ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. 3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Предметные результаты: 1. Формирование информационной и алгоритмической культуры. 2. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. 3. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 4. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 9 класс Общее число часов: 31 ч. Резерв учебного времени: 3 часа. 1. Управление и алгоритмы 12 ч. (5+7) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Практическая работа №1«Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Практическая работа №2«Построение линейных алгоритмов». Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». Практическая работа №4 «Работа с циклами» Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений». Практическая работа №6 «Составление алгоритмов со сложной структурой» Практическая работа №7 «Итоговое задание по алгоритмизации» Учащиеся должны знать: что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Учащиеся должны уметь: при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. 2. Введение в программирование — 15 ч (5 + 10) Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Практическая работа №8«Работа с готовыми программами: отладка, выполнение, тестирование». Практическая работа №9 «Построение линейных алгоритмов». Практическая работа №10«Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». Практическая работа №11 «Разработка программ с использованием оператора ветвления и логических операций». Практическая работа №12«Разработка программ c использованием цикла с заданным числом повторений». Практическая работа №13 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». Практическая работа №14«Разработка программ c использованием цикла с постусловием» Практическая работа №15«Разработка программ обработки одномерных массивов». Практическая работа №16«Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве» Практическая работа №17«Решение задач на обработку массивов». Учащиеся должны знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; что такое трансляция; назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования.. Учащиеся должны уметь: работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. 3. Информационные технологии и общество 4 ч. (4+0) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Учащиеся должны знать: основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема безопасности информации; какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. Учащиеся должны уметь: регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Содержание курса 9 класса и распределение учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год) № Тема Кол-во часов Теория Контрольные Практические работы 7 1. Управление и алгоритмы 12 4 работы 1 2. Введение в программирование 15 4 1 10 3. Информационные технологии и общество 4 4 4. Резерв 3 2 5. Всего: 34 14 2 17 № Тема Всего часов Учебни к Теория Практическая работа 9 клФГ ОС 1. Управление и алгоритмы 12 (5+7) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. 9 кл Практическая работа №1«Работа с учебным §1-7 исполнителем алгоритмов». Практическая работа №2«Построение линейных алгоритмов». Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». Практическая работа №4 «Работа с циклами» Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений». Практическая работа №6 «Составление алгоритмов со сложной структурой» Практическая работа №7 «Итоговое задание по алгоритмизации» Контрольная работа №1 по теме «Управление и алгоритмы» 2. Введение в программирование 15 (5+10) Алгоритмы работы Практическая работа 9 кл №8«Работа с готовыми с величинами: §§8программами: отладка, константы, 19 выполнение, тестирование». переменные, Практическая работа №9 понятие типов «Построение линейных данных, ввод и алгоритмов». вывод данных. Практическая работа №10 «Разработка программ с Языки программирования использованием операторов ввода, вывода, присваивания высокого уровня и простых ветвлений». (ЯПВУ), их Практическая работа №11 классификация. «Разработка программ с Структура использованием оператора программы на ветвления и логических операций». языке Паскаль. Практическая работа Представление №12«Разработка программ данных в c использованием цикла с программе. заданным числом Правила записи повторений». основных Практическая работа №13 операторов: «Разработка программ c использованием цикла с присваивания, предусловием». ввода, вывода, ветвления, циклов. Практическая работа №14«Разработка программ Структурированны c использованием цикла с й тип данных – постусловием» массив. Способы Практическая работа №15«Разработка программ описания и обработки одномерных обработки массивов». массивов. Практическая работа Этапы решения №16«Разработка задачи с программы поиска числа в использованием случайно сформированном программирования: массиве» постановка задачи, Практическая работа №17 «Решение задач на формализация, обработку массивов». алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Контрольная работа №2 по теме «Введение в программирование» 3. Информационные технологии и 4 Предыстория информатики. Реферат или презентация 9 кл §22 общество 4. Резерв История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере 3 Всего 34