«Расширение
базы
данных
«Приемная
комиссия».
Работа
с
формой»
П.р.
№
6
«Реализация
сложных
запросов в базе
данных
«Приемная
комиссия»»
П.р.
№
«Создание
отчета»

Проект
№
1
для
самостоятельного
выполнения.
Проектные задания по
системологии
Проект
№
2
для
самостоятельного
выполнения.
Проектные задания на
самостоятельную
разработку базы данных

7

Работа
1.2.
Проектные
задания по системологии

Работа
1.5.
Проектные
задания на самостоятельную
разработку базы данных

Формирование запросов на поиск
данных
в
среде
системы
управления базами данных.
создания простейших моделей
объектов и процессов в виде
изображений
и
чертежей,
динамических
(электронных)
таблиц, программ (в том числе в
форме блок-схем);
проведения
компьютерных
экспериментов с использованием
готовых моделей объектов и
процессов;
создания
информационных
объектов, в том числе для
оформления результатов учебной
работы;
организации
индивидуального
информационного пространства,
создания
личных
коллекций
информационных объектов;
передачи
информации
по
телекоммуникационным каналам в
учебной и личной переписке,
использования информационных
ресурсов общества с соблюдением
соответствующих требований.

Интернет.

10

3. Организация и услуги 4
Интернет ( §10-12)

0

4
(Работы
2.4)

2.1-

П.р.
№
8
«Интернет.
Работа
с
электронной
почтой
и
телеконференц
иями»
П.р.
№
9
«Интернет.
Работа
с
браузером.
Просмотр webстраниц»
П.р.
№
10
«Интернет.
Сохранение
загруженных
web–страниц
П.р.
№
11
«Интернет.
Работа
с
поисковыми
системами»
Контрольная работа № 1 1 ч
4. Основы сайтостроения ( 5
§13-15)

2

3
(Работы
2.7)

2.5-

П.р.
№
12
«Разработка
сайта
«Моя
семья»»
П.р.
№
13
«Разработка
сайта
«Животный
мир»»

Проект №
3
самостоятельного
выполнения

П.р.
№
14
«Разработка
сайта
«Наш
класс»»
для Работа 2.8. Проектные задания
на разработку сайтов

Знать определение понятия и
типов информационных систем.
Уметь
различать
и
давать
характеристику
баз
данных
(табличных,
иерархических,
сетевых.
Формирование запросов на поиск
данных
в
среде
системы
управления базами данных.
создания простейших моделей
объектов и процессов в виде
изображений
и
чертежей,
динамических
(электронных)
таблиц, программ (в том числе в
форме блок-схем);
проведения
компьютерных
экспериментов с использованием
готовых моделей объектов и
процессов;
создания
информационных
объектов, в том числе для
оформления результатов учебной
работы;
организации
индивидуального
информационного пространства,
создания
личных
коллекций
информационных объектов;
передачи
информации
по
телекоммуникационным каналам в
учебной и личной переписке,
использования информационных
ресурсов общества с соблюдением
соответствующих требований.

ИНФОРМАЦИОННОЕ
12ч.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
5.
Компьютерное 1
информационное
моделирование ( §16)
6.
Моделирование 2
зависимостей
между
величинами ( §17)

7. Модели статистического 2
прогнозирования (§18)

8.
Моделирование 3
корреляционных
зависимостей ( §19)

9. Модели оптимального 3
планирования ( §20)

1

1

1

2

1

1
(Работа 3.1)
П.р.
№
15
«Получение
регрессионных
моделей»
1
(Работа 3.2)
П.р.
№
16
«Прогнозирова
ние»
1
(Работа 3.4)
П.р.
№
17
«Расчет
корреляционны
х
зависимостей»
2
(Работа 3.6)

Знать определение понятия и
типов информационных систем.
Уметь
различать
и
давать
характеристику
баз
данных
(табличных,
иерархических,
сетевых.
Формирование запросов на поиск
данных
в
среде
системы
управления базами данных.
создания простейших моделей
объектов и процессов в виде
изображений
и
чертежей,
динамических
(электронных)
таблиц, программ (в том числе в
форме блок-схем);
проведения
компьютерных
экспериментов с использованием
готовых моделей объектов и
процессов;
создания
информационных
объектов, в том числе для
оформления результатов учебной
работы;
организации
индивидуального
информационного пространства,
создания
личных
коллекций
информационных объектов;
передачи
информации
по
телекоммуникационным каналам в
учебной и личной переписке,
использования информационных
ресурсов общества с соблюдением
соответствующих требований.

П.р.
№
18
«Решение
задачи
оптимального
планирования»
Проект
№ 4 для Работа 3.3. Проектные задания
самостоятельного
на получение регрессионных
выполнения
зависимостей
Проект
№
5
для Работа 3.5. Проектные задания
самостоятельного
по теме
«Корреляционные
выполнения
зависимости»
Проект
№
6
для Работа 3.7. Проектные задания
самостоятельного
по
теме
«Оптимальное
выполнения
планирование»
Знать определение понятия и
Контрольная работа № 2 1 ч
типов информационных систем.
Уметь
различать
и
давать
характеристику
баз
данных
(табличных,
иерархических,
сетевых.
Учащиеся должны знать:
Социальная
2ч
- что такое информационные
информатика
ресурсы общества
Информационное
1
1
0
- из чего складывается рынок
общество(§21-22)
информационных ресурсов
Информационное право и 1
1
0
что
относится
к
безопасность
информационным услугам

- в чем состоят основные черты
информационного общества
причины
информационного
кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере
образования будут происходить с
формированием информационного
общества
Учащиеся должны уметь:
-Применять
информационные
ресурсы общества в практической
жизни.
Учащиеся должны знать:
- основные законодательные акты
в информационной сфере
- суть Доктрины информационной
безопасности
Российской
Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и
этические
нормы
в
информационной
сфере
деятельности
Решение задач ЕГЭ

1ч

Всего:

34
часа

Формирование запросов на поиск
данных
в
среде
системы
управления базами данных.
создания простейших моделей
объектов и процессов в виде
изображений
и
чертежей,
динамических
(электронных)
таблиц, программ (в том числе в
форме блок-схем);
проведения
компьютерных
экспериментов с использованием
готовых моделей объектов и
процессов;
создания
информационных
объектов, в том числе для
оформления результатов учебной
работы;
передачи
информации
по
телекоммуникационным каналам в
учебной и личной переписке,
использования информационных
ресурсов общества с соблюдением
соответствующих требований.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».