ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. 3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Предметные результаты: 1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. 2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, устройство и программное обеспечение компьютера, текстовая и графическая информация, мультимедиа и компьютерные презентации. 3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. 4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 5. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 7 класс Общее число часов – 32 ч. Резерв учебного времени – 2 ч. 1. Введение в предмет 1 ч. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. 2. Человек и информация 4 ч. (3+1) Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером» Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Учащиеся должны уметь: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч. (3+3) Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. Практическая работа №2 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств» Практическая работа №3 «Пользовательский интерфейс» Практическая работа №4«Работа с файловой структурой операционной системы» Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь: включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы. 4. Текстовая информация и компьютер 9 ч. (3+6) Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Практическая работа №5 «Ввод и редактирование текста» Практическая работа №6 «Форматирование текста» Практическая работа №7 «Буфер обмена. Поиск и замена фрагментов текста» Практическая работа №8«Таблицы в текстовом документе» Практическая работа №9 «Дополнительные возможности текстового процессора» Итоговое практическое задание №10«Создание и обработка текстовых документов» При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. Учащиеся должны знать: способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Учащиеся должны уметь: печать, набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. 5. Графическая информация и компьютер 6 ч. (2+4) Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). Практическая работа №11«Работа с растровым графическим редактором» Практическая работа №12«Работа с конструктором цветов в растровом графическом редакторе» Практическая работа №13 редакторе» «Создание изображения в векторном графическом Практическая работа №14 «Технические средства компьютерной графики» При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Учащиеся должны уметь: строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. 6. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч. (2+4) Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; Практическая работа №15 «Создание презентации» Практическая работа №16 «Технология мультимедиа» Практическая работа №17 «Создание гиперссылок» Практическая работа №18«Демонстрация презентации на заданную тему» При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. Учащиеся должны знать: что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Учащиеся должны уметь: Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Кол-во часов Теория Контрольные работы Практические работы 1. Введение в предмет 1 1 2. Человек и информация 4 3 3. 6+1 3 4. Компьютер: устройство и программное обеспечение Текстовая информация и компьютер 9 3 6 5. Графическая информация и компьютер 6 2 4 6. Мультимедиа и компьютерные презентации Всего: 6+1 2 1 4 34 14 2 18 7. 1 1 3 № 1. Тема Введение в Всего часов Учебник Теория Практическая работа Предмет Приводить примеры предмет. Правила информатики. Роль информационной техники информации в деятельности человека. безопасности жизни людей. Правила поведения в Содержание курса компьютерном классе. 1 7 класс ФГОС ст.6-9 информатики Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. 2. Информация и ее Связь между Практическая работа №1 7 класс виды. Восприятие информацией и «Работа с клавиатурным §§1,2 информации знаниями человека тренажером» человеком. Что такое Приводить примеры Информационные информационные информации и процессы процессы. информационных Какие существуют процессов из области носители человеческой информации деятельности, живой Функции языка, как природы и техники способа Определять в конкретном представления процессе передачи информации; что информации источник, такое естественные приемник, канал 2 §3 и формальные языки 3. Измерение информации. 2 Как определяется Приводить 7 кл единица измерения примеры §4 № Тема Всего часов Учебник Теория Практическая работа Единицы информации — информативных и измерения бит (алфавитный неинформативных информации. подход).Что такое сообщений байт, килобайт, Практика.Измерять мегабайт, гигабайт информационный 7 класс ФГОС §§5 ,6 объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита).Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб 4. Состав основных Практическая работа 7 кл и устройства устройств №2 «Знакомство с §§9, 10 ЭВМ. компьютера, их комплектацией устройств § 12 Принципы назначение и ПК, подключение внешних §§7, 8 организации информационное устройств» внутренней и взаимодействие Включать и выключать внешней памяти Основные компьютер; пользоваться компьютера. характеристики клавиатурой; подключать Двоичное компьютера в целом представление и его узлов внешние устройства данных в памяти (различных (клавиатуру, мышь, компьютера. накопителей, принтер, монитор, Организация устройств ввода и акустические устройства, информации на вывода проектор); устанавливать внешних информации) внешние носители: носителях, файлы. Структуру диски, флэшки Персональный внутренней памяти компьютер. компьютера (биты, Основные байты); понятие устройства и адреса памяти характеристики. Типы и свойства Правила техники устройств Архитектура 3 к системному блоку № 5. Тема Учебник Всего часов Теория безопасности и внешней памяти эргономики при Типы и назначение работе за устройств ввода- компьютером. вывода. Практическая работа 7 класс ФГОС Виды программного Практическая работа 7 кл обеспечение обеспечения №3 «Пользовательский § 11 компьютера Сущность интерфейс» Виды программного программного управления работой №4«Работа с файловой обеспечения (ПО). компьютера. структурой операционной Системное ПО. Принципыорганизац системы» Операционные ии Ориентироваться в системы (ОС). информации на типовом интерфейсе: Основные внешних носителях: пользоваться меню, функции ОС. что такое файл, обращаться за справкой, Файловая каталог (папка), работать с окнами структура внешней файловая структура Инициализировать памяти. Объектно- Назначение выполнение программ из ориентированный программного программных файлов пользовательский обеспечения и его Просматривать на интерфейс. состав. Программное 3 Практическая работа экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск 6. Контрольная 7 кл § §1-12 1 работа №1 7. Способы Практическая работа 7 кл информация и представления №5 «Ввод и § 13 компьютерТексты символьной редактирование текста» §§14–15 в компьютерной информации в Практическая работа § 16 памяти: памяти ЭВМ №6 «Форматирование § 17 Текстовая 9 № Тема Всего часов Практическая работа кодирование (таблицы кодировки, текста» символов, текстовые файлы) Практическая работа текстовые файлы. Назначение №7 «Буфер обмена. Поиск Работа с текстовых и замена фрагментов внешними редакторов текста» носителями и (текстовых Практическая работа принтерами при процессоров №8«Таблицы в текстовом сохранении и основные режимы документе» печати текстовых работы текстовых Практическая работа документов. редакторов (ввод №9 «Дополнительные Текстовые -редактирование, возможности текстового редакторы и печать, процессора» текстовые орфографический Итоговое практическое процессоры, контроль, поиск и задание №10«Создание и назначение, замена, работа с обработка текстовых возможности, файлами, работа с документов» принципы работы объектами) Набирать и редактировать с ними. Зачёт по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» текст выполнять основные Интеллектуальные системы работы с текстом 8. Учебник Теория 7 класс ФГОС операции по форматированию и структуризации текста, (распознавание допускаемые этим текста, редактором;Сохранять компьютерные текст на диске, загружать словари и системы его с диска, выводить на перевода) печать Способы Практическая работа информация и представления №11«Работа с растровым §§18,21 компьютер изображений в графическим редактором» § 22 Компьютерная памяти ЭВМ; Практическая работа § 20 графика: области понятия о пикселе, №12«Работа с § 21 применения, растре, кодировке конструктором цветов в технические цвета, видеопамяти растровом графическом средства. Какие существуют редакторе» Графическая 6 7 кл № Тема Всего часов Учебник Теория Практическая работа Принципы области применения кодирования компьютерной изображения; графики, типы понятие о графических Практическая работа №13 «Создание изображения в векторном графическом редакторе» дискретизации редакторов; методы работы с Практическая работа №14 «Технические назначениеосновных средства компьютерной графики» компонентов среды Создавать и редактировать графического несложные изображения редактора Сохранять рисунки на растрового типа: диске и загружать с диска; рабочего поля, меню выводить на печать инструментов, ними. графических изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и 7 класс ФГОС примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр; 9. Технология мультимедиа 6 Зачёт по теме «Графическая информация и компьютер» что такое Практическая работа 7 кл мультимедиа; №15 «Создание §§23,26 области презентации» §§24,25 применения. Практическая работа Представление звука №16 «Технология в памяти мультимедиа» компьютера; Практическая работа понятие о №17 «Создание дискретизации гиперссылок» звука. Технические Практическая работа средства №18«Демонстрация мультимедиа. презентации на заданную Компьютерные тему» Презентации Создавать несложную Зачёт по теме «Технология презентацию в среде № Тема Всего часов Учебник Теория мультимедиа» Практическая работа типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст 10. Контрольная 1 работа №2 11. ВСЕГО 34 Итоговое тестирование по курсу 7 класса 7 класс ФГОС