Школа ответсвенного родительства (1)

ПРОЕКТ «ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»
Паспорт проекта
Разделы паспорта проекта
1. Название проекта
2. Автор программы
3. Сроки реализации

Содержание разделов проекта
«Школа ответственного родительства»
Костенко Екатерина Николаевна, директор
I этап: организационный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:

изучить нормативно-правовую базу.

разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация проекта «Школа ответственного родительства»
Задачи:

отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с
родительской общественностью;

разработать методические рекомендации по эффективному взаимодействию с родительской
общественностью;

вовлекать в реализацию проекта всех участников образовательных отношений;

проводить мониторинг реализации проекта;

расширить спектр совместных мероприятий с участием родителей (законных представителей).
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации проекта;
Задачи:

мониторинг проекта;

транслирование опыта работы
4. Основание для создания 
Конвенция о правах ребенка;
проекта

Декларация прав ребенка;

Конституция РФ;

Закон №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
5. Содержание проекта

Паспорт проекта

Пояснительная записка
Целевой блок
Механизм реализации проекта
Диагностика эффективности содержания деятельности
Оценка эффективности реализации проекта. Прогностический результат
Список литературы
7. Аннотация проекта
Содержит теоретическое и нормативно-правовое обоснование механизмов управления формированием
ответственного родительства в условиях общеобразовательной школы на основе проектной технологии.
8.
Предполагаемый Для обучающихся:
результат
– повышение мотивации к обучению;
– проявление способности к организации своей деятельности;
– коммуникация с педагогами, сверстниками, общественностью;
– рефлексия собственной деятельности;
-сформированная способность к самоопределению и самоидентификации.
Для педагогов:
– готовность к инновационным формам взаимодействия с семьями обучающихся, повышение качества
образовательных услуг;
– создание методических пособий по проведению занятий в деятельностных технологиях.
Для родителей (законных представителе):
– удовлетворенность качеством образования ребенка;

возможность принятия активного участия в процессе образования и социализации ребенка.

участие в управлении образовательной организацией.
Для образовательного учреждения:

модель образовательного пространства, способствующего формированию позиции ответственного
родителя.

педагогический
коллектив
единомышленников,
систематически
повышающих
уровень
профессионального роста;

основная образовательная программа, обеспечивающая непрерывное образование;

конкурентоспособность.







Современное образование рассматривается как важнейший фактор модернизации общества.

Данный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание эффективных механизмов взаимодействия двух
важнейших в социализации ребенка институтов семьи и школы.
Актуальность проекта
В настоящее время в наибольшей степени неразделимы государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и
семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги, дети, родители) есть стратегическая связь, обусловленная
равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании») перед государством за воспитание будущего
поколения. Семья — это базовая национальная ценность. Следовательно, возникает необходимость содержательной квалифицированной помощи
родителям просветительского, образовательного и консультационного характера. Эта помощь должна быть направлена на восполнение знаний,
умений и компетентностей родителей в сфере воспитания и образования детей, на формирование у родителей представлений о своих правах и
обязанностях, формирование способности к осознанному выбору траекторий развития своих детей. Также она должна быть направлена на помощь
в поиске ответов на возникающие вопросы в области реализации родительской позиции, на осознание потенциала и рисков выбираемой стратегии
воспитания и образования своих детей, последствий действий родителей; направлена на формирование необходимых знаний в области
потребностей детей разного возраста, детской психологии, закономерностей детского развития, включая доступность к профессиональной научно
обоснованной информации в различных информационных источниках. Ключевое направление родительского просвещения и образования состоит
в том, что в ситуации утраты внутрисемейных траекторий передачи опыта родительства система родительского просвещения и образования
становится фактом признания неоценимой значимости семьи в современном российском обществе, знаком уважения к роли родителей, символом
поворота общества и государства в сторону интересов семьи и отдельного человека.
Для современной школы очень важно конструктивное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся. В
соответствии с современными стандартами образования, подкрепленными нормативно-правовой базой родители являются полноправными
участниками образовательных отношений. Школа не может не учитывать мнение родителей по ряду вопросов жизнедеятельности школы:
образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления и иных. В связи с этим приоритетной задачей
становится разработка конструктивных механизмов взаимодействия школы и родительской общественности наиболее перспективной в этом
направлении, по нашему мнению, является проектная технология, которая, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой,
с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. Вместе с тем, анализ современной практики указывает на
весьма существенные проблемы, не решив которые, невозможно выполнить данный социальный заказ.
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается рядом нормативных правовых документов, а именно
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (приказ от 28.12.2012 №273-ФЗ); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России; Стратегия развития воспитания в Российской} Федерации на период до 2025 года, «Стратегия развития воспитания
в Российской} Федерации на период до 2025 года» добавить внутренние локальные акты положение об управляющем совете приказ, о включении
проекта в программу развития положение о родительском клубе, положение о совете родителей в которых представлен приоритет семьи в
воспитании детей. Педагогами и специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение
воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания.

В связи с этим нами предлагается проект «Школа ответственного родительства», способствующий созданию условий для эффективной
совместной деятельности школы и семьи в интересах развития ребенка, осознание родителями (законными представителями) своей миссии,
формирование позиции ответственного родителя.
Цель: создание условий для эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений, оказывающих положительное
влияние на становление взаимоотношений в семье.
Задачи проекта:
1.Разработка и апробация инструментария по выявлению и поддержке потенциала ответственного родительства в современной семье МБОУ
«Зерновская средняя школа»
2.Разработка и внедрение многоуровневой вариативной модели социального партнерства семьи и образовательной организации
обеспечивающей реализацию потенциала ответственного родительства в современной семье школы.
3.Создание системы методической поддержки диссеминации социального партнерства семьи и образовательного учреждения
обеспечивающей реализацию потенциала ответственного родительства в современной семье г. Сургута.
Пути решения задач
Направление деятельности

1

2

Содержание деятельности

Разработка и апробация инструментария по
выявлению и поддержке потенциала ответственного
родительства в современной семье МБОУ «Зерновская
средняя школа»

1.1.
проведение
анкетирования
«Воспитательный
потенциал семьи», опросов и т.д.
1.2. реализация плана мероприятий проекта

Разработка
и
внедрение
многоуровневой
вариативной модели социального партнерства семьи и
образовательной
организации
обеспечивающей
реализацию потенциала ответственного родительства в
современной семье школы.

2.1. разработка программы мониторинга
2.2. создание условий для формирования устойчивых
установок и мотивации родителей (законных представителей) на
позитивные изменения собственного воспитательного потенциала
через привлечение к сотрудничеству через проектную
деятельность;
2.3.
транслирование
участникам
образовательных
отношений представлений о воспитательном потенциале семьи,
об эффективных способах его развития в условиях
взаимодействия семьи и школы;
2.5. иницировать семью как главного социального партнера
в организации совместной деятельности родителей и детей,

направленную
на
укрепление
родительских
позиций,
гармонизацию детско-родительских отношений;
2.6. оказание содействия педагогам в вопросах повышения
их профессиональной компетентности при взаимодействии с
семьями обучающихся.

3

Создание системы методической поддержки
диссеминации социального партнерства семьи и
образовательного
учреждения
обеспечивающей
реализацию потенциала ответственного родительства в
современной семье Сакскского района

3.1 совместное проведение мероприятий различной
направленности;
3.2. учет особенностей современных родителей (на примере
дошкольного и школьного отделений МБОУ «Зерновская средняя
школа») и их первоочередного права на воспитание детей через
участие в управлении школой;
3.3. организация образовательных курсов для родителей
(законных представителей);
3.4. разработка методических рекомендаций по вопросам
формирования позиции ответственного родителя в условиях
общеобразовательной организации средствами проектной
технологии.

Предполагаемые результаты
обучающихся:
– повышение мотивации к обучению;
– проявление способности к организации своей деятельности;
– коммуникация с педагогами, сверстниками, общественностью;
– рефлексия собственной деятельности;
-сформированная способность к самоопределению и самоидентификации.
педагогов:
– готовность к инновационным формам взаимодействия с семьями обучающихся, повышение качества образовательных услуг;
– создание методических пособий по проедению занятий в деятельностных технологиях.
родителей:
– удовлетворенность качеством образования ребенка;

возможность принятия активного участия в процессе образования и социализации ребенка.

участие в управлении образовательной организацией.
Для образовательного учреждения:

модель образовательного пространства, способствующего формированию позиции ответственного родителя.
педагогический коллектив единомышленников, систематически повышающих уровень профессионального роста;
– основная образовательная программа, обеспечивающая непрерывное образование;
– конкурентоспособность.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в том, что мы предлагаем родителям (законным представителям):
– Инициировать реализацию проектов и быть руководителем проекта;
– осознать значимость коллективной творческой деятельности в процессе воспитания детей, как фактора формирования ответственного
родительства;
– сформирована нормативно-правовая база по управлению процессом формирования ответственного родительства в условиях
общеобразовательной школы.
Оценка результативности:

педагогическая и психологическая диагностика;

формирование пакета диагностических методик;

разработка пакета нормативно-правовых документов по эффективному взаимодействию с родителями (законными представителями)
по формированию позиции ответственного родителя;

проведение общих родительских собраний, конференций, консультаций, бесед с администрацией и узкими специалистами;

проведение системы тренингов в течение учебного года по вопросам воспитания и образования в системе непрерывного образования».
Формы контроля и рефлексии результатов:

Диагностическим инструментарием и формой контроля являются: опросники, диагностические методики, анкеты, наблюдения,
семинары-практикумы, круглые столы, отчеты и др.

Формой внедрения результатов в практику образования являются: отчеты, заполнение индивидуальных карт развития (соблюдение
конфиденциальности), графики, диаграммы, статьи, презентации, научно-методическая продукция, выработка необходимых рекомендаций
родителям, детям, педагогам.

Формой рефлексии результатов являются: беседы, самоанализ итогов экспериментальной деятельности, мозговые штурмы, отчеты,
анкетирование, посещение семинаров-практикумов и др.





Мониторинг проекта
№ Наименование
п/п показателей

1

2

Базовый индикатор Индикаторы результативности за год
на
начало
2025
2026
реализации проекта
(2024 год)
3
4
5

2027

Индикаторы
результативности на конец
реализации программы

6

7

Задача 1. Разработка и апробация инструментария по выявлению и поддержке потенциала ответственного родительства в современной
семье МБОУ «Зерновская средняя школа»
2.
Наличие
плана План
внедрения Проведение
Составление и Реализация
Мониторинг исполнения
реализации проекта
проекта
самообследования, с реализация
проекта
плана
проекта
в
целью определения конкретных
соответствии с блоками
возможностей
и мероприятий
проекта
ресурсов школы для проекта
реализации проекта
«Школа
ответственного
родительства»
3.
Разработка
Проведение
Определение
Пакет
диагностических
диагностического
диагностических
мероприятий
в
методик по определению
инструментария для исследований
в соответствии
с
воспитательного
определения:
соответствии
с блоками проекта и
потенциала семьи и др.
–
затруднений
в разработанным
результатами,
Пакет
нормативновопросах воспитания инструментарием.
проведенных
правовых документов по
современного
исследований.
управлению
процессом
родителя;
формирования
–
определения
ответственного
затруднений
родительства в условиях
педагогов в вопросах
общеобразовательной
организации
школы
на
основе
взаимодействия
с
проектной технологии
семьями
обучающихся;
–
«портрета»
современного
родителя.
4.
Наличие
единой Разработка
стратегии в работе с сценариев
родителями
мероприятий
(законными
представителями)

Задача 2. Разработка и внедрение многоуровневой вариативной модели социального партнерства семьи и образовательной организации
обеспечивающей реализацию потенциала ответственного родительства в современной семье школы
5.
Организация
и
Не менее 60% родителей
проведение
(законных
родительских чтений
представителей) приняли
Организация
и
участие в проекте «Школа
проведение
ответственного
родительских
родительства»
лекториев
сформировав
позицию
Организация
и
ответственного родителя.
проведение
Не
менее
60%
педагогических
обучающихся
приняли
практикумов
участие в реализации
Организация курсов
проекта.
повышения
Не менее 50% родителей
квалификации
и
(законных
стажировок
для
представителей)
педагогов
принимают участие в
управлении школой через
Управляющий
совет,
Родительский
клуб,
Родительские комитеты,
временные
творческие
группы.
Школа
удерживает
лидерские
позиции
в
образовательном
пространстве города в
позициях:
–
стабильно
высокие
образовательные
результаты;
– школа эффективного
взаимодействия с семьями

обучающихся,
развитая
структура государственнообщественного
управления.
–
школа
высокой
корпоративной культуры.
Не менее 70% педагогов
прошли
курсовую
подготовку
по
теме
«Инновационные
технологии
взаимодействия с семьей»
Задача 3. Создание системы методической поддержки диссеминации социального партнерства семьи и образовательного учреждения
обеспечивающей реализацию потенциала ответственного родительства в современной семье Сакского района
6.
Реестр
передовых
Методические
(инновационных)
рекомендации
технологий
Сценарии мероприятий
взаимодействия семьи
Публикации
и школы
7.
обогащение
Реестр эффективных форм
организационных
и методов обучения
форм
и
методов
обучения,
как
в
дошкольном
учреждении, так и в
начальной школе
Приложение к проекту «Школа ответственного родительства»

Проект плана реализации проекта:
I этап. Подготовительный
Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика, анализ и обработка результатов.
Содержание деятельности
Мероприятия
Ответственные
Сроки реализации

№
п/п
1
Диагностика семей обучающихся с целью Проведение
диагностических
выбора
наиболее
эффективных
форм мероприятий.
взаимодействия.
2
Анализ результатов.
Составление отчетов, рекомендаций по
организации взаимодействия с семьями
обучающихся.
3
Представление результатов диагностики на Проведение расширенного заседания
расширенном заседании Управляющего совета Управляющего совета
школы
4
Планирование
совместной
работы
с Разработка нормативных документов
родительскими активами. Создание:
– Совета отцов;
– Совета родителей.
5
Составление плана работы
План работы родительских объединений

Педагог-психолог,
классные
руководители
Педагог-психолог,
классные
руководители
Администрация
школы

Сентябрь-ноябрь

Администрация
школы

Март-май

Администрация
школы

Май

II этап. Основной (практический)
Цель: организация деятельности по взаимодействию с родителями на качественно новом уровне.
Содержание деятельности
Мероприятия
Ответственные

№
п/п
1
Проведение тематических консультаций для Тематические консультации
родителей (законных представителей)
2

Родительские чтения

Декабрь-март
Март

Сроки реализации

Педагог-психолог,
В
течении
классные
реализации проекта
руководители
Младшие школьники: особенности Администрация,
Октябрь-ноябрь
развития.
инициативная группа
Дошкольники: особенности развития.
родителей
Семейные традиции.

3

Учительско-родительская конференция

4

Педагогические практикумы

5

Тренинги с родителями

6

Семейные вечера

7

Родительско-детские фестивали

Механизмы социализации: от сада к
школе.
«Ответственное
родительство-залог
успешности ребенка»
«Стили семейного воспитания»
Поощрения и наказания в семье»
«Родительский контроль»
Тренинги:
«Учимся понимать друг друга»
«Воспитательный
потенциал
современной семьи»
Игровой тренинг (дети-родители)
Семейные вечера:
«Организация совместного досуга»
«Делаем проект вместе»
«Сундучок добрых дел»
«Семейное творчество»
Фестиваль семейного творчества

8

Родительские лектории

Лектории

III этап. Обобщающий (аналитический)
Цель: подведение итогов, корректировка, мониторинг проекта.
Содержание деятельности
Мероприятия

№
п/п
1
Проведение промежуточной диагностики.

2

Оформление альбома проекта

Проведение
мероприятий

Администрация

Ноябрь

Администрация,
классные
руководители
Педагог-психолог,
классные
руководители

В
течении
реализации проекта

Классные
руководители

В
течении
реализации проекта

Классные
руководители
Классные
руководители

Апрель
В
течении
реализации проекта

Ответственные

Сроки реализации

диагностических Педагог-психолог,
классные
руководители
Сбор информационных материалов с Родители,
классных
коллективов,
с
групп обучающиеся,
дошкольного отделения
классные
руководители

В
течении
реализации проекта

Апрель-май
Январь-май

3

Подведение итогов

Заседание Управляющего совета

4

Проведение итогового мероприятия: «Школа- Праздничное мероприятие
семья: от диалога к партнерству»
начинается семья»

«С

Родители,
классные
руководители
чего Родители,
классные май
руководители.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ответственное родительство – рассматривается в современной научной практике, как процесс воспитания ребенка, предполагающий
сбалансированность разных сторон воспитания: высокую степень доверия в отношениях с ребенком, заботу о нем, выявление и развитие потенциала
его способностей, поддержка и формирование социально ориентированных личностных качеств. Сущность формирования ответственного
родительства заключается в становлении целостной структуры родительства, установлении устойчивых связей между её структурными
компонентами, в полноценном проявлении когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей каждого структурного компонента
родительства. Становление родительства есть созревание его компонентов и их оформление в определённую структуру. Формирование
родительства – это оформление родительства в виде определённого стиля родительского поведения и его совершенствование в процессе
взаимодействия родителя с ребёнком.
На основании проделанной работы можно сделать вывод о том, что ответственное родительство – это феномен, который включает в себя
несколько аспектов зрелости личности (эмоциональный, материальный, социальный). Только научившись брать ответственность за свое
благосостояние и отношение к окружающим, можно воспитывать ребенка в соответствии с высокими морально-нравственными каччествами.
Анализ исследований позволяет включить в понятие «ответственное родительство» проявление терпения и уважительного отношения к
ребенку, что обеспечивает развитие адекватной самооценки, самоуважения, чувства достоинства, самостоятельности. В данном проекте
исследовался феномен «ответственного родительства» с точки зрения осознанного влияния взрослых на процесс сохранения жизни и здоровья
детей, формирования высоконравственной личности.
Основная идея проекта заключается в создании условий, способствующих привлечению родителей к процессу управления школой на основе
проектной технологии, способствующей формированию позиции ответственного родителя.
Необходимыми функциями родителя является функции, связанные с удовлетворением физиологических, материальных потребностей
ребенка (питание, одежда, жилищные условия). Это базовый уровень. Но следует подчеркнуть, что, по мнению специалистов, создание
благоприятных материальных условий для рождения и воспитания ребенка является необходимой, но недостаточной характеристикой
ответственного родительства.
Ребенка недостаточно просто одевать, кормить и даже, может быть, нагружать его какими-то социальными, социально значимыми благами.
Важно проводить с ним время, разговаривать, разбираться в каких-то его проблемах, находиться с ним в его, так сказать, психической реальности.
Это главное. Должно быть равновесие между материальным, педагогическим и психологическим действием на ребенка.
На основании полученных данных можно сделать вывод о перспективах комплексного подхода к образованию и воспитанию детей и
совместной работы педагогов образовательного учреждения, родителей и специалистов, компетентных в вопросах построения гармоничных
взаимоотношений и создание благоприятного микроклимата в семье.

В проекте «Школа ответственного родительства», представлены: теоретическое и нормативно-правовое обоснование механизмов управления
данным процессом, ожидаемые эффекты его реализации, мониторинг достижения поставленной цели, определены ожидаемые эффекты реализации
проекта, а именно: социальные эффекты – увеличение доли родителей (законных представителей) участвующих в жизнедеятельности школы через
мероприятия различного уровня. образовательные эффекты – повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах обучения и воспитания, формирование позиции ответственного родителя. Культурные эффекты – расширение культурного кругозора
родителей (законных представителей), взаимодействия с социальными партнерами, понимание и принятие родителями (законными
представителями) различных культурных, научных позиций и точек зрения, по вопросам обучения и воспитания детей. Психологические эффекты
– повышение качества эмоционально личностных взаимоотношений между участниками образовательных отношений.
Подводя итоги, можно говорить о том, что родительство как отдельная категория современного общества, базируется в первую очередь на
культурном пласте современной семьи, и именно формирование культуры ответственного родительства, позволит современному родителю
выстроить грамотный процесс развития и воспитания ребенка. Внутрисемейное влияние как первоначальная основа развития ребенка позволит
сформировать основы для будущего развития и приближения к цели, поставленный в тот или иной период. Быть родителем значит всецело строить
воспитательный процесс, при этом включая культурно-ценностные компоненты воспитательного процесса.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».