ДОП 2023 МУЗЕЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНА
Руководитель МО
гуманитарного цикла
_______ Ю.Ю. Матвейчук
Протокол № 4 заседания МО
от 24 августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко
25 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ
Зерновская средняя школа»
__________ С. В. Кулинич
Приказ № 240
от 25 августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

кружка «Страницы истории»

Направленность: музееведение
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Составитель: Масагутова Алла Юрьевна
Должность: педагог дополнительного
образования

с. Зерновое, 2023

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы
дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я.
Саютиной, авторских элективных курсов И.И.Еременко «По дороге их храма
муз», «Основы исследовательской деятельности». Предлагаемая программа
имеет практикоориентированный характер и рассчитана на 36 ч. (1 час в
неделю).
Нормативно-правовые основания для проектирования дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
В настоящее время основой разработки дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ является следующая нормативно-правовая база:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г.№ 124-ФЗ «Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
(в действующей редакции);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015г. № 09-3242;

Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;


Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;

Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).

Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ / Методические рекомендации для педагогических
работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым,
реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы различной направленности / сост. Ю.Д. Устинова, С.А. Беширова. ‒
Симферополь, 2021. ‒ 66 с.

Устав МБОУ «Зерновская средняя школа»;

Учебный план дополнительного образования МБОУ «Зерновская средняя
школа» на 2023/2024 учебный год.
Актуальность программы состоит в том, что патриотическое воспитание
современных подростков становится одной из наиболее острых проблем
педагогики. Музейная педагогика может стать в этой связи инструментом,
позволяющим это сделать. Музей как социокультурное явление позволяет
сохранять историческую память, способствует социализации личности с самых
юных лет. Начальное изучение основ музейного дела с детьми среднего
школьного возраста, приобретение практических навыков работы в музее
позволит в дальнейшем учащимся расширить свой кругозор и творческий
потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно
продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны,
способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать
в определенной степени профессиональный актив обучающегося, связанный с
работой над индивидуальным и коллективным проектом музейной тематики.
1.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека
исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование
культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими
чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и
эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении
этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как
музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая
огромную роль в воспитании личности.
Направленность программы - музееведение.

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через
кружковую работу «Страницы истории» в рамках учебно-воспитательного
процесса.
Уровень программы – ознакомительный.
Направления деятельности:
- работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными
ценностями;
- развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык
музейной экспозиции;
- воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности
через активизацию исследовательской деятельности и участие в конкурсном
движении;
- использование и популяризация новых технологий музейного образования в
форме проектов;
- активизация гражданской позиции через участие в ДОО Совет музея.
- Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится
пополнение экспонатами вспомогательного фонда школьного музея,
организация и проведение экскурсий, музейных уроков, участие в
исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня.
Новизна программы
Новизна программы находит свое отражение в том, что в ходе ее реализации
осуществляется усвоение теоретических знаний и практических умений в
области истории родной школы, села через музейное дело. Учащиеся
приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них
формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений
исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Отличительные особенности данной программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет в
условиях дополнительного образования расширить возможности ребенка в
области музейного дела. Программа «Страницы истории» осуществляется как
учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей
теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в
конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу
школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях,
краеведческих олимпиадах и других мероприятиях.
Педагогическая целесообразность
Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации
личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта,
подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Педагогическая
целесообразность
определяется
учетом
возрастных
особенностей учащихся, получением дополнительных знаний в области
истории родного края.
Специфика
организации
занятий
по
программе
заключается
во
взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса.

Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения
истории, культуры и природы. Проведение занятий по этой схеме даёт
возможность обучающимся получать знания и представления по истории,
культуре, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого
исследования, изучать методики проведения таких исследований и
осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем
расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к
судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к
родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.
Музей выступает важным фактором формирования общественной активности
учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
предназначена для обучения детей в возрасте от 10 до 17 лет. Занятия по
программе проводятся с объединением детей разного возраста с постоянным
составом. Учащиеся набираются по желанию.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 36 часов в год. Сроки реализации: 2023-2024 гг.
Уровень программы
Уровень программы ознакомительный.
Формы обучения
Форма занятий очная, групповая. Занятия по 1 часу в неделю.
Итого за год – 36 часов. Группа смешанная.
Особенности организации образовательного процесса
Для обучения создаётся разновозрастная группа. Занятия предполагается
проводить групповые, а также индивидуальные для консультаций при
подготовке к презентациям, конкурсам, олимпиадам и т.д.
Виды занятий: лекции, практические, лабораторные, мастер-классы, выставки,
творческие отчёты, практикумы, консультации, круглые столы, мастерские,
деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия,
выполнение самостоятельной работы.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Количество учебных
часов в 1 год
обучения
– 36
часов.
Продолжительность занятия для учащихся – 1 академический час.
1.2. Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель - способствовать формированию у учащихся активной гражданской
позиции и умения осуществлять нравственный выбор для способности
адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовноисторическим ценностям и развитие информационной культуры школьников
средствами музейной педагогики.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с теорией и практикой исследования бытовых предметов и
музейных экспонатов;

- формировать представление о вещи как основе материальной культуры,
специфике музейного пространства и характерных особенностях музейных
экспонатов;
- совершенствовать умения и навыки, необходимые для создания выставки в
образовательном учреждении и работы на экспозиции.
Развивающие:
- способствовать развитию инициативности и самостоятельности учащихся в
исследовательской деятельности;
- развивать у учащихся способность вырабатывать собственные суждения на
основе непосредственного опыта исследования;
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, эстетическое и психологическое воспитание
учащихся;
- воспитывать в детях любовь к музейному искусству.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного
образования как одну из приоритетных задач общества и государства:
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного,
компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач
воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является
внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром
формирования гражданственности и патриотизма.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно
важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и
исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами,
недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и
эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении
этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как
музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая
огромную роль в воспитании личности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории
родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к
прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм
и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные,
художественные и культурные ценности.
Занятия в кружке «Страницы истории» приобщает учащихся к национальной
и мировой культурной традиции, а богатый практический опыт ВладимироСуздальского музея-заповедника
и непосредственное участие в жизни
школьного музея помогают школьникам на основе знания, опыта, чувства
гордости за наследие Родины стать достойными гражданами, патриотами и
нравственными людьми, а возможно и осуществить свой профессиональный
выбор.

Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации
личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта,
подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Формируемые знания, умения, навыки.
Программа дополнительного образования «Страницы истории» нацелена на
формирование и закрепление следующих знаний, умений и навыков:
- знание основных терминов и понятий курса (музей, музееведение, музеология,
музейная типология, музейный предмет, фонды музея, др.);
- формирование умений и навыков музееведческой культуры (атрибуция
экспоната, оформление инвентарной книги и др.);
- формирование умений и навыков проектной исследовательской деятельности
(поиска и сбора информации из разных источников: средств массовой
информации, литературных и научных статей, произведений искусства,
электронных и других источников, бесед, соцопросов и т.д.) и их практическое
использование в деле пополнения фондов школьного музея, развития школьной
музейной педагогики и социологии;
- развитие умения вести самостоятельный поиск культурно-исторического
наследия в пределах родного края, проводить экскурсии, музейные уроки и т.д.
в школьном музее;
- развитие детского общественного движения патриотической направленности.
1.4. Содержание изучаемой программы
Содержание программы. Учебный план.
№ п/п Наименование раздела, темы

Всего
часов

Аудиторные часы

Теория

Формы
аттестации
Контроля

Практика

Раздел
1. Работа по подготовке 3 часа
открытия школьного музея
1
Механизм открытия школьного 1
0,5
0,5
Вводный.
музея. Входная диагностика.
Беседа.
2
Нормативно-правовая база
1
0,5
0,5
деятельности школьного музея.
3
Деятельность совета школьного 1
0,5
0,5
музея.
Раздел 2. Поисково-исследовательская работа в музее . (8 часов)
4
Планирование, подготовка и
1
0,5
0,5
проведение поисковособирательской работы.
5
6
7
8

Общие правила оформления и
1
заполнения полевых документов.
Тетрадь для записей
2
воспоминаний и рассказов.
Анкетирование и
1
интервьюирование.

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

Встречи с выпускниками разных 2

1

1

10

лет.
Итоговое обобщающее занятие по 1
0,5
0,5
теме “Поисковоисследовательская работа в
музее”.
Раздел 3. Музейные фонды и работа с ними. (6 часов)
Исторические источники в музее. 1
0,5
0,5

11

Шифрование предметов.

1

0,5

0,5

12

Основной и вспомогательный
фонды музея.

1

0,5

0,5

13

Включение материалов в фонд
1
0,5
0,5
музея.
Фондовая работа в школьном
2
1
1
музее.
Раздел 4. Экспозиционно-выставочная работа. (8 часов)
Концепция развития музея.
1
0,5
0,5
Виртуальный музей.

9

14

15
16

Проектирование экспозиции.

1

0,5

0,5

17

Тематически - экспозиционный
план (ТЭП) музея.

2

1

1

18

Какие бывают экспонаты?

1

0,5

0,5

19

Экспонат в экспозиции музея.

2

1

1

20

Итоговое обобщающее занятие по 1
теме “Музейные фонды и
экспозиционно-выставочная
работа в музее”.
Промежуточный контроль.

0,5

0,5

Промежуточ
ный
контроль.
Создание
экспозиции.

21

Раздел 5. Культурно-образовательная деятельность музея. (5часов)
Возрастные особенности
1
0,5
0,5
посетителей школьного музея.

22

Теория ведения экскурсий.

23

1

0

Обзор экскурсий музея гимназии. 1

0,5

0,5

24

Подготовка к проведению
экскурсий с использованием
виртуального музея школы.

0,5

0,5

25

Просветительские формы работы 1
0,5
музея.
Раздел 6. Хранение. (2 часа)
Сохранность предметов в
1
0,5
экспозиции школьного музея.
Хранение предметов в фондах.

26

1

1

0,5

0,5

27

28

Итоговое обобщающее занятие по 1
0,5
0,5
темам: “Культурнообразовательная деятельность
музея” и “Принципы хранения
экспонатов”
Раздел 7. Творческая работа. (4 часа)
Формы творческих работ.
1
0,5
0,5

29

Планирование, подготовка и
реализация творческой работы.

30
31

1

0,5

0,5

Представление творческих работ. 1

0

1

Итоговый урок по курсу.
Итоговый контроль.

1

0,5

0,5

Итого

36 часов

Итоговый
контроль.
Творческий
проект.

Содержание учебного плана
Раздел 1. Работа по подготовке открытия школьного музея. 3 часа.
Теория. Вводный инструктаж. Ознакомление с программой. Понятия: музей,
музееведение. Механизм открытия школьного музея. Нормативно-правовая
база деятельности школьного музея. Деятельность совета школьного музея.
Практика. Игры на знакомство, встреча с учителями-ветеранами.
Форма аттестации и контроля: собеседование.
Раздел 2. Поисково-исследовательская работа в музее .8 часов
Теория. Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской
работы. Общие правила оформления и заполнения полевых документов. Сбор
дополнительной информации об исторических событиях, предметах музейного
значения. Назначение полевой документации.
Практика. Анкетирование и интервьюирование. Встречи с выпускниками
разных лет.
Раздел 3. Музейные фонды и работа с ними. 6 часов
Теория. Исторические источники в музее.
Шифрование предметов.
Основной и вспомогательный фонды музея. Обеспечение научной и
физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов,
экспедиций, других полевых изысканий.
Практика. Включение материалов в фонд музея. Фондовая работа в школьном
музее. Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания,
формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических,
систематических и персональных коллекций.
Раздел 4. Экспозиционно-выставочная работа. 8 часов.
Теория. Концепция развития музея. Виртуальный музей. Проектирование
экспозиции. Тематически - экспозиционный план музея. Какие бывают

экспонаты? Экспонат в экспозиции музея.
Практика. Итоговое обобщающее занятие по теме “Музейные фонды и
экспозиционно-выставочная работа в музее”. Разработка и создание
тематической фондовой выставки, посвященной знаменательным датам.
Формы аттестации и контроля.
Промежуточный контроль. Создание экспозиции.
Раздел 5. Культурно-образовательная деятельность музея. 5 часов
Теория. Возрастные особенности посетителей школьного музея. Теория ведения
экскурсий. Обзор экскурсий музея школы. Подготовка к проведению экскурсий
с использованием виртуального музея школы.
Практика. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной
теме. Проведение экскурсий.
Раздел 6. Хранение. 2 часа
Теория. Сохранность предметов в экспозиции школьного музея. Хранение
предметов в фондах. Итоговое обобщающее занятие по темам: “Культурнообразовательная деятельность музея” и “Принципы хранения экспонатов».
Практика: Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников,
выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и
выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической
хроники и летописи школы.
Раздел 7. Творческая работа. 4 часов
Теория. Планирование, подготовка и реализация творческой
работы.
Индивидуальные консультации по темам проектов.
Практика. Представление творческих работ.
Формы аттестации и контроля. Итоговый контроль. Творческий проект.
1.4. Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)
1.5. Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепляется устойчивое уважительное отношение к жизни людей в разные
эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики,
России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и
популяризации истории родного края,
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через
общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие
достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою
страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и
историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное
отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего
поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям,
традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется
наблюдательность,
зрительная
память,
воображение,
ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного
компьютерного оформления экспозиций.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график (36 часов) (см. Приложение№2)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со
свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для
использования, в соответствии с нормами СанПиН;
- персональный компьютер, проектор, экран;
- цифровой фотоаппарат;
- учебно-методическая и научная литература;
- экспонаты школьного музея;
- иллюстрации по темам программы;
- стеклянные витрины;
- шкаф трехстворчатый;
- стол овальный;
- стулья мягкие.
Кадровое обеспечение:
Согласно
профессиональному
стандарту
«Педагог
дополнительного
образования учащихся и взрослых» по данной программе может работать
педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,
соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального
стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.

Методическое обеспечение программы:
- основой реализации программы является школьный музей;
наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации,
документальные фильмы, карточки для заданий, виртуальные тематические
экскурсии, слайды, репродукции, фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы);
учебно-методическая литература;
- дидактические материалы: карточки по краеведению; фондовая документация
(инвентарные карточки, полевые этикетки, акты приемки, возврата, передачи и
обмена); образцы рекламных буклетов, проспектов музея; памятки по
организации и проведению экскурсий; словарь основных терминов
музееведения и краеведения;
- литературный ряд: книги, журналы по краеведению, произведения устного
народного творчества, журналы, газеты, литературные произведения
знаменитых земляков;
- аудио ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам
занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой
атмосферы источники информации о своем крае (печатные источники, карты,
архивы, памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения объектов
природы)
Основными методами реализации данной программы можно считать:
- Репродуктивный,
- Словесный,
- Метод наглядности,
- Коллективно – творческий.
Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую
работу учащихся в музее, является использование новых информационных
технологий. Использование аудиовизуальной и компьютерной техники
повышает эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисковоисследовательской работы в школьном музее.
Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций, выставок,
музейного оборудования производится с привлечением информационных
технологий и является предметом совместной творческой работы руководителя
музея и детей.
Компьютерная техника используется для создания электронной базы данных
фондов музея, описания музейных предметов, оформления учётной
документации, коллекции фотографий, аудио- и видеозаписи; для
редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов,
создания презентаций, используемых в учебной деятельности и в рамках
школьных мероприятий. Применение аудио визуальных и компьютерных
средств, мультимедийных программ на базе школьного музея позволяет
разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий.
Авторские методические разработки:
«Как оформить исследовательскую работу?»
«Технология проектирования»
«Технология РКМЧП», др.

Слайд-лекции вспомогательного фонда музея:
«По дороге из «храма муз»,
«Что такое школьный музей?»
«Поисково-собирательская деятельность школьного музея»
«Хранение музейных экспонатов»
«Фондовая работа в школьном музее»
«»Экспозиционно-выставочная работа школьного музея»
«Просветительская деятельность школьного музея»
«Инновационные процессы в школьном музееведении»
«Как написать историю школы?»
«Экскурсоведение»
Кадровое обеспечение:
руководитель школьного музея.
2.3. Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
защита проектов (индивидуальных и групповых),
презентация творческих работ,
практикумы (проведение экскурсий, оформление инвентарной книги,
экспозиции),
написание исследовательских работ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
пополнение вспомогательного фонда музея.
2.4. Список литературы
Литература для педагога:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И.
Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/авт.-сост.
Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренков и др./ Под ред. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за
знания, 2006. – 272 с.
3. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.
4. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других
видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С
105-107.
5. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы /
А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
6. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы
исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика
административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
7. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От
замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2006. – 160 с.
8. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности
учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н.
Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.

9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.
– М.: Народное образование, 2001. – 272с.
10. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по
самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика
административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
11. Соловьева Н.Н. основы организации учебно-исследовательской работы
студента. – М.: АПК и ППРО, 2003. – 55 с.
12. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских
работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. –
С. 34-45.
13. Школьный реферат: каким он должен быть?. Методические рекомендации
для учителя. Департамент образования Владимирской области. Владимирский
институт усовершкенствования учителей. Лабораторий педагогических
исследований. Владимир, 1998 г.
Литература для родителей:
1. Аксёнова А.И.История.Судьба.Музей.- Владимир, 2001.
2. Аксёнова А.И. Суздальский музей в период Вов(1941-1945).-В
кн.:Материалы исследований. Сборник №8.-Владимир,2002.
3. Бубнов С.Л. След в бесконечности: Памятники Владимира.- Владимир, 2003.
4. Ванслова Е.Г. Музей и культура.-М., 2001.
5. Жигулевский З. Музеи мира: введение в музееведение.-М., 1989.
Литература для учащихся:
1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. – М.:
Просвещение, 1990. – 240 с.
2. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.
3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС»,
1995. – 303 с.
4. Никольская И.Л. Гимнастика для ума: Кн. Для учащихся/И.Л.Никольская,
Л.И. Тигранова. – М.: Просвещение, 1997. – 208 с

3. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование Название объединения –
«Страницы истории»
№

1.

2
3

4

5

6
7
8
9

10
11
12

13

Название
занятия

темы, Кол- во Дата по расписанию
часов По плану
По факту

Форма аттестации Примечани е
/ (корректир
контроля
овка)

Раздел 1. Работа по подготовке открытия школьного музея – 3 ч.
Подготовка к
1
Вводный,
открытию школьного
собеседование.
музея.
Входной контроль.
Открытие
1
школьного музея.
Деятельность совета 1
школьного музея.
Раздел 2. Поисково-исследовательская работа в музее . (8 часов)
Планирование,
1
подготовка и
проведение поисковособирательской
работы.
Общие правила
оформления и
заполнения полевых
документов.
Тетрадь для записей
воспоминаний и
рассказов.
Анкетирование и
интервьюирование.
Встречи с
выпускниками
разных лет.
Итоговое
обобщающее занятие
по теме “Поисковоисследовательская
работа в музее”.

1

2
1
2
1

Раздел 3. Музейные фонды и работа с ними. (6 часов)
Исторические
1
источники в музее.
Шифрование
1
предметов.
Основной и
1
вспомогательный
фонды музея.
Включение
1
материалов в фонд

14

15
16
17
18
19
20

21

22
23
24

25

музея.
Фондовая работа в
2
школьном музее.
Раздел 4. Экспозиционно-выставочная работа. (8 часов)
Концепция развития 1
музея. Виртуальный
музей.
Проектирование
1
экспозиции.
Тематически 2
экспозиционный план
музея.
Какие бывают
1
экспонаты?
Экспонат в
2
экспозиции музея.
Итоговое
1
Промежут
обобщающее занятие
очный
по теме “Музейные
контроль.
фонды и
Экспозици я.
экспозиционновыставочная работа в
музее”.
Промежуточный
контроль.
Раздел 5. Культурно-образовательная деятельность музея. (5 часов)
Возрастные
1
особенности
посетителей
школьного музея.
Теория ведения
1
экскурсий.
Обзор экскурсий
1
музея.
Подготовка к
1
проведению
экскурсий с
использованием
виртуального музея
школы.
Просветительские
1
формы работы музея.
Раздел 6. Хранение. (2 часа)

26

Сохранность
1
предметов в
экспозиции
школьного музея.
Хранение
предметов в фондах.

27

28
29

30
31

Итоговое
1
обобщающее занятие
по темам:
“Культурнообразовательная
деятельность музея” и
“Принципы хранения
экспонатов”
Раздел 7. Творческая работа. (4 часа)
Формы творческих
1
работ.
Планирование,
1
подготовка и
реализация
творческой работы.
Представление
1
творческих работ.
Итоговый урок по
1
курсу. Итоговый
контроль.

Итоговый
контроль.
Творчески
й проект.

Приложение 2
Календарный учебный график
Уровень – ознакомительный, год обучения – первый
2 полугодие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1,2,3,4

5,6,7,8

9,10,11,12

13,14,15,16

17,18,19,20

21,22,23,24

25,26,27,28

29,30,31,32

33,34,35,36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4

4

4

4

4

4

4

4

25

Итоговый

Итоговый

Промежуточный контроль

Вводный контроль

Аттестации,формы
контроля

Кол-во
часов в
месяц

Кол-во
часов в
неделю

Кол-во
учеб.
недель

меся ц

1 полугодие

Приложение 3
Оценочные материалы
Промежуточная аттестация (декабрь)
Тест
1.Отметьте правильный ответ
Кто ввел в научный оборот термин «музеология»?
+ Дж Грессе
- И. Неуступный
- К. Шрайнер
2. Отметьте правильный ответ
Какие разделы входят в прикладное музееведение (отметьте верные)?
+ Научная методика
+ Техника музейной работы
- Общая теория музееведения
+ Организация музейного дела и управление музейной деятельностью
- Историческое музееведение
3. Отметьте правильный ответ
Что означает в переводе слово «museion»?
+ Музей
- Место, посвященное музам
- Музыка
- Коллекционирование
4. Отметьте правильный ответ
Пинакотеки – это:
+ Специальные хранилища для произведений живописи в Древней Греции
- Картины, выполненные восковыми красками
- Древнегреческие скульптурные композиции
5. Отметьте правильный ответ
Прообраз всех музеев:
- Александрийская библиотека
- Пергамский мусейон
+ Александрийский мусейон
6. Отметьте правильный ответ
Кто основал Александрийский мусейон?
+ Птолемей I Сотер
- Аристарх Самофракийский
- Каллимах
- Атталиды
7.Отметьте правильный ответ
Движимый объект природы или материальный результат человеческой
деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования
изъят из среды обитания и включен в состав музейного собрания –
- Предмет музейного значения
+ Музейный предмет
0

- Музейный экспонат
Отметьте правильный ответ
8.К свойствам музейного предмета относятся:
+ Информативность
+ экспрессивность
- историчность
+ аттрактивность
+ репрезентативность
- предметность.
9.Отметьте правильный ответ
Исторические музеи делятся на (выберите верные):
+ общеисторические
+ археологические
- архитектурные
- педагогические
+ этнографические
+ промышленные
- монографические
10.Отметьте правильный ответ
Музеи по принадлежности (юридическому положению) бывают:
+ Государственные
- Республиканские
- Краевые
+ Общественные
+ Частные
- Учебные
11.Отметьте правильный ответ
Палеонтологические, антропологические, географические, биологические музеи
являются:
- Художественными
+ Естественнонаучными
- Промышленными
- Сельскохозяйственными
12.Отметьте правильный ответ
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из:
+ Профильных изысканий
+ музееведческих изысканий
- исторических изысканий
- географических изысканий
13.Отметьте правильный ответ
Деятельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных
предметов:
- Реставрация
+ Консервация
- Тезаврирование
1

- Документирование
14.Отметьте правильный ответ
Понятием «фонды музея» обозначают:
+ научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на
постоянное хранение
- памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды
бытования
- Витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также
аудиовизуальные средства
15.Отметьте правильный ответ
Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо
почитаемые как память о выдающемся человеке или событии:
- мемориальные предметы
- уникальными музейными предметами
+ реликвии
16.Отметьте правильный ответ
Фонд музейных предметов делится на:
+ Основной
+ Обменный
- Научно-вспомогательный
- Фонд сырьевых материалов
17.Отметьте правильный ответ
Что не относится к шести типам музейных предметов (источников):
+ археологические
- вещественные
- изобразительные
- письменные
+ мемориальные
- фонические источники
- фото-источники
+ архитектурные
-18.
Отметьте правильный ответ
Планы комплектования фондов могут быть:
+ перспективными
+ текущими
- систематическими
- тематическими
- комплексными
19.Отметьте правильный ответ
Для хранения предметов в музее оборудуется специальное помещение:
+ Запасник
- Склад
- Подсобное помещение
Отметьте правильный ответ
2

20.К какому виду экспозиции относится музейная выставка?
- композиционным экспозициям
+ временным экспозициям
- постоянным экспозициям
Отметьте правильный ответ
21.Выделите основные методы экспонирования:
+ систематический
+ ансамблевый
+ ландшафтный
+ тематический
- перспективный
- вещественный
22.Отметьте правильный ответ
Копию живописного, графического или фотографического изображения,
сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном
размере, называют:
- Муляжом
+ Репродукцией
- Слепком
23.Отметьте правильный ответ
Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в
определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе:
+ Макет
- Модель
- Муляж
24.Отметьте правильный ответ
Тексты в музееведении обычно подразделяются на:
- повествовательные
+ заглавные (оглавительные)
+ ведущие
+ пояснительные
+ этикетаж
+ указатели
- разделительные
25.Отметьте правильный ответ
Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии;
заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с
интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное
представление, киносеанс), праздник, историческая игра». Все вместе это:
+ формы культурно-образовательной деятельности музея
- методы построения экспозиции
- научно-фондовая работа
Уровневая оценка
Низкий уровень – 5-10 баллов
3

Средний уровень - 11-19 баллов
Высокий уровень – 20-25 баллов
Итоговая аттестация (май)
Разработка экскурсии
Критерии экскурсии
Определение цели и задач экскурсии
Выбор темы
Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников
материала
Изучение источников
Знакомство с экспозициями и фондами музея по выбранной теме
Отбор и изучение экскурсионного объекта
Составление маршрута
Подготовка текста экскурсии
Критерии экскурсионного объекта
1. познавательная ценность
2. известность (популярность) объекта
3. необычность (экзотичность) объекта
4. выразительность
5. сохранность объекта
6. месторасположение
Уровневая оценка
Низкий уровень – экскурсионный объект не соответствует целям и задачам
экскурсии
Средний уровень - все критерии экскурсии соблюдены, но не выражена
уникальность экскурсионного объекта
Высокий уровень – соблюдение всех критериев
3.3 Методические материалы
Методические виды продукции
(разработка игр, бесед, походов,
экскурсий,
конкурсов,
конференций,
сценарии
праздников и т.д.);
Рекомендации по проведению
лабораторных и практических
работ,
по
постановке
экспериментов или опытов и т.д.
Дидактический и лекционный
материалы,
методики
по
исследовательской
работе,
тематика опытнической или
исследовательской работы и т.д.

- Разработки экскурсий
- Сценарии памятных мероприятий

- Правила учащихся ДДТ
- Инструкция по охране труда при проведении занятий
- О деятельности музеев образовательных учреждений
- Тесты, методические материалы для аттестации
- Презентации, видеоматериалы по теоретическим разделам
программы

3.5. Лист коррекции
4

Лист коррекции
№
п/
п

Название
раздела,
темы

Тема
урока

Дата
проведе
ния
урока

Причина Коррек Дата
коррект тирую прове
ировки
щие
дения
меропр по
иятия
факту

согласо
вано с
зам.дир
ектора
по УВР
(подпи
сь)

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».