ДОП 2023 театр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНА
Руководитель МО
гуманитарного цикла
_______ Ю.Ю. Матвейчук
Протокол № 4 заседания МО
от 24 августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко
25 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ
Зерновская средняя школа»
__________ С. В. Кулинич
Приказ № 240
от 25 августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА

кружка «Театр школьника»

Направленность – художественная
Срок реализации программы – 1 год
Вид программы – модифицированный
Уровень – стартовый
Возраст обучающихся – 13-16 лет
Составитель: Масагутова Алла Юрьевна
Должность: педагог дополнительного
образования

с. Зерновое, 2023 г.
1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка
Программа художественной направленности нацелена на раскрытие
творческого потенциала ребенка и даёт незаменимый опыт познания себя и
преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой
деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной
культуре. Программа направлена на выявления, развитие и поддержку
талантливых учащихся, на удовлетворение индивидуальных потребностей
учащихся в художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также
формирование общей культуры учащихся.
В настоящее время основой разработки дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая
нормативно-правовая база:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года»;

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
2

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
–
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
3


Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;

Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
−
УСТАВ
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Зерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
(новая редакция);
Локальные акты муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Зерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
(Положения).
Направленность программы – художественная.
Актуальность
программы
обусловливается
социальной
востребованностью обучения, так как оно способствует лучшей адаптации
учащихся в современном обществе, а также в развитии их творческих,
интеллектуальных, физических, импровизаторских и иных способностей.
Театральное искусство как никакое другое обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Театр является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его
художественное «я» как составную часть орудия общества.
Театр органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности,
музыку, песню, элементы хореографического искусства, фольклор. Он
воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного
возраста. Что же касается непосредственно детей, то театральное мастерство,
без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
4

Новизна программы
Программа предоставляет воспитанникам дополнительные возможности
по удовлетворению образовательных и творческих способностей, а также по
развитию их самореализации в современном обществе.
Данная программа комплексно реализовывает процесс обучения детей:
- формирует и развивает творческие способности обучающихся;
- удовлетворяет индивидуальные потребности учащихся в художественноэстетическом и нравственном развитии;
- обеспечивает духовно-нравственное, гражданско-патриотическое
воспитание учащихся;
- выявляет, развивает и поддерживает талантливых учащихся;
- создает и обеспечивает необходимые условия для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- приобщает обучающихся к социуму и развивает умение работать в парах
и группах;
- формирует общую культуру учащихся.
Отличительной особенностью программы является деятельностный
подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник
выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам.
(уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное
искусство и технология, вокал и ритмика); принцип креативности –
предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие
его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Занятия театральным искусством помогают раскрепостить ребенка,
вывести его художественные способности на новый уровень, приобщить к
литературе и хореографии, т.к. эти виды искусства непосредственно связаны
между собой. Ситуативные и целенаправленные театральные постановки
помогают ребенку научиться находить точки соприкосновения с другими
участниками занятия, правильно с ними взаимодействовать, помогать друг
другу ярче перевоплощаться в различные роли. Такие практики вызывают у
детей большой интерес к совместной деятельности, что положительно влияет
на их общую социализацию.
Педагогическая целесообразность. Целесообразность программы
обусловлена желанием родителей в вовлечении их детей в различные виды
внеурочной деятельности для обнаружения и развития способностей в
хореографическом искусстве.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте
от 13-16 лет. Обучающиеся занимаются в объединении на добровольной
основе. Участником объединения может стать любой обучающийся школы,
относящийся к данной возрастной категории.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации программы – 1 год (36 часов).
В неделю – 1 час.
5

Уровень программы – стартовый.
Форма обучения – очная (Закон №273-ФЗ, гл. 2 ст. 17, п. 2).
Особенности организации образовательного процесса. За срок
реализации программы воспитанники обретут определенный объем знаний,
умений и навыков. Промежуточный контроль в данной программе отсутствует,
так как занятия являются в большей степени не теоретическими, а
прикладными, и обучающиеся смогут проявить уровень знаний и навыков
непосредственно на занятиях. К концу освоения программы педагог будет
иметь возможность оценить творческие достижения детей.
Режим занятий. Продолжительность занятия – 1 час (45 минут работы +
15 минут перерыва для отдыха и проветривания помещения).
1.2. Цели и задачи программы.
Цель освоения программы – приобретение знаний, умений и навыков в
театральном искусстве для большей социализации а также для обнаружения
собственных способностей и их дальнейшего развития.
Задачи
Личностные:
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
в том числе в процессе учения;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
6

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творчества;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа,
саморегуляции, самооценки);
использование
знаково-символических
средств
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути её
достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебно-игровой, на основе нравственных установок и
моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной
компетенции — «становиться лучше»;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и
культуре;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со
сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического
общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
7

1. 3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа на базе программы «Театр школьника» направлена
на приобщение подрастающего поколения к культуре и искусству. Созданный
коллектив имеет возможность выступать на внутришкольных мероприятиях
(тематических праздниках), а также на районных конкурсах при участии других
школ. Творческое объединение может быть вовлечено в концертные
программы сельской самодеятельности на базе местного Дома Культуры.

№
1
2
3

1.4. Содержание учебного плана
Учебный план
Наименование раздела
Всего Теория
часов
Вводное занятие
1
1
Раздел «Пластичность»
3
1

Практика
0
2

1

2

4

Раздел
«Речевая 3
гимнастика»
Раздел «Развитие речи»
3

1

2

5

Раздел «Фольклор»

9

2

7

6

Раздел «Театр»

10

0

10

7

Раздел «Творчество»

6

1

5

8

Закрепление
материала
Итого

пройденного 1

1

0

8

28

36

Формы
аттестации
Наблюдение,
анализ работы
педагогом
Творческое
задание
Устный
контроль
Творческое
задание
Творческое
задание
Устный
контроль
Устный
контроль

Содержание учебного плана
Занятия в кружке «Театр школьника» ведутся по программе,
включающей несколько разделов.
Раздел 1. «Вводное занятие».
Теория. Раздел направлен на знакомство с участниками объединения,
выявление их предпочтений в осуществлении прикладной деятельности,
определении их выигрышных и слабых сторон в проявлении собственных
способностей.
Раздел 2. «Пластичность».
Теория. Понятие о пластике, пластичности; рефлексия после учебной
перегрузки.
8

Практика. «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить
развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности
телодвижений.
Раздел 3. «Речевая гимнастика».
Теория. Привитие осознания следующего положения: голос –
нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый,
особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать,
обогащать, совершенствовать.
Практика. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,
четкой дикции, логики и орфоэпии.
Раздел 4. «Развитие речи».
Теория. Обогащение словарного запаса, развитие логики построения
сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости
образа формирование чувства вкуса.
Практика. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды
общения.
Раздел 5. «Фольклор».
Теория. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями,
играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Практика. Импровизация игр, хороводов, сказок.
Раздел 6. «Театр».
Теория. Сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих
людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в
театре.
Практика. Экскурсии, постановка спектакля. Беседы, видео просмотры и
аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по
темам бесед.
Раздел 7. «Творчество».
Теория. Проведение обсуждения этюдов, воспитание у ребят интереса к
работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества
работы.
Практика. Творческие игры, конкурсы, игры со словом, развивающие
связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел 8. «Закрепление пройденного материала».
Теория. Общая встреча для обсуждения, повторения и просмотра
собственных достижений за весь период обучения.
1.5.
Планируемые
результаты
по
окончании
реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Театр школьника»
К концу года занятий ребёнок
9

Будет знать:
1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. С чего зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
6. Элементарные технические средства сцены.
7. Как правильно оформлять сцену.
8. Нормы поведения на сцене и в зрительном зале.
Будет уметь:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
5. Общаться с партнером (одноклассниками).
6. Проявлять навыки элементарного актёрского мастерства.
7. Образно воспринимать окружающий мир.
8. Адекватно и образно реагировать на внешние раздражители.
9. Заниматься коллективным творчеством.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-учебный график
Количество учебных недель - 36;
Количество учебных дней - 36;
Даты начала и окончания учебных периодов: 01. 09. 2023 - 31. 05. 2024.
Календарный учебный график (Приложение 1)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Занятия будут проходить в
помещении школы по адресу ул. Школьная дом 1. Здание оснащено
просторным помещением для занятий танцами, театральным искусством и
иными видами художественной деятельности. Вспомогательное оборудование
для проведения занятий - музыкальная колонка, мягкое напольное покрытие,
наглядные пособия и дидактические материалы, народные костюмы по
количеству учащихся.
Информационное обеспечение программы представлено аудиоисточником на базе школы; видео-, фото- и интернет-источники задействованы
педагогом дополнительного образования по мере необходимости их
применения в теоретической и практической деятельности обучающихся.
Кадровое обеспечение программы: занятия проводятся педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее образование.
10

Организация образовательного процесса – очно.
Методы обучения:
- словесный метод (беседа, объяснение);
- наглядный метод (показ наглядных пособий, образца, способа
действия);
- практический метод (упражнения, танцы);
- игровой метод (музыкально- подвижные игры).
Формы организации учебного занятия: занятие усвоения новых знаний
и умений, занятие закрепления ранее приобретенных знаний, комбинированное
занятие.
Педагогические технологии
В работе могут использоваться следующие технологии обучения:
- личностно-ориентированная;
- технология обучения в сотрудничестве;
- технология игрового обучения (творческие задания);
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникативная технология;
Технология личностно-ориентированного обучения является ведущей и
предполагает специальное конструирование учебного, дидактического и
методического материала.
Обучающийся активно участвует в личностно-ориентированном обучении
– принимает учебную задачу, проявляет интерес к предмету, что помогает
сделать обучение хореографией сознательным, продуктивным и более
результативным процессом.
Цель личностно - ориентированного обучения в хореографии состоит в
том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития,
адаптации, самозащиты, самовоспитания - необходимые условия для
становления самобытного интеллектуального личностного образа.
Технология обучения в сотрудничестве позволяет обучать детей по
Программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях
хореографией, включая индивидуально-групповую и командно-игровую
работу.
В первом случае обучающиеся разбиваются на подгруппы по 2-4 человека
(дети в группах обязательно разные по уровню обученности). Подгруппам
дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные
танцевальные элементы, что особенно эффективно для усвоения нового
материала каждым ребенком.
Разновидностью индивидуально-групповой работы также служит
индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при
выполнении индивидуальных заданий.
11

Технология игрового обучения. Для занятий подбираются игровые
танцевальные этюды по возрасту и подготовленности детей, которые создают
хорошее настроение и отвечает задачам и содержанию занятий.
Нетрадиционные занятия помогают развивать у детей воображение,
эмоциональность и закладывают истоки творчества.
Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме
игровых танцевальных соревнований.
На занятиях используются различные подвижные игры, такие как: игра
«Море волнуется…» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу);
«Любимые игрушки» (танцевальные позы и движения).
Здоровьесберегающие
технологии обладают
мощным
здоровьесберегающим потенциалом и используются мною в процессе обучения
хореографии, обеспечивая потребность в физической активности детей, в
общении друг с другом, развивая умственные, нравственные и эстетические
чувства.
Применяя данную технологию, ставим следующие задачи:
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления
здоровья;
создание условий ощущения радости в процессе обучения;
формирование у детей понимания, что занятия хореографией – это способ
поддержания здоровья и развития тела.
Информационно-коммуникативная
технология в
обучении
хореографическому искусству используется, как традиционная форма передачи
информации от педагога к ребенку. Она основана на показе и демонстрации
движений.
Внедрение ИКТ в обучении хореографией оптимизирует образовательный
процесс, видоизменяет традиционную форму подачи информации.
Информационные
технологии используются
для
обеспечения
материально-технического оснащения, которое необходимо для качественного
звучания
танцевальных
фонограмм,
соответствующих
современным
техническим требованиям. Компьютер позволяет накапливать и хранить
музыкальные файлы, фото- и видеоматериалы, производить монтаж,
компоновку музыкального произведения, менять темп и звук музыкального
произведения, осуществляет доступ в Интернет, поиск и переработку
информации из сети Интернет, помогает поддерживать контакты с коллегами и
осуществлять деловое общение в Интернете
Алгоритм учебного занятия:
Занятие по театральному искусству строится по классическому
принципу. Это вводная, подготовительная, основная, заключительная части
занятия.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему
содержанию соответствуют возрастнымособенностям и физическим
возможностям детей, которые
позволяют ребенку
не только в
увлекательной и игровой форме войти в мир театра.ю музыки и танца,
12

но и развивают умственные и физические
способствуют социальной адаптации ребенка.

способности, а

также

2.3. Формы аттестации
Формы проведения аттестации: педагогическое наблюдение за творческим
ростом учащихся посредством наблюдения, анализа работы педагогом, устного
контроля, творческих заданий.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностическая карта (см. Приложение).
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости являются: систематичность и учет индивидуальных особенностей
обучающегося.
Разработаны творческие задания. Выполнение этих заданий оценивается
по уровням: низкий, средний, высокий.
3
б.
Высокий
2
б.
Средний
3
б.
Низкий
уровень — оптимальное уровень — качество
уровень — развитие
развитие качества или или навык находится в качества или навыка
навыка
развитии
находится в начальной
стадии развития
Методические рекомендации для проведения диагностики
Для определения уровня развития театральных способностей можно
использовать трёхбалльную систему, где:
3 – это показатель высокого уровня;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень.
В процессе диагностирования можно выявить группы обучающихся с
низким уровнем развития театральных способностей, высоким уровнем того
или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят поможет
определить основные проблемы и составить в соответствии с ними
развивающие комплексы упражнений. Ребятам с высоким уровнем развития
необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и
добавление к ним более сложных развивающих упражнений.
Для отслеживания роста в развитии можно использовать специально
составленные контрольные упражнения. Правильно подобранные задания (с
учётом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в
достижении результатов.
Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
способность к конструктивному совместному труду творческая активность
отношения учащихся к культуре творческие работы учащихся, их достижения в
отдельных видах искусства и культуры повышение уровня художественного
восприятия произведений культуры, умение оценивать чужое творчество и
13

давать адекватную оценку собственному развитие
приобретение речевых навыков.
Низкий уровень
Средний уровень
- устойчивая мотивация положительная
только в некоторой части мотивация к занятию
занятия
вообще
отсутствие увлеченность
при
увлечённости
в выполнении упражнений;
выполнении некоторых испытывает
упражнений;
затруднения
при
отказывается выполнении
выполнять
некоторые самостоятельных
самостоятельные
заданий;
задания;
- не активен в работе
- иногда отказывается малых групп;
работать в группе с - испытывает стеснение в
некоторыми детьми;
присутствии зрителей;
- стесняется выступать - пропускает занятия
перед своей группой;
только по уважительной
- допускает пропуски причине;
занятий
по средняя
скорость
уважительной и без решений;
уважительной причин;
- видит разницу между
- не принимает участия в кривляньем
и
открытых занятиях и перевоплощением в игре
выступлениях
коллектива - низкая
скорость
решений
кривляется и смеётся во
время
исполнения
этюдов

художественного вкуса,
Высокий уровень
- устойчивая мотивация
именно к театральному
творчеству
активность
и
увлеченность
в
выполнении заданий;
- умеет конструктивно
работать в малой группе
любого состава;
- творческий подход к
выполнению
всех
упражнений, изученных
за определенный период
обучения;
- умение выполнять
упражнения
при
зрителях
одноклассниках;
- пропускает занятия
очень
редко,
предупреждая
о
пропуске;
высокая
скорость
решений;
- всегда выполняют
задания

2. 4. Список литературы для педагога
1. Андреев А.Н., Быков М.Ю., Климова Т.А., Косинец Е.И., Кочерова Е.А.,
Никитина А.Б., Рыбакова Ю.Н. Театральная педагогика и уроки театра // в Сб.
Современное учебное занятие по искусству / Учебно-методическое пособие для
учителей. Библиотека ГАОУ ВО МИОО, 2016. С. 56-109.
2. Выготский Л. Психология искусства. М., 2017
3. «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра/ Газета
«Начальная школа». № 27/2000
4. Илья Рутберг. Пантомима: Опыты в аллегории. – М., 1976.
5. Климова Т.А., Никитина А.Б. Театральный педагог и его роль в
образовании. // Искусство в школе. – 2019. – 4. – С. 2-9.
14

6. Климова Т.А. Театральная педагогика как пространство обретения
личностных смыслов. Журнал практического психолога № 3, 2015 // с.166-175.
7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/
«Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная
пресса, 2000.
8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в
детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу
«Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
9. Попова Н.Т. Культурные механизмы развития человека (культурная
форма, культурный дефицит; субкультура // Теоретическая культурология
(Серия «Энциклопедия культурологии»). РИК, 2005 г.
10. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка»
http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10
11. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997 г.
12. Федорова С.Н., Сборник тренинговых упражнений и методических
рекомендаций к ним». – Якутск 2004 г.
Список литературы для обучающихся
1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
2. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону:
Феникс,2005г.
3. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./
С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
4. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев» 11. Крылов И.А. «Ворона и
Лисица».
5. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001.
Список литературы для родителей
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней
школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
2.
Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа,
разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). –
М., 2005г.
4.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность
школьников. – М., 2010г.
5.
Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж,
2003г.
6.
Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей
школьного возраста. - М., 2005г.
7.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы,
конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
8.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
15

16

3. Приложения
Приложение 1

8

1

1

1

1

1

февраль

апрел
ь

май

июнь

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

4

Творческое задание

1

Наблюдение, анализ

Аттестация/формы контроля

Колво
часов
в

1 1

7

4

Кол-во
часов
в
неделю

4

6

4

1 1

1

1

Устный контроль

4

январ
ь

1

3

1

1

1

3

1

1

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов

17

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

2

1

1

1

1

Устный контроль

5

3

декабрь

Устный контроль

1 2

ноябрь

2 полугодие
март

Творческое задание

октябрь

Творческое задание

1 полугодие
сентябрь

Кол-во
учебны
х
недель

Меся
ц

Календарный учебный график (1 год обучения)

3.1. Оценочные материалы
Приложение 1
Диагностическая карта
№
Фамилия,
имя
п/п обучающегося
н.г к.г.
1
2
3
4
5
6
7
Итого:

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

Общий балл
к.г н.г
к.г.

Средний балл
Оценка результатов обучающихся производится непосредственно на занятиях согласно таблице в пункте 2.3 при
учете перечня диагностики динамики развития театральных способностей.
3.2. Методические материалы
1. Букатов В.М. Я иду на урок : Хрестоматия игровых приемов обучения : книга для учителя / В.М. Букатов, А.П.
Ершова. – М., 2002.
2. Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед.общество России. М., 2003.
3. Ершова А.П. Актёрская грамота – подросткам. – М.: Просвещение, 1994.
4. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
5. Логика сценической речи: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974.
6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003.
7. А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М., Аркти. 2002.
18

8. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная
Пресса, 2014. – 144 с.
9. Саричева Е. Сценическая речь. – М., 1955.
10. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с
11. Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.,Владос. 2001.
12. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139
с.
Электронные ресурсы:
1. Журнал «ПТЖ» («Петербургский театральный журнал»). № 3 (73), 2013 http://ptj.spb.ru/archive/73/
2. Журнал «Театр». «Социальный театр». № 24-25, 2016 http://oteatre.info/issues/2016-24-25/
3. Культурное просвещение. Диалог России и Германии www.goethe.de/kubi
4. Сайт «Театральная педагогика и театр детей» http://театральнаяпедагогика.рф
5. Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства» http://www.art-education.ru/electronic-journal
6. Книжная полка сайта «Пролог-Весна» http://prolog-vesna.ru/knizhnaya-polka/
7. Методическое пособие по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство для
всестороннего развития слепоглухих людей и людей с другими особенностями здоровья». «Инклюзион», Москва, 2018
http://inclusioncenter.ru/wp-content/uploads/2018/12/Методическоепособие_Инклюзион-2018.pdf
8. Публикации общественной организации «Круг» https://www.calameo.com/accounts/4802108
9. «Социальный театр в России» Сборник кейсов по итогам I Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд»,
«Инклюзион»,
Москва,
2020
http://inclusioncenter.ru/wp-content/uploads/2020/03/Социальный-театр-в-России.Сборник.pdf
10. Театральные методики в инклюзии. Опыт петербургской школы «Инклюзион». Санкт-Петербург, 2019г
http://inclusioncenter.ru/wp-content/uploads/2019/06/Методичка_Театральныеметодики-в-инклюзии.pdf

19

3.4. Лист корректировки
№
урока

Дата

Раздел

Планируемое
количество
часов

Фактическое
количество
часов

20

Причина
корректировки

Способ
корректировки

3.5. План воспитательной работы
Цель: Создание условий для формирования и развития ценностных отношений к окружающему миру через
основополагающие направления воспитательной работы.
Задачи: Формировать художественно-эстетический вкус учащихся
Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление
№

Мероприятие

1

«Знакомство
театром»

2

3

Задачи

Форма проведения

с Способствовать
развитию
у
детей Презентация
познавательного интереса к театральному
искусству
«Устное народное Ознакомить с творчеством, научить видеть Презентация
творчество»
прекрасное в повседневной жизни

Сроки
проведения
Сентябрь
Октябрь

Практикум

Ноябрь

Практикум

Декабрь

8

«Как вести себя в Прививать детям навыки культурного поведения
театре»
в общественных местах.
«Я талантлив!»
Провести мероприятие, посвященное раскрытию
творческих
способностей
детей
по
их
индивидуальному предпочтению
«Я и мои роли»
Подготовка обучающихся к выполнению заданий
эмоционально и мотивировать их на достижение
планируемых результатов;
«Защитники»
Провести
конкурсную
программу,
ориентированную на интересы мальчиков
«Деффчонки»
Провести
конкурсную
программу,
ориентированную на интересы девочек
«День смеха»
Развитие эмоционального опыта детей

9

«Юные герои»

4
5
6
7

Воспитание интереса к истории своей страны

21

Игровая программа
Январь
Игровая программа

Февраль

Игровая программа

Март

Театрализованное
представление

Апрель

Беседа

Май, июнь

Отметка об
исполнении


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».