ДОП 2023 шахматы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНА
Руководитель МО
гуманитарного цикла
_______ Ю.Ю. Матвейчук
Протокол № 4 заседания МО
от 24 августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко
25 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ
Зерновская средняя школа»
__________ С. В. Кулинич
Приказ № 240
от 25 августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Спортивного клуба «ШАХМАТЫ»

Направленность физкультурно-спортивная
Срок реализации программы 1 год (36 часов)
Вид программы модифицированная
Уровень стартовый
Возраст обучающихся 7-10 лет
Составитель: Филипенко Любовь Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования

с.Зерновое,
2023 г.

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
 Федеральный
закон
Российской
Федерации
от
29.12.2012
г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
 Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. №
3;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
 Приказ
Минпросвещения
России
от
03.09.2019
г.
№
467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»;
–
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. №
131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О
реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике
Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного
образования для детей Республики Крым»;

 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки
России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический
университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО
дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от
18.11.2015 г. № 09-3242;
 Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС
– 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
- Устав МБОУ «Зерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым.
- Локальные акты МБОУ «Зерновская средняя школа»
Направленность (профиль) программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы заключается в том, что при серьёзном увлечении
шахматами у обучающихся уменьшается рассеянность на занятиях, появляется интерес к
книге (шахматы – «книжный вид спорта»), к компьютерным программам для изучения
теории игры;
- развивается у юных шахматистов аналитические способности. От анализа
шахматных позиций они постепенно переходят к анализу ситуаций, с которыми они
сталкиваются в жизни.
- обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих
сверстников,
- открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа;
- расширяется круг общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что занятия по
программе настольный теннис направлены на социализацию и адаптацию обучающихся к
жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся через технологию игры.
Отличительные особенности программы Шахматное образование включает в себя
повышение уровня общей образованности детей, знакомство с теорией и практикой
шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала
обучающихся, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера.
Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным
потенциалом обучающихся: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих
способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и умения
преодолевать трудности.

Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного
времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой
деятельности в области физической культуры и спорта.
Адресат программы данная образовательная программа рассчитана на учащихся в
возрасте от 7 лет до 10 лет. При этом не делается отбор по способностям или наклонностям к
данному виду спорта и не предъявляются определенные требования. В группу принимаются
практически все учащиеся, желающие научиться играть в настольный теннис, имеющие
разрешение врача. Ограничениями при приёме детей могут быть только медицинские
показатели.
Объем и срок освоения программы запланированный на весь период обучения,
составляет 34 учебных часа, необходимых для освоения программы. На данном этапе
осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю
физическую подготовку и ознакомление с основами техники выбранного вида спорта –
настольного тенниса (освоение обучающимися способами хватки ракетки, выполнения
основных ударов по мячу, техники передвижений, правил игры и ведения счета).
Программа составлена на ознакомительном уровне и срок её реализации 1 год.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса являются:
- в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении
группы учащихся могут формироваться как одного возраста, так и разных возрастных
категорий (разновозрастные группы), а также индивидуально.
- график занятий составляется с учетом учебного расписания в школе
- состав группы постоянный;
- в группе занимаются дети, обладающие разными способностями к обучению
(подвижность, быстрота и координация движений, "чувство мяча");
- учитываются индивидуальные особенности детей (игровой стиль - "хватка
ракетки", "защитник" или "нападающий", "левша" или "правша");
- имеют место соревновательный характер игры, самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки;
- проводятся занятия по тестированию, воспитательно-профилактические и
оздоровительные мероприятия.
Режим занятий продолжительность занятий составляет по 45 минут 1 раз в неделю.
В группе количество детей составляет от 10 до 15 человек.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками стратегии,
тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры.
Задачи программы:
Личностные
- создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- личностный рост каждого ребенка из года в год, от соревнования к соревнованию
Метапредметные
- обучение умению самостоятельно находить личностно значимые смыслы в
конкретной учебной деятельности- обучению игре в шахматы;

- формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
- способствование интеллектуальному развитию обучающихся; развитие у них
логического и образного мышления, памяти, внимания, усидчивости.
Образовательные (предметные)
- обучение детей знаниям основных стратегических и тактических идеях большинства
дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего
дебютного репертуара.
- способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной тактики и
техникой расчета вариантов в практической игре;
- усвоение обучающимися стратегических основ шахматной игры, методов
долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;
- знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных
стратегических приемов в типовых положениях;
- освоение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного
перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях.
- комплексное формирование основ шахматной культуры.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровая,
в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное,
соревновательное.
1.3 Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы направлена на развитие содержательного
досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок,
увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего
образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих
способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому
способствует процесс обучения игре в шахматы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в городских и районных
соревнованиях, мастер-классах различного уровня, направленных на формирования общей
культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к соревновательной
деятельности и уровня личностных достижений учащихся, привлечение родителей к
активному участию в работе объединения.
1.4 Содержание программы
Учебный план
№ Наименование
Количество часов
Формы
п/п разделов /тем
аттестации/контроля
Теория
Практика
Всего
1
ШАХМАТНАЯ
1
3
4
Практические задания,
ДОСКА.
опрос,
педагогическое
ШАХМАТНЫЕ
наблюдение.
ФИГУРЫ.
НАЧАЛЬНАЯ
РАССТАНОВКА
ФИГУР.
2
ХОДЫ И ВЗЯТИЕ 1
3
4
Практические задания,
ФИГУР
игровые упражнения
3
ЦЕННОСТЬ
1
2
3
Практические задания,
ШАХМАТНЫХ
ФИГУР.

4
5

6
7
8

9

10

ЦЕЛЬ
1
ШАХМАТНОЙ
ПАРТИИ.
ИГРА
ВСЕМИ 1
ФИГУРАМИ
ИЗ
НАЧАЛЬНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ.

2

3

Практические задания,
игровые упражнения

2

3

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ 1
АТТЕСТАЦИЯ
ШАХМАТНАЯ
1
НОТАЦИЯ.
ТЕХНИКА
1
МАТОВАНИЯ
ОДИНОКОГО
КОРОЛЯ.

1

-

Практические задания,
шахматные
турниры
внутри
обьединения,
разбор
классических
партий
Тестирование

3

4

3

4

ДОСТИЖЕНИЕ
1
МАТА
БЕЗ
ЖЕРТВЫ
МАТЕРИАЛА.
ШАХМАТНАЯ
1
КОМБИНАЦИЯ.

3

4

5

6

Итоговое занятие

1
25

1
36

9

Практические задания,
опрос.
Практические задания,
педагогическое
наблюдение,
тренировочные игры с
компьютером.
Практические задания,
разбор
специально
подобранных позиций.
Практические задания,
разбор
классических
партий.
Шахматный турнир

Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Теория. Расположение доски между партнерами. Горизонталь. Количество полей в
горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикаль. Количество полей в вертикали.
Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и
вертикали. Диагональ. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная
диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Теория Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальное положение
(начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь
любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой фигур.
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная доска» , «Начальная расстановка
фигур»).
Раздел №2. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
Теория. Белые и черные. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи.
Взятие. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и
чернопольные слоны. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь
– тяжелая фигура. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь –
легкая фигура. Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.
Превращение пешки. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.
Практика. Сеансы одновременной игры с педагогом. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме
«Шахматные фигуры и их ходы»).
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Размен. Равноценный,
неравноценный размен. Рокировка.
Практика. Выполнение практических заданий, решение заданий (Электронное
учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Ценность фигур»).
Раздел №4. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Теория. Что такое шах. Обозначение шаха. Три способа защиты от шаха. Шах, мат,
пат, ничья, мат в один ход.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шах и защита
от шаха»).
Теория. Что такое мат. Обозначение мата. Мат – цель игры.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат»).
Теория. Что такое пат. Обозначение пата. Когда может возникнуть пат (ничья).
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Пат –
ничья»).
Раздел №5. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Теория. Основные принципы игры в начале партии. Нарушение основных принципов
игры в начале партии (к чему приведёт ранний вывод ферзя, повторные ходы одними и теми
же фигурами, бесцельные ходы крайними фигурами, задержка с рокировкой, вывод коня на
край доски). Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Основные принципы игры в дебюте»).
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Тестирование
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная нотация»).
Раздел №7. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Теория. Основные приемы линейного мата. Мат двумя ладьями одинокому королю.
План матования.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат двумя
ладьями одинокому королю»).
Теория. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Ферзь мобильнее, чем ладья!
Опасность пата.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат ферзём и
ладьёй одинокому королю»).
Теория. Мат ферзём и королём одинокому королю. План матования.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат ферзём и
королём одинокому королю»).
Раздел №8. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Теория Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле
(начале, середине и конце игры). Защита от мата. Партии-миниатюры. «Детский мат». Мат
Легаля. Партия В. Стейниц – NN.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Партииминиатюры»).

Раздел №9. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Теория. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые
комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия,
отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для
достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматные комбинации»).
1.5 Планируемые результаты
К концу учебного года учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и
взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные
угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат
в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью
своих ходов и ходов партнёра.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (см. Приложение №1)
Продолжительность учебного года
Учебный период - с 01 сентября по 31 мая.
Количество учебных недель – 36 недель.
Количество учебных дней – 36 дней
На освоение учебного материала отводится 36 часов в год.
Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 раз в неделю по 1 часу.
2.2.
Условия реализации программы:
Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением
наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен
воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельного принятия решений. Для
проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителейпредметников, опытных судей, опытных шахматистов, врачей. Практические умения
и навыки отрабатываются на занятиях в помещении (класс, спортзал) Практические навыки
отрабатываются в спортивно-массовых мероприятиях, районных и городских соревнованиях,
школьных праздниках.
Кадровое
обеспечение
–
разработка
и
реализация
дополнительной
общеобразовательной программы осуществляется педагогом дополнительного образования,
что закрепляется профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых». Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,
должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к
стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-техническое обеспечение:

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Количество
одновременных
пользователей

Наименование оборудования
Доска
шахматная
демонстрационная
демонстрационными
Доска шахматная с фигурами шахматными
Секундомер
Стол шахматный
Табурет к шахматному столу
Часы шахматные

с

фигурами 2
20
2
10
20
10

Кабинет для шахмат, подготовленный к учебному процессу в
соответствии с требованиями и нормами СанПиНа. Формирование групп и
расписания занятий в соответствии с требованиями СанПиН и программой.
Методическое обеспечение включает в себя:
1.
Особенности организационного процесса
Занятия проводятся в очной форме с применением сетевой
формы взаимодействия, 1 раз в неделю. Программа не предъявляет особых
требований к уровню подготовленности обучающихся.

С учетом времени освоения программы и объема материала в группе
могут заниматься обучающиеся как одинакового возраста, так и разных
возрастных групп.
2.
Методики – авторские методики проведения занятия, методика
организации воспитательной работы, методика анализа результатов
деятельности, методика организации и проведения массового мероприятия
(соревнования, праздника, игровой программы).
3.
Методы обучения – методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, диспут, работа с книгой,
дискуссия, лекция;
- наглядные: использование оборудования, просмотр фотографий,
видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов;
- практические: тренировки, соревнования, зачетные занятия. Для
эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность
следует проводить в формате соревнований.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (качественный показ, демонстрация
техники; просмотр видео материалов, мастер-классов, посещение соревнований
для повышения общего уровня развития учащихся);
- частично-поисковый;
- исследовательский:
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание ситуаций,
приближенных к соревновательным);
- индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом природных
способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня
подготовки.
4.
Методы воспитания – поощрение, мотивация, стимулирование,
упражнения, контроль и самоконтроль.
5.
Формы организации образовательного процесса – очно.
6.
Формы организации учебного занятия
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на
демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматные турниры
внутри группы. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько
раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет
избежать их переутомления. К практическим заданиям, адресованным
обучающимся, могут привлекаться родители (при условии предварительного
консультирования с педагогом). При определении режима занятий учтены
санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей.
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,

технология развивающего обучения, технология игровой деятельности,
технология развития критического мышления через чтение и письмо,
технология портфолио.
7.
Алгоритм учебного занятия
№

Этапы работы

1.

Организационный момент, включающий:

постановку цели, которая должна
быть достигнута воспитанниками на данном
этапе занятия (что должно быть сделано
воспитанниками, чтобы их дальнейшая
работа на занятии была эффективной);

определение целей и задач, которых
педагог хочет достичь на данном этапе
занятия;

описание
методов
организации
работы обучающихся на начальном этапе
урока, настроя обучающихся на учебную
деятельность, предмет и тему занятия (с
учетом реальных особенностей класса, с
которым работает педагог).
Опрос обучающихся по заданному на дом
материалу, включающий:

определение целей, которые
педагог ставит перед учениками на данном
этапе занятия;

определение целей и задач, которых
педагог хочет на данном этапе занятия;

описание методов, способствующих
решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей
и задач данного занятия;

определение возможных действий
педагога в случае, если ему или
обучающихся
не
удается
достичь
поставленных целей;

описание методов и критериев
оценивания ответов, обучающихся в ходе
вопроса.

описание методов мотивирования
(стимулирования)
учебной
активности
обучающихся в ходе опроса;

описание методов и критериев
оценивания ответов, обучающихся в ходе
опроса.
Объяснения нового учебного материала.
Данный этап предполагает:

Постановку конкретной учебной цели
перед обучающимися (какой результат
должен быть достигнут обучающимися на
данном этапе урока);

2.

3.

Содержание этапа
(заполняется педагогом)
Настроить обучающихся на изучение
нового материала. Вызвать интерес.
Взаимные приветствия педагога и
обучающихся;
проверка
внешнего
состояния
классного
помещения;
проверка
подготовленности
обучающихся к занятию (наличие
рабочих тетрадей и ручек; проверка
правильности расстановки фигур на
доске); организация внимания
и
внутренней готовности с целью быстрого
включения обучающихся в деловой ритм;
подготовка компьютера к работе.

Цель: дать представление обучающимся
о пешечном эндшпиле и разобрать
понятие «Оппозиция»;
устранить в ходе проверки обнаруженные
пробелы в знаниях, выяснить степень
усвоения заданного на дом материала;
определить типичные недостатки в
знаниях и их причины; ликвидировать
обнаруженные недочеты.
Метод: организация индивидуального
опроса
обучающихся;
привлечение
воспитанников
к
выходу
к
демонстрационной доске с личным
решением домашнего задания и его
пояснение; детальный анализ оценки
позиции и стратегического плана на
демонстрационной доске с пояснением
решения
в
случае
неправильного
выполнения задания обучающимися;

Цель:
организовать
и
направить
познавательную
деятельность
обучающихся на усвоение нового
материала;
Познакомить обучающихся с понятием
оппозиция и научить использовать


Определение целей и задач, которые
ставит перед собой педагог на данном этапе
занятия;

Изложение основных положений
нового учебного материала, который должен
быть освоен обучающимися;

описание критериев определение
уровня внимания и интереса обучающихся к
излагаемому педагогом учебного материала

4.

Использование
технологий

здоровьесберегающих

5.

Закрепление нового учебного материала,
предполагающее:

постановку конкретной учебной цели
перед обучающимися (какой результат
должен быть достигнут обучающимися на
данном этапе занятия)

определение целей и задач, которые
ставит перед собой педагог на данном этапе
занятия;

описание критериев, позволяющих
определить
степень
усвоения
воспитанниками нового учебного материала.

6.

Задание на дом, включающее:

постановку
целей

оппозицию в практической игре;
Задачи:
1. дать общее представление об
оппозиции;
2.
развить
умение
производить
логические операции;
3. воспитание воли, настойчивости и воли
к победе.
Организация внимания обучающихся на
основных положениях нового учебного
материала.
Демонстрация на примерах из шахматной
практики
великих
шахматистов
с
комментариями
(с
использованием
программы «Chess Base»).
Дать
объяснения
понятию
«Оппозиция»,
привести
примеры
ближней и дальней оппозиции.
Запись
в
тетрадях
основных
формулировок и опорных пунктов нового
учебного материала.
Проверка усвоения новых знаний
обучающимися: постановка вопросов,
требующих активной мыслительной
деятельности обучающихся;
создание нестандартных ситуаций при
использовании
знаний
(расстановка
позиций на демонстрационной доске и
определения плана игры, опираясь на
полученные знания);
Проведение комплекса упражнений по
исправлению дефектов осанки.
Выполнение несложных физических
упражнений,
направленных
на
профилактику
нарушения
зрения;
предварительный инструктаж по технике
безопасности.
Цель: закрепить у обучающихся те
знания и умения, которые необходимы
для самостоятельной работы по этому
материалу;
выработать
умение
оперировать
ранее
полученными
знаниями, решать практические задачи в
ходе разыгрываемой партии.
Метод: Решение шахматных задач.

Цель:
закрепление
для материала.

пройденного

самостоятельной работы обучающихся (что
должны сделать воспитанник в ходе
выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет
достичь педагог, задавая задание на дом;

определение
и
разъяснение
обучающимся
критериев
успешного
выполнения домашнего задания.

Задание: разыграть на шахматной доске
любую известную партию и разобрать
партии;
Решение шахматных задач на тему
«Оппозиция» с обязательной записью в
тетрадь.
Инструктаж
по
его
выполнению;
проверка понимания обучающимися
содержания работы и способов ее
выполнения, подведения итогов занятия.

7.

Рефлексия.
8.
Методические и дидактические материалы – дидактические пособия
(рабочие тетради, инструкционные, технологические карты), основная и дополнительная
литература (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов,
практических работ и практикумов, таблицы.
2.3.
Формы аттестации.
Подведение итогов реализации данной программы осуществляется через итоговые
открытые занятия, контрольно-переводные нормативы, тестирование, показательные
выступления и соревнования. С обучающимися, которые начинают обучение по программе,
проводится входная диагностика (тестирование) для выявления уровня умений и навыков.
Также проводится промежуточная аттестация по итогам изучения разделов и тем
программы. Итоговая аттестация осуществляется в конце учебного года.
Для учащихся младшего школьного возраста: беседа, викторина, игра,
интеллектуальная игра, конкурс, контрольная работа, концерт, кроссворд, олимпиада,
путешествие, сдача спортивных и туристских нормативов, соревнование, тестирование,
устный журнал;
Результаты аттестации заносятся в диагностическую карту и должны отражать
уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов – аналитический
материал, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и
тестирования, протокол соревнований, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов –
контрольная работа открытое занятие, отчет итоговый, праздник, соревнование.
Формы контроля.
Входной контроль – проводится при наборе или на начальном этапе формирования
коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности
и достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом занятии;
определяет степень усвоения учащимися учебного материала, готовность к восприятию
нового материала, выявляет учащихся, отстающих или опережающих обучение; позволяет
педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, модуля,
в конце полугодия, года, изучается динамика освоения предметного содержания ребенком,
личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его творческих
способностей, определения результатов обучения, ориентирования на дальнейшее (в том
числе самостоятельное) обучение.
Оценочные материалы. Контрольные нормативы даны в приложении к программе.
Медицинский контроль здоровья обучающихся осуществляется медицинским

работником 1 раз в год.
Программа предполагает: индивидуальное консультирование в течение учебного
года и предсоревновательную подготовку учащихся.
Список литературы
Учебно-методический комплект для учащихся:
1. Уманская Э. Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб.пособие для
общеобразоват. организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М.:
Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб.пособие для
общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий год обучения: учеб.пособие для
общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения: учеб.пособие для
общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
Литература для учителя:
1. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год
обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова.
– М.: Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год
обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова.
– М.: Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год
обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова.
– М.: Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год
обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова.
– М.: Просвещение, 2017.
5. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей/ Н. М. Петрушина. Ростов-наДону : Феникс, 2016.
Учебники для детей и родителей:
1. Березин В.Г. Азы шахмат. – М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2010. –128с.
2.
Дворецкий М. – Учебник эндшпиля. – М.: «Андрей Ельков», 2016 – 536 с.
3. Капабланка Х.С. – Учебник шахматной игры. – М.: «Русский шахматный дом»,
2017 – 304 с.
4. Костенюк А.К. – Как научить шахматам – серия «Школьный шахматный
учебник» – 2008 – 144 с.
5. Костров В.В. Эта книга научит играть в Шахматы детей и родителей. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2013. – 128 с.
6. Петрушина Н.М Шахматный учебник для детей Изд. 8-е. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2007. – 221с.
7. Петрушина Н.М. Десять уроков для самых маленьких/серия «Шахматы». –
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 – 224 с.
8. Программы физкультурно-спортивной
направленности секции шахмат
«Шахматная культура и дети» 2016 г. (автор Иванов Владимир Александрович, г. Саров,
https://docplayer.ru/45532748-Dopolnitelnaya obshcheobrazovatelnaya- obshcherazvivayushchayaprogramma-fizkulturno-sportivnoy-napravlennosti- shahmatnaya-kultura-i-deti.html).

Приложение №1
Календарный учебный график
Уровень стартовый год обучения 2023-2024 группа ____
1 полугодие

2 полугодие
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2

3

4

5

6

7

8

9

10 11 12

13 14 15 16

17 18 19 20 21 22 23 24

25 26 27 28 29 30 31 32

33 34 35

36

Кол-во
в часов
неделю

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

4

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов на одну группу

4

1

1

1

1

1

1

1

4

4

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

4

Итоговое тестирование

1

Турнир

4

1

Турнир

1

Тестирование

1

Опрос

4

Тестирование

Входная диагностика

1

Аттестация/формы контроля Кол-во
часов
месяц

Кол-во
в учебных
недель

Месяц

Сентябрь

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы.
Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных представлений»
Педагог __________________________________________________
Группа:___________________________________________________
Фамилия, имя, возраст
обучающегося

Примечание

Показатели развития

Оценка показателей
1

2

Знания, представления
Количество
Знание шахматной доски

н
к

Знание шахматных фигур

н
к

Запоминание 15 предметов за 15
секунд (логические игры)

н
к

Форма
Знание всех ходов фигурами

н
к

5 правил невозможности сделать
рокировку

н

Умение отличать шах от мата

н

Умение отличать мат от шаха

н

к
к
к

6 правил ничейных позиций

н
к

Знание записи шахматных ходов

н
к

Ориентировка в пространстве
Знание всех шахматных линий
н
(диагонали, вертикали, горизонтали) к
Ориентировка во времени
Запоминание расставленных
шахматных фигур на доске
(логические игры)
Умения, навыки

н
к

16

3

Количество
Умения применять правила квадрата н
к
Умения применять понятия «связка» н
и применения на практике
к
Умения применять понятия «вилка»
и применения на практике
Умения применять понятия
«двойной удар» и применения на
практике
Умения применять понятия мат и
виды мата и применения на
практике

н
к
н
к
н
к

Критерии оценки показателей:
1.
Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие,
краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б).
2.
Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью
взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б).
Характеристики достижений (вносятся в примечание): познавательная активность,
сообразительность, оригинальность суждений, осознанность, проявления самоконтроля,
самооценки; опора на собственный опыт; творческие проявления, проявления
познавательных чувств, качеств ума: пытливости, гибкости, критичности, инициативности.
Викторина по шахматам
Когда отмечается Международный день шахмат?
а) 22 июня;
б) 20 июля;
в) 10 ноября;
г) 12 декабря.
Что можно сказать о шахматисте?
а) Ходит сидя;
б) Бежит лёжа;
в) Ползает стоя;
г) Плывёт летая.
Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам?
а) Дебют;
б) Рашпиль (это напильник);
в) Гамбит;
г) Эндшпиль.
Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего
чемпиона?
а) Отобрал корону;
б) Свергнул с трона;
в) Вырвал мантию;
г) Выхватил скипетр.

17

Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича
Горького. а) Конев;
б) Слонов;
в) Пешков;
г) Королёв.
Кто из российских поэтов жил в Шахматово?
а) Лермонтов;
б) Есенин;
в) Блок;
г) Некрасов.
(С 1981 года Государственный историко-литературный и природный
музейзаповедник А. А. Блока.)
Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно популярна в
1972-1991 годах?
а) «Пешка»;
б) «Ферзь»;
в) «Королева»;
г) «Ладья».
(«Куин»/Queen – «Королева».)
Из скольких клеток состоит шахматная доска?
а) 32;
б) 64;
в) 81;
г) 100.
Какой шахматной фигуры не существует? а) Пешка;
б) Король;
в) Конь;
г) Дама.
Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать рокировку?
а) Один;
б) Два;
в) Три;
г) Четыре.
(Так же, как и белые.)
Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии?
а) Чёрный король;
б) Чёрная пешка;
в) Белый ферзь;
г) Белый слон.
Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?
а) Конь;
б) Ферзь;
в) Пешка;
г) Слон.

18

Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию?
а) Слон;
б) Ладья;
в) Конь;
г) Ферзь.
Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным
термином?
а) Лопатка;
б) Вилка;
в) Ложка;
г) Нож.
В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка?
а) Ферзь;
б) Король;
в) Конь;
г) Слон.
Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём?
а) Проходная;
б) Пробивная;
в) Пронырливая;
г) Козырная.
Как называется середина шахматной партии?
а) Миттельшпиль;
б) Гамбит;
в) Цугцванг;
в) Мидлтайм.
Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные часы?
а) Правой;
б) Левой;
в) Любой;
г) Той, которой сделали ход.
(Чтобы не нажать на часы прежде, чем сделан ход.)
Назовите самую шахматную республику в составе России.
а) Калмыкия;
б) Татария;
в) Карелия;
г) Мордовия.
Какую фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация – ФИДЕ?
а) «Мы одна семья»;
б) «Весь мир в шахматном порядке»;
в) «Мы все свои в доску»;
г) «Сильнее, хитрее, умнее».

19

Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание чемпиона
мира?
а) Экс-чемпион;
б) Претендент;
в) Делегат;
г) Кандидат.
К какому виду программ относятся компьютерные шахматы?
а) Шутеры;
б) Квесты;
в) Стратегии;
г) Симуляторы.
Кто победил первого чемпиона мира по шахматам?
а) Э. Ласкер;
б) А. Алёхин;
в) Х.Р. Капабланка;
г) М. Эйве.
Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам? а) Алёхин;
б) Карпов;
в) Крамник;
г) Смыслов.
Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из перечисленных?
а) Михаил Таль;
б) Василий Смыслов;
в) Борис Спасский;
г) Александр Алёхин.
(Чемпион мира номер десять, 1969 год.)
Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером?
а) Гарри Каспаров;
б) Марат Сафин;
в) Владимир Крамник;
г) Руслан Пономарёв.
Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону?
а) Борису Спасскому;
б) Тиграну Петросяну;
в) Василию Смыслову;
г) Анатолию Карпову.

3.2. Методические материалы
Примерный конспект занятия
Урок № Дата ________________
Предмет: дополнительное образование «Шахматы»
Тема урока: «Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.»
Цель: формирование интереса к шахматной игре.
Задачи:
- знать о дебюте, выборе правильной тактики игры;

20

- развивать умение применять десять правил игры в дебюте;
- воспитывать интерес к шахматам, через игру
Оборудование: школьная доска, мел, тетради и ручки, 5 комплектов шахмат для
учащихся.
Ход урока
№ п/п
Этапы занятий
Содержание
Время
(минуты)
1
Организационный момент
Построение, приветствие
1
2
Проверка и закрепление знаний Проверка решения шахматной задачи.
5
и умений, изученных ранее
3
Постановка целей занятия
Дебют. Десять правил игры в дебюте для
1
начинающих.
4
Организация творческой
Дебют – начальная стадия шахматной
3
среды для восприятия новой
партии (первые 10-20 ходов),
информации
характеризующаяся мобилизацией сил
играющих.
Стратегия игры в дебюте
захват центра пешками
быстрое развитие фигур
обеспечение безопасности короля
соединение тяжёлых фигур
связь плана игры с миттельшпилем
противодействие планам соперника
5

Новая информация

Объяснение нового материала с
использованием шахматной доски.
Дебют - важнейшая часть шахматной
партии. Ошибки, допущенные в этой
стадии шахматной партии, могут привести
к быстрому поражению, например, мату в
несколько ходов. Иногда даже
единственная ошибка может повлиять на
весь ход партии и оказаться непоправимой.
В самом начале шахматной партии очень
важно обеспечить скорейший ввод в игру
своих фигур и увести короля в безопасное
место (сделать рокировку). Чтобы это
удалось, разыгрывая дебют, следует
соблюдать следующие рекомендации:
• на первых ходах постараться построить
пешечный центр (центр - поля e 4, d 4, e 5, d
5), позволяющий обеспечить скорейший
ввод легких фигур (коней и слонов);
• в первую очередь вводить в игру легкие
фигуры, тяжелые фигуры (ладья, ферзь)
вводятся в игру преимущественно в
миттельшпиле;
• ходы пешками в дебюте можно делать,
если они только способствуют занятию
центра, защищают собственный центр или
атакуют неприятельский;
• без крайней необходимости не делать

21

10

6

Первичная проверка
понимания

ходы крайними пешками (коневыми или
ладейными), такая игра приводит к
напрасной потере времени;
• без крайней необходимости не делать два
и более ходов одной фигурой, каждая
фигура, по возможности, должна быть
введена в игру одним ходом;
• фигуры в процессе своего развития
должны занимать наиболее важные поля,
нацеливаясь на слабо защищённые поля в
позиции соперника;
• при незаконченном развитии не играть на
выигрыш пешки, а иногда даже и фигуры, в
ущерб развитию собственных фигур,
выигрыш центральной пешки иногда может
быть оправдан, если предоставляет
дополнительные возможности по захвату
центра.
Каким же образом неопытному шахматисту
начинать шахматную партию, чтобы не
нарушить перечисленные рекомендации и
не проиграть партию в несколько ходов?
Преимущество первого хода
По правилам первый ход в партии делают
белые фигуры и в этом смысле они имеют
определенное преимущество
(преимущество первого хода).
Наиболее распространенным первым ходом
белых является ход 1. e 2- e 4 . Этот ход,
способствующий занятию одного из
центральных полей, для шахматистановичка является одним из самых лучших.
Разумеется, в борьбе за превосходство в
дебюте шахматной партии не так важен сам
первый ход, как важна цель всей серии
первых ходов. Необходимо добиваться,
чтобы каждый ход в партии был составной
частью единого плана, включающего
несколько ходов.
Ошибки в дебюте:
1. Фигуры должны вводиться в игру так,
чтобы они не мешали вводу в игру других
собственных фигур.
2. Крайними пешками ходить в начале партии
не рекомендуется.
3. У большинства начинающих шахматистов
часто возникает желание поставить
«детский мат».
Первое. Не играйте крайними пешками
вначале партии. Вы теряете драгоценное
время и ослабляете свою пешечную
структуру.

22

5

7

Организация усвоения нового

Второе. Ни в коем случае не выводите
ладьи по крайним вертикалям в начале
партии, например ладью А2, ладью А3, или
ладью Н2, ладью Н3.
Третье. Внимательно следите за
передвижением пешек и фигур соперника,
не подставляя свои фигуры под удар.
Четвертое. Не ходите дважды одной
фигурой.
Пятое. Не выводите ферзя в шахматной
партии с первых ходов. Конечно, также есть
некоторые дебюты, где ферзь может
совершенно спокойно выйти в игру и на
третьем ходу, но в большинстве партий это
будет ошибкой.
Шестое. Не бросайтесь сразу в атаку, если
хорошо ее не подготовили (то есть, не
защитив предварительно короля и не
прикрыв в зоне риска остальные фигуры). В
противном случае соперник не только легко
отобьет вашу атаку, но и сможет с
помощью контратаки загнать вас в
невыгодное положение, что как следствие
может привести к проигрышу.
Седьмое. Не жадничайте! «Пешкоедство»
— это болезнь. Съесть любую пешку
соперника попадающую под Ваш удар.
Будьте внимательны, возможно, противник
специально подставляет вам ее, чтобы
наиболее быстро и эффективно вывести
свои фигуры?
Восьмое. «Если Вас поймали на
незнакомом варианте, делайте здоровые,
развивающие ходы. По возможности не
попадайте под различные связки, и уж тем
более коневые вилки. Защищайте своего
короля путем осуществления рокировки. И
подумайте заранее, какие возможности у
Вас будут после того как Вы стандартно
выведите свои фигуры на активные
позиции, что вы будете делать дальше.
Девятое. Черными - играйте на уравнение.
Действительно, сначала нужно ослабить
натиск белых фигур, а уже потом, когда вы
получили равную позицию, можете смело
играть на победу.
Десятое. Если Вы играете от ферзя, то
пешку расположенную на поле С2 не
закрывайте своим же конем, так как ферзь
лишается возможности выйти на активную
позицию на поля С2 и B3.
Просмотр шахматных позиций.

23

10

8
9

10

материала путем
индивидуальной и совместной
внутри команды работы
Творческое применение
приобретенных знаний
Обобщение изученного на
занятии
Завершение занятия

Игра в шахматы.

5

Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Повторить основные правила в дебюте.

4

1

Внеклассное мероприятие по доп. образованию
Внеклассное мероприятие "Ход Шахматной королевы"
Цели:
1.
Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре.
Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями.
2.
Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. Развивать
мелкие мышцы рук, умение работать в парах.
3.
Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.
Форма проведения: путешествие.
Оборудование:

шахматная доска,

шахматные фигуры,

шары,

тетрадь с загадками,

задания от Загадая,

надпись “Шахматная страна”,

цветик-семицветик.
Действующие лица: ведущие, девочка-Клеточка, мальчик-Загадай, фигуры - Ладья,
Слон, Ферзь, Конь, Пешки, Король.
Ход мероприятия
Ведущий:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
Знаю я одну игру, Сказал ребятам Петя. Где б я ни был – и везде
В неё играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех Король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры название угадать?
Ведущий: - Ребята, а вы догадались о какой игре идёт речь? (шахматы)
Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу.
“Не люди, не звери, не часы, а ходят?”
(шахматные фигуры)
Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её героями – фигурами, мы
предлагаем вам совершить путешествие по Шахматной стране. А очутиться в Шахматной

24

стране нам поможет цветик – семи цветик. Закройте глаза, сядьте поудобнее, путешествие
начинается.
(звучит музыка)
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли Будь по моему вели.
Вели, чтобы мы очутились
В Шахматной стране!
Клеточка: - Добрый день, ребята! Меня зовут Клеточка. Меня прислал Шахматный
король, чтобы я провела вам экскурсию по шахматной стране. Вы готовы? Тогда внимание!
Первая наша беседа будет посвящена Истории возникновения шахмат.
Ведущий: - Кто из вас знает, кто изобрёл эту чудесную игру?
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не
удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью
времени, невозможно проверить.
Шахматная игра была придумана в Индии, и, когда индусский царь познакомился с
нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных положений в ней.
А изобрёл её, скромный учёный Сета. Вот такая история.
Клеточка: - Путешествуем дальше и следующая наша беседа, будет посвящена
главному, без чего не состоится игра. Этошахматная доска.
Ведущий: - На ней ведётся шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно
рассечена на равные клетки – квадратики. Это - поля.Светлые квадратики – это белые поля,
тёмные квадратики – это чёрные поля. (показ)
Клеточка: - Это Клеточки – мои сестрёнки. Всех нас вместе шестьдесят четыре. Мои
сестрёнки приготовили для вас песенку “С нами друг”.
(Исполняется песня)
Клеточка: - А вот и мой друг Загадай. Он всегда ходит со своей толстой тетрадкой. А
называется она “ Загадки из тетрадки”.
В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будете понемногу решать их и
научитесь играть в шахматы.
Загадай:
1. Покажи белое поле; чёрное поле. Какие поля больше: белые или чёрные? (они равны)
2. Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная)
3. На каких полях ничего не растёт? (на шахматных)
4. Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
5. В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
Клеточка: - Продолжим беседу о шахматной доске. В шахматы играют два
противника. Их ещё называют Партнёры. А ещё на шахматной доске живут мои друзья –
Горизонталь, Вертикаль, Диагональ.
Ведущий: - Горизонталь – бегает по горизонтали. Горизонтальных линий на доске
восемь. За белым полем каждой горизонтали, следует чёрное, за чёрным – белое. (показ на
доске)
Вертикаль – бегает по вертикали. Их, как и горизонталей тоже восемь. Любая
дорожка чёрно – белая, которая идёт от одного противника к другому называется –
вертикалью. (показ на доске)
Диагональ – это прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга
уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.
Есть в шахматной доске и две самые длинные – большие диагонали. В каждой по
восемь полей. (показ на доске)

25

Клеточка: - Очень интересно у нас в Шахматной стране. А моя сестричка приготовила
для вас танец.
(Исполняется танец.)
Ведущий: - Пока сестрички танцевали, они перепутали свои места. Помогите
расставить их по местам. Одна из чёрных диагоналей стала белой.
Ведущий: - Вот мы и познакомились со всеми шахматными дорожками:
горизонталями, вертикалями и диагоналями.
Загадай: - А знаете ли вы, где находится центр шахматной доски?
Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых и два
чёрных поля.
Ну, а теперь снова пришло время отгадывать “Загадки из тетрадки”.
1. Сколько полей в большой белой диагонали? (восемь)
2. Сколько полей в большой чёрной диагонали? (восемь)
3. Какая диагональ длиннее6 белая или чёрная? (они равны)
4. Сколько полей в самой короткой диагонали? (два)
5. Правильно ли нарисована диагональ? Почему? ( в диагонали все поля одного цвета)
6. Сколько полей в центре шахматной доски? (четыре)
7. Какую форму имеет центр? (квадратную)
8. Правильно ли нарисован центр? Почему? (в центре два поля белые, два поля – чёрные.
Клеточка: - Ну, а сейчас мы познакомимся с Шахматными фигурами.
(Выходят ребята-фигуры)
Ладья
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Слон
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны - цвету одному верны.
Ферзь
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват,
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше внимания Ферзю удели.
Конь
Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.
Пешка
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, Пешка держит путь.

26

Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьёт?
Бьёт наискосок!
Король
Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина.
Зато начеку королевская рать –
Задача её – Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.
(Шахматные фигуры исполняют танец)
Клеточка: - На этом, я должна закончить свой рассказ. Меня ждут мои друзья и
сестрёнки. Им без меня никак нельзя. До свидания, ребята, до встречи на шахматной доске!
Ведущий: - Ребята, давайте поблагодарим Клеточку за интересный рассказ и
попрощаемся с ней. Но своё путешествие на этом мы не заканчиваем. У каждого из вас будет
проводиться урок, который так и называется – шахматы. На уроках вы будете продолжать
начатое сегодня путешествие по Шахматной стране. А сейчас, слово предоставляется
преподавателю шахмат. (преподаватель знакомиться с ребятами и загадывает им загадки)
Ведущий: - Ну, а в конце года, самых внимательных шахматистов ждёт турнир. Он и
определит, кто же из вас является Королём шахмат. Желаем вам удачи в обучении. До новых
встреч. До свидания!
(звучит музыка)
3.3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма занятий
Лекция диалог
Лекция диалог

1.
2.

Введение. Техника безопасности.
Цель и задачи курса.

1
2

3.

Начальная позиция.

2

4.

Шахматные линии.

2

5.

Шахматная нотация.

2

6.
7.
8.
9.
10.
11.

Шахматная нотация. Знание
полей.
Король и ферзь, ходы и взятия.
Ладья и слон, ходы и взятия.
Промежуточная аттестация
Конь ходы и взятие.
Патовые комбинации.

2
2
2
1
2
2

27

Лекция диалог
Лекция диалог
Занятие практикум
Лекция диалог
Занятие практикум
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс

Форма контроля
беседа
беседа
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
тестирование
тестирование
опрос в ходе беседы.

12.

Три стадии шахматной партии.

2

Занятиепрактикум

13.

Знакомство и игра с шахматными
часами.

2

Лекциядиалог

14.

Жертва фигуры.

2

Мастер-класс

15.
16.

Мат в один ход.
Мат в один ход.

2
2

Игра
Игра

17.

Логические игры.

2

Мастер-класс

18

Логические игры.

2

Мастер-класс

19
20

Итоговая аттестация
Шахматный турнир

1
1

3.4.
Лист
корректировки
дополнительной
общеразвивающей программы «Шахматы»
п/п

Причина корректировки

Дата

решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
решение короткой
позиции.

общеобразовательной
Согласование
зам.директора
УВР (подпись)

с
по

3.5. План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
№ Направление работы
Мероприятия
Сроки проведения
п/п
1.
Профориентационная деятельность
1.1. Судейская практика
Спортивные
соревнования Учебно- тренировочный
различного типа
график
1.2. Инструкторская практика
2.
Здоровье сбережение
2.1. Медико-биологическое
исследование
2.2. Режим питания и отдыха

Учебно-тренировочные занятия

Исследование организма спортсмена Учебнопосле/до
тренировочной
и график
соревновательной деятельности
Практическая
деятельность
восстановительные процессы

3.
Патриотическое воспитание спортсменов
3.1. Теоретическая подготовка Беседы, встречи, диспуты
4.

Режим
учебнотренировочного процесса

Развитие творческого мышления

28

тренировочный

и Режим
учебнотренировочного процесса
Учебнографик

тренировочный

4.1. Практическая подготовка

Формирование умений и навыков, Учебно- тренировочный
способствующих
достижению график, режим учебноспортивных результатов
тренировочного
процесса

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».