МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНА Руководитель МО гуманитарного цикла _______ Ю.Ю. Матвейчук Протокол № 4 заседания МО от 24 августа 2023 г. СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР МБОУ «Зерновская средняя школа » _________ Е. Н. Костенко 25 августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ Зерновская средняя школа» __________ С. В. Кулинич Приказ № 240 от 25 августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Театр школьника» Направленность – художественная Срок реализации программы – 1 год Вид программы – модифицированный Уровень – стартовый Возраст обучающихся – 13-16 лет Составитель: Масагутова Алла Юрьевна Должность: педагог дополнительного образования с. Зерновое, 2023 г. 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Программа художественной направленности нацелена на раскрытие творческого потенциала ребенка и даёт незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре. Программа направлена на выявления, развитие и поддержку талантливых учащихся, на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также формирование общей культуры учащихся. В настоящее время основой разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая нормативно-правовая база: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к 2 организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; – Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; 3 Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; − УСТАВ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым (новая редакция); Локальные акты муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым (Положения). Направленность программы – художественная. Актуальность программы обусловливается социальной востребованностью обучения, так как оно способствует лучшей адаптации учащихся в современном обществе, а также в развитии их творческих, интеллектуальных, физических, импровизаторских и иных способностей. Театральное искусство как никакое другое обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Театр является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Театр органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы хореографического искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то театральное мастерство, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. 4 Новизна программы Программа предоставляет воспитанникам дополнительные возможности по удовлетворению образовательных и творческих способностей, а также по развитию их самореализации в современном обществе. Данная программа комплексно реализовывает процесс обучения детей: - формирует и развивает творческие способности обучающихся; - удовлетворяет индивидуальные потребности учащихся в художественноэстетическом и нравственном развитии; - обеспечивает духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание учащихся; - выявляет, развивает и поддерживает талантливых учащихся; - создает и обеспечивает необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; - приобщает обучающихся к социуму и развивает умение работать в парах и группах; - формирует общую культуру учащихся. Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика); принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Занятия театральным искусством помогают раскрепостить ребенка, вывести его художественные способности на новый уровень, приобщить к литературе и хореографии, т.к. эти виды искусства непосредственно связаны между собой. Ситуативные и целенаправленные театральные постановки помогают ребенку научиться находить точки соприкосновения с другими участниками занятия, правильно с ними взаимодействовать, помогать друг другу ярче перевоплощаться в различные роли. Такие практики вызывают у детей большой интерес к совместной деятельности, что положительно влияет на их общую социализацию. Педагогическая целесообразность. Целесообразность программы обусловлена желанием родителей в вовлечении их детей в различные виды внеурочной деятельности для обнаружения и развития способностей в хореографическом искусстве. Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 13-16 лет. Обучающиеся занимаются в объединении на добровольной основе. Участником объединения может стать любой обучающийся школы, относящийся к данной возрастной категории. Объем и срок освоения программы. Срок реализации программы – 1 год (36 часов). В неделю – 1 час. 5 Уровень программы – стартовый. Форма обучения – очная (Закон №273-ФЗ, гл. 2 ст. 17, п. 2). Особенности организации образовательного процесса. За срок реализации программы воспитанники обретут определенный объем знаний, умений и навыков. Промежуточный контроль в данной программе отсутствует, так как занятия являются в большей степени не теоретическими, а прикладными, и обучающиеся смогут проявить уровень знаний и навыков непосредственно на занятиях. К концу освоения программы педагог будет иметь возможность оценить творческие достижения детей. Режим занятий. Продолжительность занятия – 1 час (45 минут работы + 15 минут перерыва для отдыха и проветривания помещения). 1.2. Цели и задачи программы. Цель освоения программы – приобретение знаний, умений и навыков в театральном искусстве для большей социализации а также для обнаружения собственных способностей и их дальнейшего развития. Задачи Личностные: - освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 6 - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творчества; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки); использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями). Предметные результаты: В области формирования личностной культуры: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. В области формирования социальной культуры: - воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, родителями в решении общих проблем; - формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям представителей народов России. В области формирования семейной культуры: - формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям. 7 1. 3. Воспитательный потенциал программы Воспитательная работа на базе программы «Театр школьника» направлена на приобщение подрастающего поколения к культуре и искусству. Созданный коллектив имеет возможность выступать на внутришкольных мероприятиях (тематических праздниках), а также на районных конкурсах при участии других школ. Творческое объединение может быть вовлечено в концертные программы сельской самодеятельности на базе местного Дома Культуры. № 1 2 3 1.4. Содержание учебного плана Учебный план Наименование раздела Всего Теория часов Вводное занятие 1 1 Раздел «Пластичность» 3 1 Практика 0 2 1 2 4 Раздел «Речевая 3 гимнастика» Раздел «Развитие речи» 3 1 2 5 Раздел «Фольклор» 9 2 7 6 Раздел «Театр» 10 0 10 7 Раздел «Творчество» 6 1 5 8 Закрепление материала Итого пройденного 1 1 0 8 28 36 Формы аттестации Наблюдение, анализ работы педагогом Творческое задание Устный контроль Творческое задание Творческое задание Устный контроль Устный контроль Содержание учебного плана Занятия в кружке «Театр школьника» ведутся по программе, включающей несколько разделов. Раздел 1. «Вводное занятие». Теория. Раздел направлен на знакомство с участниками объединения, выявление их предпочтений в осуществлении прикладной деятельности, определении их выигрышных и слабых сторон в проявлении собственных способностей. Раздел 2. «Пластичность». Теория. Понятие о пластике, пластичности; рефлексия после учебной перегрузки. 8 Практика. «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений. Раздел 3. «Речевая гимнастика». Теория. Привитие осознания следующего положения: голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать. Практика. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. Раздел 4. «Развитие речи». Теория. Обогащение словарного запаса, развитие логики построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формирование чувства вкуса. Практика. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения. Раздел 5. «Фольклор». Теория. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Практика. Импровизация игр, хороводов, сказок. Раздел 6. «Театр». Теория. Сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре. Практика. Экскурсии, постановка спектакля. Беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Раздел 7. «Творчество». Теория. Проведение обсуждения этюдов, воспитание у ребят интереса к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. Практика. Творческие игры, конкурсы, игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Раздел 8. «Закрепление пройденного материала». Теория. Общая встреча для обсуждения, повторения и просмотра собственных достижений за весь период обучения. 1.5. Планируемые результаты по окончании реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр школьника» К концу года занятий ребёнок 9 Будет знать: 1. Что такое театр. 2. Чем отличается театр от других видов искусств. 3. С чего зародился театр. 4. Какие виды театров существуют. 5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли) 6. Элементарные технические средства сцены. 7. Как правильно оформлять сцену. 8. Нормы поведения на сцене и в зрительном зале. Будет уметь: 1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене. 2. Образно мыслить. 3. Концентрировать внимание. 4. Ощущать себя в сценическом пространстве. 5. Общаться с партнером (одноклассниками). 6. Проявлять навыки элементарного актёрского мастерства. 7. Образно воспринимать окружающий мир. 8. Адекватно и образно реагировать на внешние раздражители. 9. Заниматься коллективным творчеством. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарно-учебный график Количество учебных недель - 36; Количество учебных дней - 36; Даты начала и окончания учебных периодов: 01. 09. 2023 - 31. 05. 2024. Календарный учебный график (Приложение 1) 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Занятия будут проходить в помещении школы по адресу ул. Школьная дом 1. Здание оснащено просторным помещением для занятий танцами, театральным искусством и иными видами художественной деятельности. Вспомогательное оборудование для проведения занятий - музыкальная колонка, мягкое напольное покрытие, наглядные пособия и дидактические материалы, народные костюмы по количеству учащихся. Информационное обеспечение программы представлено аудиоисточником на базе школы; видео-, фото- и интернет-источники задействованы педагогом дополнительного образования по мере необходимости их применения в теоретической и практической деятельности обучающихся. Кадровое обеспечение программы: занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование. 10 Организация образовательного процесса – очно. Методы обучения: - словесный метод (беседа, объяснение); - наглядный метод (показ наглядных пособий, образца, способа действия); - практический метод (упражнения, танцы); - игровой метод (музыкально- подвижные игры). Формы организации учебного занятия: занятие усвоения новых знаний и умений, занятие закрепления ранее приобретенных знаний, комбинированное занятие. Педагогические технологии В работе могут использоваться следующие технологии обучения: - личностно-ориентированная; - технология обучения в сотрудничестве; - технология игрового обучения (творческие задания); - здоровьесберегающая технология; - информационно-коммуникативная технология; Технология личностно-ориентированного обучения является ведущей и предполагает специальное конструирование учебного, дидактического и методического материала. Обучающийся активно участвует в личностно-ориентированном обучении – принимает учебную задачу, проявляет интерес к предмету, что помогает сделать обучение хореографией сознательным, продуктивным и более результативным процессом. Цель личностно - ориентированного обучения в хореографии состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания - необходимые условия для становления самобытного интеллектуального личностного образа. Технология обучения в сотрудничестве позволяет обучать детей по Программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией, включая индивидуально-групповую и командно-игровую работу. В первом случае обучающиеся разбиваются на подгруппы по 2-4 человека (дети в группах обязательно разные по уровню обученности). Подгруппам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы, что особенно эффективно для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидуально-групповой работы также служит индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении индивидуальных заданий. 11 Технология игрового обучения. Для занятий подбираются игровые танцевальные этюды по возрасту и подготовленности детей, которые создают хорошее настроение и отвечает задачам и содержанию занятий. Нетрадиционные занятия помогают развивать у детей воображение, эмоциональность и закладывают истоки творчества. Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме игровых танцевальных соревнований. На занятиях используются различные подвижные игры, такие как: игра «Море волнуется…» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу); «Любимые игрушки» (танцевальные позы и движения). Здоровьесберегающие технологии обладают мощным здоровьесберегающим потенциалом и используются мною в процессе обучения хореографии, обеспечивая потребность в физической активности детей, в общении друг с другом, развивая умственные, нравственные и эстетические чувства. Применяя данную технологию, ставим следующие задачи: организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения радости в процессе обучения; формирование у детей понимания, что занятия хореографией – это способ поддержания здоровья и развития тела. Информационно-коммуникативная технология в обучении хореографическому искусству используется, как традиционная форма передачи информации от педагога к ребенку. Она основана на показе и демонстрации движений. Внедрение ИКТ в обучении хореографией оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционную форму подачи информации. Информационные технологии используются для обеспечения материально-технического оснащения, которое необходимо для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям. Компьютер позволяет накапливать и хранить музыкальные файлы, фото- и видеоматериалы, производить монтаж, компоновку музыкального произведения, менять темп и звук музыкального произведения, осуществляет доступ в Интернет, поиск и переработку информации из сети Интернет, помогает поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение в Интернете Алгоритм учебного занятия: Занятие по театральному искусству строится по классическому принципу. Это вводная, подготовительная, основная, заключительная части занятия. Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастнымособенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир театра.ю музыки и танца, 12 но и развивают умственные и физические способствуют социальной адаптации ребенка. способности, а также 2.3. Формы аттестации Формы проведения аттестации: педагогическое наблюдение за творческим ростом учащихся посредством наблюдения, анализа работы педагогом, устного контроля, творческих заданий. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта (см. Приложение). Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность и учет индивидуальных особенностей обучающегося. Разработаны творческие задания. Выполнение этих заданий оценивается по уровням: низкий, средний, высокий. 3 б. Высокий 2 б. Средний 3 б. Низкий уровень — оптимальное уровень — качество уровень — развитие развитие качества или или навык находится в качества или навыка навыка развитии находится в начальной стадии развития Методические рекомендации для проведения диагностики Для определения уровня развития театральных способностей можно использовать трёхбалльную систему, где: 3 – это показатель высокого уровня; 2 – средний уровень развития; 1 – низкий уровень. В процессе диагностирования можно выявить группы обучающихся с низким уровнем развития театральных способностей, высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят поможет определить основные проблемы и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений. Ребятам с высоким уровнем развития необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений. Для отслеживания роста в развитии можно использовать специально составленные контрольные упражнения. Правильно подобранные задания (с учётом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в достижении результатов. Диагностика достижения воспитательных результатов Основными результатами воспитательной деятельности являются: способность к конструктивному совместному труду творческая активность отношения учащихся к культуре творческие работы учащихся, их достижения в отдельных видах искусства и культуры повышение уровня художественного восприятия произведений культуры, умение оценивать чужое творчество и 13 давать адекватную оценку собственному развитие приобретение речевых навыков. Низкий уровень Средний уровень - устойчивая мотивация положительная только в некоторой части мотивация к занятию занятия вообще отсутствие увлеченность при увлечённости в выполнении упражнений; выполнении некоторых испытывает упражнений; затруднения при отказывается выполнении выполнять некоторые самостоятельных самостоятельные заданий; задания; - не активен в работе - иногда отказывается малых групп; работать в группе с - испытывает стеснение в некоторыми детьми; присутствии зрителей; - стесняется выступать - пропускает занятия перед своей группой; только по уважительной - допускает пропуски причине; занятий по средняя скорость уважительной и без решений; уважительной причин; - видит разницу между - не принимает участия в кривляньем и открытых занятиях и перевоплощением в игре выступлениях коллектива - низкая скорость решений кривляется и смеётся во время исполнения этюдов художественного вкуса, Высокий уровень - устойчивая мотивация именно к театральному творчеству активность и увлеченность в выполнении заданий; - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава; - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определенный период обучения; - умение выполнять упражнения при зрителях одноклассниках; - пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске; высокая скорость решений; - всегда выполняют задания 2. 4. Список литературы для педагога 1. Андреев А.Н., Быков М.Ю., Климова Т.А., Косинец Е.И., Кочерова Е.А., Никитина А.Б., Рыбакова Ю.Н. Театральная педагогика и уроки театра // в Сб. Современное учебное занятие по искусству / Учебно-методическое пособие для учителей. Библиотека ГАОУ ВО МИОО, 2016. С. 56-109. 2. Выготский Л. Психология искусства. М., 2017 3. «Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». № 27/2000 4. Илья Рутберг. Пантомима: Опыты в аллегории. – М., 1976. 5. Климова Т.А., Никитина А.Б. Театральный педагог и его роль в образовании. // Искусство в школе. – 2019. – 4. – С. 2-9. 14 6. Климова Т.А. Театральная педагогика как пространство обретения личностных смыслов. Журнал практического психолога № 3, 2015 // с.166-175. 7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000. 8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000. 9. Попова Н.Т. Культурные механизмы развития человека (культурная форма, культурный дефицит; субкультура // Теоретическая культурология (Серия «Энциклопедия культурологии»). РИК, 2005 г. 10. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10 11. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997 г. 12. Федорова С.Н., Сборник тренинговых упражнений и методических рекомендаций к ним». – Якутск 2004 г. Список литературы для обучающихся 1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994. 2. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г. 3. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г. 4. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев» 11. Крылов И.А. «Ворона и Лисица». 5. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001. Список литературы для родителей 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г. 4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г. 5. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г. 6. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г. 7. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г. 15 16 3. Приложения Приложение 1 8 1 1 1 1 1 февраль апрел ь май июнь 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 4 Творческое задание 1 Наблюдение, анализ Аттестация/формы контроля Колво часов в 1 1 7 4 Кол-во часов в неделю 4 6 4 1 1 1 1 Устный контроль 4 январ ь 1 3 1 1 1 3 1 1 Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов 17 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 2 1 1 1 1 Устный контроль 5 3 декабрь Устный контроль 1 2 ноябрь 2 полугодие март Творческое задание октябрь Творческое задание 1 полугодие сентябрь Кол-во учебны х недель Меся ц Календарный учебный график (1 год обучения) 3.1. Оценочные материалы Приложение 1 Диагностическая карта № Фамилия, имя п/п обучающегося н.г к.г. 1 2 3 4 5 6 7 Итого: н.г к.г. н.г к.г. н.г к.г. н.г к.г. н.г Общий балл к.г н.г к.г. Средний балл Оценка результатов обучающихся производится непосредственно на занятиях согласно таблице в пункте 2.3 при учете перечня диагностики динамики развития театральных способностей. 3.2. Методические материалы 1. Букатов В.М. Я иду на урок : Хрестоматия игровых приемов обучения : книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М., 2002. 2. Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед.общество России. М., 2003. 3. Ершова А.П. Актёрская грамота – подросткам. – М.: Просвещение, 1994. 4. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990. 5. Логика сценической речи: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974. 6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003. 7. А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М., Аркти. 2002. 18 8. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144 с. 9. Саричева Е. Сценическая речь. – М., 1955. 10. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с 11. Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.,Владос. 2001. 12. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с. Электронные ресурсы: 1. Журнал «ПТЖ» («Петербургский театральный журнал»). № 3 (73), 2013 http://ptj.spb.ru/archive/73/ 2. Журнал «Театр». «Социальный театр». № 24-25, 2016 http://oteatre.info/issues/2016-24-25/ 3. Культурное просвещение. Диалог России и Германии www.goethe.de/kubi 4. Сайт «Театральная педагогика и театр детей» http://театральнаяпедагогика.рф 5. Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства» http://www.art-education.ru/electronic-journal 6. Книжная полка сайта «Пролог-Весна» http://prolog-vesna.ru/knizhnaya-polka/ 7. Методическое пособие по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство для всестороннего развития слепоглухих людей и людей с другими особенностями здоровья». «Инклюзион», Москва, 2018 http://inclusioncenter.ru/wp-content/uploads/2018/12/Методическоепособие_Инклюзион-2018.pdf 8. Публикации общественной организации «Круг» https://www.calameo.com/accounts/4802108 9. «Социальный театр в России» Сборник кейсов по итогам I Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд», «Инклюзион», Москва, 2020 http://inclusioncenter.ru/wp-content/uploads/2020/03/Социальный-театр-в-России.Сборник.pdf 10. Театральные методики в инклюзии. Опыт петербургской школы «Инклюзион». Санкт-Петербург, 2019г http://inclusioncenter.ru/wp-content/uploads/2019/06/Методичка_Театральныеметодики-в-инклюзии.pdf 19 3.4. Лист корректировки № урока Дата Раздел Планируемое количество часов Фактическое количество часов 20 Причина корректировки Способ корректировки 3.5. План воспитательной работы Цель: Создание условий для формирования и развития ценностных отношений к окружающему миру через основополагающие направления воспитательной работы. Задачи: Формировать художественно-эстетический вкус учащихся Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление № Мероприятие 1 «Знакомство театром» 2 3 Задачи Форма проведения с Способствовать развитию у детей Презентация познавательного интереса к театральному искусству «Устное народное Ознакомить с творчеством, научить видеть Презентация творчество» прекрасное в повседневной жизни Сроки проведения Сентябрь Октябрь Практикум Ноябрь Практикум Декабрь 8 «Как вести себя в Прививать детям навыки культурного поведения театре» в общественных местах. «Я талантлив!» Провести мероприятие, посвященное раскрытию творческих способностей детей по их индивидуальному предпочтению «Я и мои роли» Подготовка обучающихся к выполнению заданий эмоционально и мотивировать их на достижение планируемых результатов; «Защитники» Провести конкурсную программу, ориентированную на интересы мальчиков «Деффчонки» Провести конкурсную программу, ориентированную на интересы девочек «День смеха» Развитие эмоционального опыта детей 9 «Юные герои» 4 5 6 7 Воспитание интереса к истории своей страны 21 Игровая программа Январь Игровая программа Февраль Игровая программа Март Театрализованное представление Апрель Беседа Май, июнь Отметка об исполнении