ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. 3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Предметные результаты: 1. Формирование информационной и алгоритмической культуры. 2. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. 3. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 4. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 8 класс Общее число часов: 32 часа. Резерв учебного времени: 2 часа Передача информации в компьютерных сетях 8 ч. (4+4) Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой» Практическая работа №3 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем» Практическая работа №4 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора» Итоговый урок по теме «Передача информации в компьютерных сетях» в форме комплексной практической работы Учащиеся должны знать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. Учащиеся должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов. 1. Информационное моделирование 4 ч. (3+1) Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных имитационные. моделей: Табличная вербальные, организация графические, информации. математические, Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. Практическая работа № 5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью» Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Учащиеся должны уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; 2. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч. (5+5) Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). Практическая работа №6 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы». Практическая работа №7 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере». Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных». Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных». Практическая работа №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение». Итоговый урок по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» в форме комплексной практической работы. Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. 3. Табличные вычисления на компьютере 10 ч. (5+5) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Практическая работа №11 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование». Практическая работа №12 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц». Практическая работа №13 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации». Практическая работа №14 «Математическое моделирование с помощью электронной таблицы». Практическая работа №15 «Имитационное моделирование в среде электронной таблицы». Учащиеся должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Содержание курса 8 класса и распределение учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год) № Тема 1. Передача информации в компьютерных 4 4 3 1 Информационное моделирование 4 3. Контрольная работа № 1 1 4. Хранение и обработка информации в базах данных 5 5 5 5 Табличные вычисления на компьютере 10 6. Контрольная работа № 2 1 7. Всего: 34 Передача 1 10 5. 1. работы 8 2. Тема Практические работы Теория сетях № Контрольные Кол-во часов 1 17 2 15 Учебник Всего Теория часов Практическая работа 8 кл ФГОС 1.Что такое Работать с одной из 8 кл информации в компьютерная сеть; программ-архиваторов §§1 - 5 компьютерных в чем различие Практическая работа сетях между локальными и №1 «Работа в локальной глобальными сетями по сети компьютерного организации и по класса в режиме обмена использованию файлами». 2.Назначение Практическая работа основных №2 «Работа с технических и электронной почтой» программных Практическая работа средств №3 «Поиск информации в функционирования Интернете с сетей: каналов связи, использованием поисковых модемов, серверов, систем» клиентов, Практическая работа 8 (4+4) протоколов №4 «Создание Назначение простейшей Web- основных видов страницы с услуг глобальных использованием сетей: электронной текстового редактора» почты, Итоговый урок по теме телеконференций, «Передача информации в файловых архивов и др. компьютерных сетях» в 4.Что такое форме комплексной Интернет; какие практической работы Возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» —WWW 2. Информационное моделирование 4 (3+1) Понятие модели; модели 1. Приводить примеры 8 кл натурные и натурных и §§ 6,7 информационные. информационных §8 Назначение и свойства моделей §9 моделей. 2. Ориентироваться в Виды информационных таблично-организованной моделей: вербальные, информации графические, 3. Описывать объект математические, (процесс) в табличной имитационные. форме для простых Табличная организация случаев информации. Области 4.Работать с готовыми применения информационными компьютерного моделями на компьютере, информационного проводить моделирования. вычислительный эксперимент Практическая работа №5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью» 3. Контрольная 1 работа № 1 4. Хранение и 10 Понятие базы данных Практическая работа 8 кл обработка (5+5) (БД), информационной № 6 «Работа с готовой §§10 - информации в системы. Основные базой данных: добавление, 16 базах данных понятия БД: запись, удаление и поле, типы полей, редактирование записей в первичный ключ. режиме таблицы». Системы правления БД и Практическая работа принципы работы с № 7 «Проектирование ними. Просмотр и однотабличной базы редактирование БД. данных и создание БД на Проектирование и компьютере». создание однотабличной Практическая работа БД. № 8 «Формирование Условия поиска простых запросов к информации, простые и готовой базе данных». сложные логические Практическая работа выражения. Логические №9 «Формирование операции. Поиск, сложных запросов к удаление и сортировка готовой базе данных». записей. Практическая работа №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение». Итоговый урок по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» в форме комплексной практической работы. 5. Табличные 10 Двоичная система Практическая работа 8 кл вычисления на (5+5) счисления. №11 «Работа с готовой §§17- Представление чисел в электронной таблицей: 26 памяти компьютера. добавление и удаление Табличные расчеты и строк и столбцов, электронные таблицы. изменение формул и их Структура электронной копирование». таблицы, типы данных: Практическая работа тексты, числа, формулы. №12 «Использование Адресация встроенных относительная и математических и абсолютная. Встроенные статистических функций. функции. Методы Сортировка таблиц». работы с электронными Практическая работа таблицами. №13 «Построение Построение графиков и графиков и диаграмм. диаграмм с помощью Использование логических электронных таблиц. функций и условной Математическое функции. Использование моделирование и абсолютной адресации». решение задач с Практическая работа помощью электронных №14 «Математическое таблиц. моделирование с помощью компьютере электронной таблицы». Практическая работа №15 «Имитационное моделирование в среде электронной таблицы» 6. Контрольная 1 работа №2 Всего 34