МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНА
Руководитель МО
гуманитарного цикла
_______ Ю.Ю. Матвейчук
Протокол № 4 заседания МО
от 24 августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко
25 августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ
Зерновская средняя школа»
__________ С. В. Кулинич
Приказ № 240
от 25 августа 2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
кружка «Театр школьника»
Направленность – художественная
Срок реализации программы – 1 год
Вид программы – модифицированный
Уровень – стартовый
Возраст обучающихся – 13-16 лет
Составитель: Масагутова Алла Юрьевна
Должность: педагог дополнительного
образования
с. Зерновое, 2023 г.
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Программа художественной направленности нацелена на раскрытие
творческого потенциала ребенка и даёт незаменимый опыт познания себя и
преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой
деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной
культуре. Программа направлена на выявления, развитие и поддержку
талантливых учащихся, на удовлетворение индивидуальных потребностей
учащихся в художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также
формирование общей культуры учащихся.
В настоящее время основой разработки дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая
нормативно-правовая база:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
2
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
–
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
3
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
−
УСТАВ
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Зерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
(новая редакция);
Локальные акты муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Зерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
(Положения).
Направленность программы – художественная.
Актуальность
программы
обусловливается
социальной
востребованностью обучения, так как оно способствует лучшей адаптации
учащихся в современном обществе, а также в развитии их творческих,
интеллектуальных, физических, импровизаторских и иных способностей.
Театральное искусство как никакое другое обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Театр является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его
художественное «я» как составную часть орудия общества.
Театр органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности,
музыку, песню, элементы хореографического искусства, фольклор. Он
воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного
возраста. Что же касается непосредственно детей, то театральное мастерство,
без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
4
Новизна программы
Программа предоставляет воспитанникам дополнительные возможности
по удовлетворению образовательных и творческих способностей, а также по
развитию их самореализации в современном обществе.
Данная программа комплексно реализовывает процесс обучения детей:
- формирует и развивает творческие способности обучающихся;
- удовлетворяет индивидуальные потребности учащихся в художественноэстетическом и нравственном развитии;
- обеспечивает духовно-нравственное, гражданско-патриотическое
воспитание учащихся;
- выявляет, развивает и поддерживает талантливых учащихся;
- создает и обеспечивает необходимые условия для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- приобщает обучающихся к социуму и развивает умение работать в парах
и группах;
- формирует общую культуру учащихся.
Отличительной особенностью программы является деятельностный
подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник
выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам.
(уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное
искусство и технология, вокал и ритмика); принцип креативности –
предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие
его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Занятия театральным искусством помогают раскрепостить ребенка,
вывести его художественные способности на новый уровень, приобщить к
литературе и хореографии, т.к. эти виды искусства непосредственно связаны
между собой. Ситуативные и целенаправленные театральные постановки
помогают ребенку научиться находить точки соприкосновения с другими
участниками занятия, правильно с ними взаимодействовать, помогать друг
другу ярче перевоплощаться в различные роли. Такие практики вызывают у
детей большой интерес к совместной деятельности, что положительно влияет
на их общую социализацию.
Педагогическая целесообразность. Целесообразность программы
обусловлена желанием родителей в вовлечении их детей в различные виды
внеурочной деятельности для обнаружения и развития способностей в
хореографическом искусстве.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте
от 13-16 лет. Обучающиеся занимаются в объединении на добровольной
основе. Участником объединения может стать любой обучающийся школы,
относящийся к данной возрастной категории.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации программы – 1 год (36 часов).
В неделю – 1 час.
5
Уровень программы – стартовый.
Форма обучения – очная (Закон №273-ФЗ, гл. 2 ст. 17, п. 2).
Особенности организации образовательного процесса. За срок
реализации программы воспитанники обретут определенный объем знаний,
умений и навыков. Промежуточный контроль в данной программе отсутствует,
так как занятия являются в большей степени не теоретическими, а
прикладными, и обучающиеся смогут проявить уровень знаний и навыков
непосредственно на занятиях. К концу освоения программы педагог будет
иметь возможность оценить творческие достижения детей.
Режим занятий. Продолжительность занятия – 1 час (45 минут работы +
15 минут перерыва для отдыха и проветривания помещения).
1.2. Цели и задачи программы.
Цель освоения программы – приобретение знаний, умений и навыков в
театральном искусстве для большей социализации а также для обнаружения
собственных способностей и их дальнейшего развития.
Задачи
Личностные:
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
в том числе в процессе учения;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
6
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творчества;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа,
саморегуляции, самооценки);
использование
знаково-символических
средств
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути её
достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебно-игровой, на основе нравственных установок и
моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной
компетенции — «становиться лучше»;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и
культуре;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со
сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического
общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
7
1. 3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа на базе программы «Театр школьника» направлена
на приобщение подрастающего поколения к культуре и искусству. Созданный
коллектив имеет возможность выступать на внутришкольных мероприятиях
(тематических праздниках), а также на районных конкурсах при участии других
школ. Творческое объединение может быть вовлечено в концертные
программы сельской самодеятельности на базе местного Дома Культуры.
№
1
2
3
1.4. Содержание учебного плана
Учебный план
Наименование раздела
Всего Теория
часов
Вводное занятие
1
1
Раздел «Пластичность»
3
1
Практика
0
2
1
2
4
Раздел
«Речевая 3
гимнастика»
Раздел «Развитие речи»
3
1
2
5
Раздел «Фольклор»
9
2
7
6
Раздел «Театр»
10
0
10
7
Раздел «Творчество»
6
1
5
8
Закрепление
материала
Итого
пройденного 1
1
0
8
28
36
Формы
аттестации
Наблюдение,
анализ работы
педагогом
Творческое
задание
Устный
контроль
Творческое
задание
Творческое
задание
Устный
контроль
Устный
контроль
Содержание учебного плана
Занятия в кружке «Театр школьника» ведутся по программе,
включающей несколько разделов.
Раздел 1. «Вводное занятие».
Теория. Раздел направлен на знакомство с участниками объединения,
выявление их предпочтений в осуществлении прикладной деятельности,
определении их выигрышных и слабых сторон в проявлении собственных
способностей.
Раздел 2. «Пластичность».
Теория. Понятие о пластике, пластичности; рефлексия после учебной
перегрузки.
8
Практика. «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить
развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности
телодвижений.
Раздел 3. «Речевая гимнастика».
Теория. Привитие осознания следующего положения: голос –
нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый,
особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать,
обогащать, совершенствовать.
Практика. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,
четкой дикции, логики и орфоэпии.
Раздел 4. «Развитие речи».
Теория. Обогащение словарного запаса, развитие логики построения
сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости
образа формирование чувства вкуса.
Практика. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды
общения.
Раздел 5. «Фольклор».
Теория. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями,
играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Практика. Импровизация игр, хороводов, сказок.
Раздел 6. «Театр».
Теория. Сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих
людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в
театре.
Практика. Экскурсии, постановка спектакля. Беседы, видео просмотры и
аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по
темам бесед.
Раздел 7. «Творчество».
Теория. Проведение обсуждения этюдов, воспитание у ребят интереса к
работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества
работы.
Практика. Творческие игры, конкурсы, игры со словом, развивающие
связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел 8. «Закрепление пройденного материала».
Теория. Общая встреча для обсуждения, повторения и просмотра
собственных достижений за весь период обучения.
1.5.
Планируемые
результаты
по
окончании
реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Театр школьника»
К концу года занятий ребёнок
9
Будет знать:
1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. С чего зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
6. Элементарные технические средства сцены.
7. Как правильно оформлять сцену.
8. Нормы поведения на сцене и в зрительном зале.
Будет уметь:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
5. Общаться с партнером (одноклассниками).
6. Проявлять навыки элементарного актёрского мастерства.
7. Образно воспринимать окружающий мир.
8. Адекватно и образно реагировать на внешние раздражители.
9. Заниматься коллективным творчеством.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-учебный график
Количество учебных недель - 36;
Количество учебных дней - 36;
Даты начала и окончания учебных периодов: 01. 09. 2023 - 31. 05. 2024.
Календарный учебный график (Приложение 1)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Занятия будут проходить в
помещении школы по адресу ул. Школьная дом 1. Здание оснащено
просторным помещением для занятий танцами, театральным искусством и
иными видами художественной деятельности. Вспомогательное оборудование
для проведения занятий - музыкальная колонка, мягкое напольное покрытие,
наглядные пособия и дидактические материалы, народные костюмы по
количеству учащихся.
Информационное обеспечение программы представлено аудиоисточником на базе школы; видео-, фото- и интернет-источники задействованы
педагогом дополнительного образования по мере необходимости их
применения в теоретической и практической деятельности обучающихся.
Кадровое обеспечение программы: занятия проводятся педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее образование.
10
Организация образовательного процесса – очно.
Методы обучения:
- словесный метод (беседа, объяснение);
- наглядный метод (показ наглядных пособий, образца, способа
действия);
- практический метод (упражнения, танцы);
- игровой метод (музыкально- подвижные игры).
Формы организации учебного занятия: занятие усвоения новых знаний
и умений, занятие закрепления ранее приобретенных знаний, комбинированное
занятие.
Педагогические технологии
В работе могут использоваться следующие технологии обучения:
- личностно-ориентированная;
- технология обучения в сотрудничестве;
- технология игрового обучения (творческие задания);
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникативная технология;
Технология личностно-ориентированного обучения является ведущей и
предполагает специальное конструирование учебного, дидактического и
методического материала.
Обучающийся активно участвует в личностно-ориентированном обучении
– принимает учебную задачу, проявляет интерес к предмету, что помогает
сделать обучение хореографией сознательным, продуктивным и более
результативным процессом.
Цель личностно - ориентированного обучения в хореографии состоит в
том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития,
адаптации, самозащиты, самовоспитания - необходимые условия для
становления самобытного интеллектуального личностного образа.
Технология обучения в сотрудничестве позволяет обучать детей по
Программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях
хореографией, включая индивидуально-групповую и командно-игровую
работу.
В первом случае обучающиеся разбиваются на подгруппы по 2-4 человека
(дети в группах обязательно разные по уровню обученности). Подгруппам
дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные
танцевальные элементы, что особенно эффективно для усвоения нового
материала каждым ребенком.
Разновидностью индивидуально-групповой работы также служит
индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при
выполнении индивидуальных заданий.
11
Технология игрового обучения. Для занятий подбираются игровые
танцевальные этюды по возрасту и подготовленности детей, которые создают
хорошее настроение и отвечает задачам и содержанию занятий.
Нетрадиционные занятия помогают развивать у детей воображение,
эмоциональность и закладывают истоки творчества.
Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме
игровых танцевальных соревнований.
На занятиях используются различные подвижные игры, такие как: игра
«Море волнуется…» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу);
«Любимые игрушки» (танцевальные позы и движения).
Здоровьесберегающие
технологии обладают
мощным
здоровьесберегающим потенциалом и используются мною в процессе обучения
хореографии, обеспечивая потребность в физической активности детей, в
общении друг с другом, развивая умственные, нравственные и эстетические
чувства.
Применяя данную технологию, ставим следующие задачи:
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления
здоровья;
создание условий ощущения радости в процессе обучения;
формирование у детей понимания, что занятия хореографией – это способ
поддержания здоровья и развития тела.
Информационно-коммуникативная
технология в
обучении
хореографическому искусству используется, как традиционная форма передачи
информации от педагога к ребенку. Она основана на показе и демонстрации
движений.
Внедрение ИКТ в обучении хореографией оптимизирует образовательный
процесс, видоизменяет традиционную форму подачи информации.
Информационные
технологии используются
для
обеспечения
материально-технического оснащения, которое необходимо для качественного
звучания
танцевальных
фонограмм,
соответствующих
современным
техническим требованиям. Компьютер позволяет накапливать и хранить
музыкальные файлы, фото- и видеоматериалы, производить монтаж,
компоновку музыкального произведения, менять темп и звук музыкального
произведения, осуществляет доступ в Интернет, поиск и переработку
информации из сети Интернет, помогает поддерживать контакты с коллегами и
осуществлять деловое общение в Интернете
Алгоритм учебного занятия:
Занятие по театральному искусству строится по классическому
принципу. Это вводная, подготовительная, основная, заключительная части
занятия.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему
содержанию соответствуют возрастнымособенностям и физическим
возможностям детей, которые
позволяют ребенку
не только в
увлекательной и игровой форме войти в мир театра.ю музыки и танца,
12
но и развивают умственные и физические
способствуют социальной адаптации ребенка.
способности, а
также
2.3. Формы аттестации
Формы проведения аттестации: педагогическое наблюдение за творческим
ростом учащихся посредством наблюдения, анализа работы педагогом, устного
контроля, творческих заданий.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностическая карта (см. Приложение).
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости являются: систематичность и учет индивидуальных особенностей
обучающегося.
Разработаны творческие задания. Выполнение этих заданий оценивается
по уровням: низкий, средний, высокий.
3
б.
Высокий
2
б.
Средний
3
б.
Низкий
уровень — оптимальное уровень — качество
уровень — развитие
развитие качества или или навык находится в качества или навыка
навыка
развитии
находится в начальной
стадии развития
Методические рекомендации для проведения диагностики
Для определения уровня развития театральных способностей можно
использовать трёхбалльную систему, где:
3 – это показатель высокого уровня;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень.
В процессе диагностирования можно выявить группы обучающихся с
низким уровнем развития театральных способностей, высоким уровнем того
или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят поможет
определить основные проблемы и составить в соответствии с ними
развивающие комплексы упражнений. Ребятам с высоким уровнем развития
необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и
добавление к ним более сложных развивающих упражнений.
Для отслеживания роста в развитии можно использовать специально
составленные контрольные упражнения. Правильно подобранные задания (с
учётом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в
достижении результатов.
Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
способность к конструктивному совместному труду творческая активность
отношения учащихся к культуре творческие работы учащихся, их достижения в
отдельных видах искусства и культуры повышение уровня художественного
восприятия произведений культуры, умение оценивать чужое творчество и
13
давать адекватную оценку собственному развитие
приобретение речевых навыков.
Низкий уровень
Средний уровень
- устойчивая мотивация положительная
только в некоторой части мотивация к занятию
занятия
вообще
отсутствие увлеченность
при
увлечённости
в выполнении упражнений;
выполнении некоторых испытывает
упражнений;
затруднения
при
отказывается выполнении
выполнять
некоторые самостоятельных
самостоятельные
заданий;
задания;
- не активен в работе
- иногда отказывается малых групп;
работать в группе с - испытывает стеснение в
некоторыми детьми;
присутствии зрителей;
- стесняется выступать - пропускает занятия
перед своей группой;
только по уважительной
- допускает пропуски причине;
занятий
по средняя
скорость
уважительной и без решений;
уважительной причин;
- видит разницу между
- не принимает участия в кривляньем
и
открытых занятиях и перевоплощением в игре
выступлениях
коллектива - низкая
скорость
решений
кривляется и смеётся во
время
исполнения
этюдов
художественного вкуса,
Высокий уровень
- устойчивая мотивация
именно к театральному
творчеству
активность
и
увлеченность
в
выполнении заданий;
- умеет конструктивно
работать в малой группе
любого состава;
- творческий подход к
выполнению
всех
упражнений, изученных
за определенный период
обучения;
- умение выполнять
упражнения
при
зрителях
одноклассниках;
- пропускает занятия
очень
редко,
предупреждая
о
пропуске;
высокая
скорость
решений;
- всегда выполняют
задания
2. 4. Список литературы для педагога
1. Андреев А.Н., Быков М.Ю., Климова Т.А., Косинец Е.И., Кочерова Е.А.,
Никитина А.Б., Рыбакова Ю.Н. Театральная педагогика и уроки театра // в Сб.
Современное учебное занятие по искусству / Учебно-методическое пособие для
учителей. Библиотека ГАОУ ВО МИОО, 2016. С. 56-109.
2. Выготский Л. Психология искусства. М., 2017
3. «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра/ Газета
«Начальная школа». № 27/2000
4. Илья Рутберг. Пантомима: Опыты в аллегории. – М., 1976.
5. Климова Т.А., Никитина А.Б. Театральный педагог и его роль в
образовании. // Искусство в школе. – 2019. – 4. – С. 2-9.
14
6. Климова Т.А. Театральная педагогика как пространство обретения
личностных смыслов. Журнал практического психолога № 3, 2015 // с.166-175.
7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/
«Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная
пресса, 2000.
8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в
детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу
«Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
9. Попова Н.Т. Культурные механизмы развития человека (культурная
форма, культурный дефицит; субкультура // Теоретическая культурология
(Серия «Энциклопедия культурологии»). РИК, 2005 г.
10. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка»
http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10
11. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997 г.
12. Федорова С.Н., Сборник тренинговых упражнений и методических
рекомендаций к ним». – Якутск 2004 г.
Список литературы для обучающихся
1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
2. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону:
Феникс,2005г.
3. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./
С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
4. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев» 11. Крылов И.А. «Ворона и
Лисица».
5. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001.
Список литературы для родителей
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней
школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
2.
Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа,
разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). –
М., 2005г.
4.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность
школьников. – М., 2010г.
5.
Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж,
2003г.
6.
Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей
школьного возраста. - М., 2005г.
7.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы,
конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
8.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
15
16
3. Приложения
Приложение 1
8
1
1
1
1
1
февраль
апрел
ь
май
июнь
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
4
Творческое задание
1
Наблюдение, анализ
Аттестация/формы контроля
Колво
часов
в
1 1
7
4
Кол-во
часов
в
неделю
4
6
4
1 1
1
1
Устный контроль
4
январ
ь
1
3
1
1
1
3
1
1
Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов
17
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
2
1
1
1
1
Устный контроль
5
3
декабрь
Устный контроль
1 2
ноябрь
2 полугодие
март
Творческое задание
октябрь
Творческое задание
1 полугодие
сентябрь
Кол-во
учебны
х
недель
Меся
ц
Календарный учебный график (1 год обучения)
3.1. Оценочные материалы
Приложение 1
Диагностическая карта
№
Фамилия,
имя
п/п обучающегося
н.г к.г.
1
2
3
4
5
6
7
Итого:
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
Общий балл
к.г н.г
к.г.
Средний балл
Оценка результатов обучающихся производится непосредственно на занятиях согласно таблице в пункте 2.3 при
учете перечня диагностики динамики развития театральных способностей.
3.2. Методические материалы
1. Букатов В.М. Я иду на урок : Хрестоматия игровых приемов обучения : книга для учителя / В.М. Букатов, А.П.
Ершова. – М., 2002.
2. Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед.общество России. М., 2003.
3. Ершова А.П. Актёрская грамота – подросткам. – М.: Просвещение, 1994.
4. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
5. Логика сценической речи: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974.
6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003.
7. А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М., Аркти. 2002.
18
8. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная
Пресса, 2014. – 144 с.
9. Саричева Е. Сценическая речь. – М., 1955.
10. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с
11. Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.,Владос. 2001.
12. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139
с.
Электронные ресурсы:
1. Журнал «ПТЖ» («Петербургский театральный журнал»). № 3 (73), 2013 http://ptj.spb.ru/archive/73/
2. Журнал «Театр». «Социальный театр». № 24-25, 2016 http://oteatre.info/issues/2016-24-25/
3. Культурное просвещение. Диалог России и Германии www.goethe.de/kubi
4. Сайт «Театральная педагогика и театр детей» http://театральнаяпедагогика.рф
5. Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства» http://www.art-education.ru/electronic-journal
6. Книжная полка сайта «Пролог-Весна» http://prolog-vesna.ru/knizhnaya-polka/
7. Методическое пособие по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство для
всестороннего развития слепоглухих людей и людей с другими особенностями здоровья». «Инклюзион», Москва, 2018
http://inclusioncenter.ru/wp-content/uploads/2018/12/Методическоепособие_Инклюзион-2018.pdf
8. Публикации общественной организации «Круг» https://www.calameo.com/accounts/4802108
9. «Социальный театр в России» Сборник кейсов по итогам I Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд»,
«Инклюзион»,
Москва,
2020
http://inclusioncenter.ru/wp-content/uploads/2020/03/Социальный-театр-в-России.Сборник.pdf
10. Театральные методики в инклюзии. Опыт петербургской школы «Инклюзион». Санкт-Петербург, 2019г
http://inclusioncenter.ru/wp-content/uploads/2019/06/Методичка_Театральныеметодики-в-инклюзии.pdf
19
3.4. Лист корректировки
№
урока
Дата
Раздел
Планируемое
количество
часов
Фактическое
количество
часов
20
Причина
корректировки
Способ
корректировки
3.5. План воспитательной работы
Цель: Создание условий для формирования и развития ценностных отношений к окружающему миру через
основополагающие направления воспитательной работы.
Задачи: Формировать художественно-эстетический вкус учащихся
Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление
№
Мероприятие
1
«Знакомство
театром»
2
3
Задачи
Форма проведения
с Способствовать
развитию
у
детей Презентация
познавательного интереса к театральному
искусству
«Устное народное Ознакомить с творчеством, научить видеть Презентация
творчество»
прекрасное в повседневной жизни
Сроки
проведения
Сентябрь
Октябрь
Практикум
Ноябрь
Практикум
Декабрь
8
«Как вести себя в Прививать детям навыки культурного поведения
театре»
в общественных местах.
«Я талантлив!»
Провести мероприятие, посвященное раскрытию
творческих
способностей
детей
по
их
индивидуальному предпочтению
«Я и мои роли»
Подготовка обучающихся к выполнению заданий
эмоционально и мотивировать их на достижение
планируемых результатов;
«Защитники»
Провести
конкурсную
программу,
ориентированную на интересы мальчиков
«Деффчонки»
Провести
конкурсную
программу,
ориентированную на интересы девочек
«День смеха»
Развитие эмоционального опыта детей
9
«Юные герои»
4
5
6
7
Воспитание интереса к истории своей страны
21
Игровая программа
Январь
Игровая программа
Февраль
Игровая программа
Март
Театрализованное
представление
Апрель
Беседа
Май, июнь
Отметка об
исполнении