ДОП 2023 ВОЛШЕБНЫЕ КИСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНА
Руководитель МО
гуманитарного цикла
_______ Ю.Ю. Матвейчук
Протокол № 4 заседания МО
от 24 августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко
25 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ
Зерновская средняя школа»
__________ С. В. Кулинич
Приказ № 240
от 25 августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Кружка «ВОЛШЕБНЫЕ КИСТИ»

Направленность художественная
Срок реализации программы 1 год (36 часов)
Вид программы модифицированная
Уровень стартовый
Возраст обучающихся 7-10 лет
Составитель: Войтович Антонина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования

с.Зерновое,
2023 г.

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
 Федеральный
закон
Российской
Федерации
от
29.12.2012
г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
 Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. №
3;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
 Приказ
Минпросвещения
России
от
03.09.2019
г.
№
467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»;
–
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. №
131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О
реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике
Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного
образования для детей Республики Крым»;

 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки
России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический
университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО
дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от
18.11.2015 г. № 09-3242;
 Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС
– 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
- Устав МБОУ «Зерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым.
- Локальные акты МБОУ «Зерновская средняя школа»
Направленность (профиль) программы – художественная.
Актуальность программы. Данная программа является актуальной для детей
младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством,
учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественноэстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности,
воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность
творческой самореализации личности и приобщению к традициям русского народного
творчества.
Новизна Данная дополнительная общеобразовательная программа способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом
развитии. Предполагает: новые педагогические технологии в проведении занятий
Отличительные особенности программы от уже существующих в этой области
заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ и с учётом задач, сформулированных
Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дидактического
материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при
которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей
развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение различными
техниками и приёмами изобразительного искусства и на приобщение детей к активной
познавательной и творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность очевидна, так как воспитанники получают
дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-

прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств,
краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается коммуникативность,
самооценка. Могут обучаться дети любой подготовки.
Адресат программы данная образовательная программа рассчитана на учащихся в
возрасте от 7 лет до 10 лет.
Объем и срок освоения программы запланированный на весь период обучения,
составляет 36 учебных часа, необходимых для освоения программы. Продолжительность
занятий в каждой группе в соответствии с Сан.ПиН.
Программа составлена на ознакомительном уровне и срок её реализации 1 год.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса являются:
- в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении
группы учащихся могут формироваться как одного возраста, так и разных возрастных
категорий (разновозрастные группы), а также индивидуально.
- график занятий составляется с учетом учебного расписания в школе
- состав группы постоянный;
- в группе занимаются дети, обладающие разными способностями к обучению;
- имеют место соревновательный характер игры, самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки;
- проводятся занятия по тестированию, воспитательно-профилактические и
оздоровительные мероприятия.
Режим занятий продолжительность занятий составляет по 45 минут 1 раз в неделю.
В группе количество детей составляет от 10 до 15 человек.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия
различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной
образовательной среды с многовариантным выбором; создание условий для развития
творческой личности, самоопределения и самореализации личности в области
изобразительного искусства; развитие у детей творчества и художественного восприятия
окружающего мира.
Задачи:
Образовательные (предметные) познакомить: со специальной терминологией, с
основами цветоведения; с духовно-нравственными и культурными ценностями родного края;
с нетрадиционными техниками изображения; с отечественным и народным
изобразительным искусством;
Освоить: элементарные навыки изобразительной деятельности: разрабатывать эскиз
и выполнять в соответствии с ним работу; приемы изготовления поделок в разных техниках
и из различного материала;
Развивающие (метапредметные) Развивать: художественно-эстетический вкус,
познавательный интерес, образное мышление, воображение, фантазию; мелкую моторику
рук, глазомер, зрительную память.
Воспитательные (личностные) Формировать: интерес к изобразительному и
декоративно- прикладному творчеству; Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность
в работе.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровая,
в парах.
Форма проведения занятий: форма занятий зависит от поставленной на данный
период задачи:
1. Оформление работ к выставкам-(изготовление паспарту, установка работ в рамы,
багеты, и пр.) подготовительная форма.

2. Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, мастер-классах.
3. Форма бесед, лекций, «мозговых штурмов» при создании персонального или
коллективного проекта.
4. Встречи с интересными людьми
1.3 Воспитательный потенциал программы
Воспитательный потенциал программы воспитанниками должен быть достигнут
определенный уровень овладения изобразительной грамотой. Так же научатся обращаться с
материалами и инструментами изобразительного искусства. Постепенно, благодаря
формированию грамотного эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску суб культурных и псевдо-культурных современных направлений. Это поможет полноценному
нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству,
знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, воспитанники получат
представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию
интереса и уважения к родной культуре.
1.4 Содержание программы
Учебный план
№
пп

Наименование разделов, тем

Кол-во часов
Всего Теория Практик
а
1
0,5
0,5

Вводное занятие. Начальная диагностика.
Блок «Изобразительное искусство»
1
2
«Основы изобразительной грамоты».
1. Основы цветоведения.
1
1
Введение в понятия цветового круга и спектра.
Технология смешивания красок (механическое
и оптическое), поиск новых цветовых
сочетаний. Основные цвета, теплые-холодные
цвета.
1.
1
Технология заливок.
Смешение
красок
2
(ступенчатое и непрерывное).
2.
2.
1
2.
2
2.
3

3
3.
1

3.
2
3.
3
3.
4

1
0,5

1
0,5

0,5

0,5

Приёмы и техники работы акварелью.
Техника лессировки (сухая кисть).

3
1

1,5
0,5

1,5
0,5

Техника «резерваж».

1

0,5

0,5

Техника «английская» акварель (по-сырому)
Технология работы по мокрому. Цвет как
выразитель настроения. Город- цветовой фон в
технике монотипии. Дома – линиями,
штрихами. Люди – силуэты.
Основы рисунка и графики.
Вводная беседа.
Знакомство с материалами.
Понятия:
линия,
штрих,
тон.
Технология проведения прямых и кривых
линий, упражнения с нарастанием и
ослаблением тона.
Технология зарисовки бытовых предметов.

1

0,5

0,5

4
1

2
0,5

2
0,5

1

0,5

0,5

Технология перехода от плоского изображения
к объемному.
Технология выполнения светотеневого рисунка.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Формы
аттестации/
контроля
Диагностика.

Наблюдение
Практическая
работа.

Тестирование

Выставка
рисунков

4
4.
1

Основы композиции.
Принципы построения композиции. Технология
построения
композиции
(доминанты,
динамизма, равновесия, гармонии, единства,
группировки).
4. Типы композиции. Технология построения
2
симметричной и ассиметричной композиции.
4. Формы композиции.
3
Технология построения точечной, линейноленточной,
плоскостной,
объёмной,
пространственной композиции.
5
Жанры изобразительного искусства.
5. Натюрморт.
Технология
1
построения и последовательное
выполнение
акварелью. несложного натюрморта.
5. Портрет. Знакомство с понятием пропорции
2
человека. Технология изображения человека в
движении
при
помощи
проволочной конструкции
5. Пейзаж. Основные законы пейзажа. Технология
3
построения
линейной
и
воздушной
перспективы. Составление композиций, подбор
названия. Этюды.
Промежуточная аттестация
Блок «Декоративное рисование»
1
Основы
декоративноприкладного
творчества.
1. Искусство росписи по дереву в России. Труд и
1
его значение в жизни людей.
1. Орнамент, композиция и цвет в росписи.
2
1. Типы орнаментов. Технология выполнения
3
элементов орнаментальной композиции.
1. Декорирование
плоскости.
Технология
4
выполнения линейного орнамента на основе
схем симметрии.
1. Технология
выполнения
орнаментального
5
изображения отдельного предмета.
1. Выполнение простых и сложных композиций
6
на основе образцов. Технология разработки
эскиза к изделию.
1. Итоговое занятие.
7
Итого

3
1

1,5
0,5

1,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

5
2

1,5
0,5

3,5
1,5

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

17

6

11

1

0,5

0,5

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

Анкетирование

1

1,5

1,5

Выставка
работ.

36

15,5

20,5

Опрос

Тестирование

Опрос.

Содержание учебного плана
Вводное занятие.
Теория. Введение в образовательную программу. Задачи и краткое содержание.
Режим работы. Оборудование кабинета. Организация рабочего места. Правила техники
безопасности и санитарно-гигиенические требования в организации образовательного
процесса.
Практика. Диагностика знаний, умений и навыков.
Блок «Изобразительное искусство».
Раздел 1 «Основы изобразительной грамоты»
Тема 1.1 Основы цветоведения.

Теория. Введение в понятия цветового круга и спектра. Технология смешивания
красок (механическое и оптическое), поиск новых цветовых сочетаний. Основные цвета,
теплые-холодные цвета.
Практика. Выявление начального уровня знаний, умений навыков. Выполнение
различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик»,
«звёздочка», «кирпичик», «волна
Тема 1.2 Технология заливок. Смешение красок (ступенчатое и непрерывное).
Теория. Техника акварельного письма. Приемы работы акварелью. Особенности
рисования по сухой и влажной бумаге.
Практика. Основные цвета и смешивание красок. Рисунок по сухой или влажной
бумаге.
Раздел 2 «Приёмы и техники работы акварелью».
Тема 2.1 Техника лессировки (сухая кисть).
Теория. Знакомство с техникой сухой кисти. Техники живописи. Способы работы в
этих техниках. Акварельная капля. Контролируемая размывка. Насыщенные цвета, глубокие
тени. Техника мягких воздушных планов и бесконечных далей.
Практика. Изображение «Ветка с ягодами».
Тема 2.2 Техника «резерваж».
Теория. «Обходка» – самый сложный и самый «чистый» прием резервирования.
Белые и светлые участки.
Практика. Изображение рисунка с использованием парафина, воскового мелка.
Тема 2.3 Техника «английская» акварель (по-сырому).
Теория. Знакомство с техникой по-сырому. Градиентная растяжка. Смешанные
техники. Способы работы в этих техниках.
Практика. Изображение в технике «английская» акварель. «Цветы», «Букет в вазе».
Раздел 3. Основы рисунка и графики.
Тема 3.1 Вводная беседа. Знакомство с материалами. Понятия: линия, штрих,
тон.
Теория. Знакомство с планом работы. Знакомство с графическими материалами
(карандаш,тушь и др) Понятия: линия, штрих, тон. Методы и способы работы с карандашом,
знакомство с его техническими возможностями. Постановка руки. Технология проведения
прямых и кривых линий, упражнения с нарастанием и ослаблением тона.
Практика. Графические упражнения. отработка навыков рисования линий.
Технология создания композиций из линии разного характера (прямые, волнистые) с
использованием перспективы.
Тема 3.2 Зарисовки бытовых предметов.
Теория. Знакомство с понятиями «пропорция», «симметрия». Принцип зарисовок
предметов расположенных на уровне глаз, имеющих разный силуэт и размер.
Практика. Зарисовки бабочек на одном листе бумаги, листьев разной конфигурации
(дуба, клена, рябины). Зарисовки бокалов (3-5 предметов).
Тема 3.3 Технология перехода от плоского изображения к объемному.
Теория. Беседа об устройстве человеческого глаза, Беседа о наглядной перспективе
(линия горизонта, точка схода. Простейшие геометрические фигуры, построение, объём.
Композиция изобразительной плоскости. Компоновка.
Практика. Упражнение на ознакомление с перспективой, понятие о конструкции
предмета. (круг; квадрат в перспективе). Рисуем цилиндр, куб.(построение)
Тема 3.4 Технология выполнения светотеневого рисунка.
Теория. Композиционное расположение рисунка на листе бумаги.
Понятие о
светотени. Выявление формы средствами линии, штриха, пятна.
Композиция
изобразительной плоскости. Компоновка.

Практика. Рисуем геометрические плоские фигуры и показываем виды штриховки.
Рисунок натюрморта из двух предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону,
на светлом фоне.
Раздел 4 Основы композиции.
Тема 4.1 Принципы построения композиции.
Теория. Технология построения композиции (доминанты, динамизма, равновесия,
гармонии, единства, группировки). Введение понятий «композиция», «доминанта»,
«статистическое» и «динамическое» равновесие. Правила построения композиции.
Знакомство с принципами построения композиции (доминанты, динамизма, равновесия,
гармонии, единства, группировки).
Практика. Построение композиции по принципам (выполнение аппликации из
готовых геометрических фигур или рисунка).
Тема 4.2 Типы композиции.
Теория. Знакомство с типами композиции (открытая, закрытая, симметричная,
ассиметричная, статичная, динамичная). Технология построения симметричной и
ассиметричной композиции.
Практика. Построение симметричной и ассиметричной композиции (выполнение
аппликации из готовых геометрических фигур или рисунка).
Тема 4.3 Формы композиции.
Теория. Формы композиции (точечная, линейно-ленточная, плоскостная, объёмная,
пространственная). Технология построения точечной, линейно-ленточной, плоскостной,
объёмной, пространственной композиции. Комбинация композиционных форм.
Практика. Украшение заданной формы (кокошник, подзор, платок, тарелка).
Фантазирование на тему узоров. Обдумывание композиции рисунка, размещение
изображения на листе, передача строения, формы, пропорции.
Раздел 5 Жанры изобразительного искусства.
Тема 5.1 Натюрморт.
Теория. Введение понятия «натюрморт». Технология построения и последовательное
выполнение акварелью несложного натюрморта. Дидакт. игра «Из чего состоит натюрморт».
Знакомство с репродукциями картин художников, выполненных в жанре натюрморта. В.Ван
Гог, А.Матисс, М.Сарьян.
Практика. Построение натюрморта в карандаше и последовательное выполнение
акварелью. Подбор названия «Дары осени», «Вершки и корешки».
Тема 5.2 Портрет.
Теория. Знакомство с понятием «портрет». Виды портретов. Знакомство с понятием
пропорции человека. Технология изображения человека в движении при помощи
проволочной конструкции.
Практика. Выполнение рисунка «Труд людей»
Тема 5.3. Пейзаж.
Теория. Основные законы пейзажа. Технология построения линейной и воздушной
перспективы. Составление композиций, подбор названия. Этюды Просмотр репродукций
картин художников. Дидактическая игра «Из чего состоит пейзаж». Винсент Ван Гог
«Пейзаж в Овере после дождя». Знакомство с техникой «монотипия».
Практика. Выполнение пейзажа в технике «монотипия».
Тема 5.4 Промежуточная аттестация.
Тестирование
Блок «Декоративное рисование».
Раздел 1 Основы декоративно-прикладного творчества.
Тема 1.1 Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни
людей.
Теория. Опрос, Диагностика. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Технология работы с гуашью.

Понятие «художественная роспись». Появление росписи. Виды российской
художественной росписи. Орнаменты Тамбовской области.
Практика. Определение колорита росписей. Отработка приемов работы гуашью.
Тема 1.2 Орнамент, композиция и цвет в росписи.
Теория. Понятие орнамента. Виды композиции Виды орнамента (в полосе, в круге,
раппорт).
Практика. Аппликация. Создание орнамента из простых геометрических фигур.
(ахроматические цвета: черный, белый, серый )
Тема 1.3 Типы орнаментов.
Теория. Разновидность орнаментов. Методы выполнения .и назначение.
Практика.
Выполнение
эскиза
орнамента
(растительный,
зооморфный,
геометрический, антропоморфный, замкнутый, сетчатый).
Тема 1.4 Декорирование плоскости. Технология выполнения линейного
орнамента на основе схем симметрии.
Теория. Правила построения ленточного орнамента. ритм в орнаменте мотив оси
переноса. Простые схемы ритмического построения линейного орнамента, основанные на
чередовании.
Практика. Рисуем линейный орнамент на основе схем симметрии.
Тема 1.5 Технология выполнения орнаментального изображения отдельного
предмета.
Теория. Составление композиции с учетом ранее полученных знаний, умений и
навыков с учетом использования современных материалов. Подготовка изделия к росписи –
грунтовка.
Практика. Роспись фигурного изделия (разделочная доска, лопаточка) согласно
эскизу.
Тема 1.6 Выполнении простых и сложных композиций на основе образцов.
Теория. Знакомство с традиционной композицией росписи. Технология разработки
эскиза к изделию.
Практика. Выполнение простых и сложных композиций на основе образцов,
репродукций, фотографий и т. д. разработка эскиза к изделию. (деревянная подставка под
горячее)
Тема 1.7 «Итоговое занятие»
Оформление выставки. Анализ проделанной работы.
1.5 Планируемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны:
знать: - характеристики материалов, инструменты для работы; правила техники
безопасности и организации рабочего места; понятие композиции, формообразования,
основы цветоведения; свойства обрабатываемых материалов; о месте и роли декоративноприкладного искусства в жизни человека; технологию изготовления поделок из различных
материалов; правила поведения и взаимодействия в коллективе; творческое наследие
мастеров тамбовского края; различные техники в рисунке; о связи декора с функцией и
формой вещи;
о единстве функции и конструкции; законы декоративно-сюжетной
композиции;
уметь: выполнять поделки в различных техниках; работать с соблюдением правил
безопасности; выполнять работу в соответствии с алгоритмом проектной деятельности;
выполнять работу с учётом законов композиции, цветоведения; выполнять коллективную
работу, работать в команде; создавать работы по собственным эскизам, разработкам;
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые
мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.); определять теплые и холодные, темные и
светлые цвета и их оттенки; получать простые оттенки (от основного к более светлому);

рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.); рисовать
предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму,
строение, цвет); пользоваться процессом стилизации реальных природных форм в
декоративные; планировать последовательность операций во время работы; отбирать
нужные материалы и инструменты на заданную тему; изготавливать простые изделия на
основе эскиза или схемы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебные кисти»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны
и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;

сформированность
эстетических
чувств,
художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень:

сформированности
универсальных
способностей
обучающихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественноэстетической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
предмета:

знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета.

знание видов художественной деятельности

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения
о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (см. Приложение №1)
Продолжительность учебного года
Учебный период - с 01 сентября по 31 мая.
Количество учебных недель – 36 недель.
Количество учебных дней – 36 дней
На освоение учебного материала отводится 36 часов в год.
Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 раз в неделю по 1 часу.


2.2.
Условия реализации программы:
Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением
наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен
воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельного принятия решений. Для
проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителейпредметников. Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении
(класс). Практические навыки отрабатываются в художественных мероприятиях, районных
конкурсах, школьных праздниках.
Кадровое
обеспечение
–
разработка
и
реализация
дополнительной
общеобразовательной программы осуществляется педагогом дополнительного образования,
что закрепляется профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых». Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,
должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к
стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-техническое обеспечение:

инструменты личного пользования;

иллюстрации, рисунки и фотографии;

демонстрация готовых работ;

краски акварельные;

гуашь;

кисти разных номеров;

альбомы;

карандаши цветные;

ластик мягкий;

палитра;

клей ПВА, клей карандаш;

ножницы;


цветная бумага и картон;

лоскуты ткани различных цветов и узоров.
Кабинет искусств, подготовленный к учебному процессу в соответствии
с требованиями и нормами СанПиНа. Формирование групп и расписания занятий
в соответствии с требованиями СанПиН и программой.
Методическое обеспечение включает в себя:
1.
Особенности организационного процесса
Занятия проводятся в очной форме с применением сетевой формы взаимодействия, 1
раз в неделю. Программа не предъявляет особых требований к уровню подготовленности
обучающихся.
С учетом времени освоения программы и объема материала в группе
могут заниматься обучающиеся как одинакового возраста, так и разных возрастных групп.
2.
Методики – авторские методики проведения занятия, методика организации
воспитательной работы, методика анализа результатов деятельности, методика организации
и проведения массового мероприятия (выставки, праздника, игровой программы).
3.
Методы обучения – методы, в основе которых лежит способ организации
занятия:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, диспут, работа с книгой, дискуссия, лекция;
- наглядные: использование оборудования, просмотр фотографий, видеофильмов,
картин, схем, плакатов, рисунков, макетов;
- практические: лепка, рисование, зачетные занятия. Для эффективного усвоения
учебного материала практическую деятельность следует проводить в формате выставки.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (качественный показ, демонстрация техники;
просмотр видео материалов, мастер-классов);
- частично-поисковый;
- исследовательский:
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание ситуаций, приближенных к
соревновательным);
- индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом природных способностей,
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
4.
Методы воспитания – поощрение, мотивация, стимулирование, упражнения,
контроль и самоконтроль.
5.
Формы организации образовательного процесса – очно.
6.
Формы организации учебного занятия
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске,
виртуальные экскурсии по музеям. В пределах одного занятия виды деятельности могут
несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет
избежать их переутомления. К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут
привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с педагогом). При
определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей.
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология
группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего
обучения, технология игровой деятельности, технология развития критического мышления
через чтение и письмо, технология портфолио.
7.
Алгоритм учебного занятия
№

Этапы работы

1.

Организационный момент, включающий:


постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном
этапе занятия (что должно быть сделано воспитанниками, чтобы их дальнейшая
работа на занятии была эффективной);

определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе
занятия;

описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока,
настроя обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом
реальных особенностей класса, с которым работает педагог).
2.
Опрос обучающихся по заданному на дом материалу, включающий:

определение целей, которые
педагог ставит перед учениками на данном этапе занятия;

определение целей и задач, которых педагог хочет на данном этапе занятия;

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей и задач данного занятия;

определение возможных действий педагога в случае, если ему или
обучающихся не удается достичь поставленных целей;

описание методов и критериев оценивания ответов, обучающихся в ходе
вопроса.

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности
обучающихся в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов, обучающихся в ходе
опроса.
3.
Объяснения нового учебного материала. Данный этап предполагает:

Постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат
должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

Определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном
этапе занятия;

Изложение основных положений нового учебного материала, который должен
быть освоен обучающимися;

описание критериев определение уровня внимания и интереса обучающихся к
излагаемому педагогом учебного материала
4.
Использование здоровьесберегающих технологий
5.
Закрепление нового учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат
должен быть достигнут обучающимися на данном этапе занятия)

определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном
этапе занятия;

описание
критериев,
позволяющих
определить
степень
усвоения
воспитанниками нового учебного материала.
6.
Задание на дом, включающее:

постановку целей для самостоятельной работы обучающихся (что должны
сделать воспитанник в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;

определение и разъяснение
обучающимся критериев успешного
выполнения домашнего задания.
7.
Рефлексия.
8.
Методические и дидактические материалы – дидактические пособия
(рабочие тетради, инструкционные, технологические карты), основная и дополнительная
литература (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов,
практических работ и практикумов, таблицы.

2.3.
Формы аттестации.
Подведение итогов реализации данной программы осуществляется через итоговые
открытые занятия, тестирование, показательные выставки и соревнования. С обучающимися,
которые начинают обучение по программе, проводится входная диагностика (тестирование)
для выявления уровня умений и навыков. Также проводится промежуточная аттестация по
итогам изучения разделов и тем программы. Итоговая аттестация осуществляется в конце
учебного года.
Для учащихся младшего школьного возраста: беседа, викторина, игра,
интеллектуальная игра, конкурс, кроссворд, олимпиада, путешествие, соревнование,
тестирование, устный журнал;
Результаты аттестации за носятся в диагностическую карту и должны отражать
уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов – аналитический
материал, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и
тестирования, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов –
контрольная работа открытое занятие, отчет итоговый, праздник, выставка рисунков.
Формы контроля.
Входной контроль – проводится при наборе или на начальном этапе формирования
коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности
и достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом занятии;
определяет степень усвоения учащимися учебного материала, готовность к восприятию
нового материала, выявляет учащихся, отстающих или опережающих обучение; позволяет
педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, модуля,
в конце полугодия, года, изучается динамика освоения предметного содержания ребенком,
личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его творческих
способностей, определения результатов обучения, ориентирования на дальнейшее (в том
числе самостоятельное) обучение.
Список литературы
Литература для педагога:

Адамчик, В. В. Русское искусство: более 2000 цветных иллюстраций / В. В.
Адамчик ; М.В. Адамчик. - М. : АСТ; Минск: Харвест, 2005. - 352 с.

Азбука русской живописи / автор Л. Жукова; руков. проекта Н. Астахова. - М. :
"Белый город", 2008. – 144с.

Алленов, М. М. История русского искусства. Русское искусство XVIII - XX
века : Т.2 / М. М. Алленов ; Л.И. Лифшиц; ред. А. Астахова. - М. : Белый город, 2008. - 504с.

Бойко, Н. Истории знаменитых полотен / Н. Бойко. - Ростов н/Д. : Феникс,
2006. - 224с.

Вся история искусства: Живопись, архитектура, скульптура, декоративное
искусство. / пер с итал. Т.М. Котельниковой. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 416с.

Лифшиц, М. А. История русского искусства. Русское искусство X - XVII
веков : Т.1 / М. А. Лифшиц ; ред. А. Астахова. - М. : Белый город, 2007. - 344с.
Литература для учащихся:
1. Грибова Л.С., Декоративно – прикладное искусство народов коми.- М. : Наука, 1980.- 240 стр.с илл.

2. Кизяева М.В., Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи для детей. М.:
Издательство «Белый город», 2000.- 50 стр. с илл.
3. Хананова И. Н., Солѐное тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006, 140 с.
4. Я познаю мир. Великие художники. : Детская энциклопедия / автор И.А.
Андрианова; худож. О. А. Васильев. - М. : АСТ: Астрель, 2005. - 400 с. :
Электронные ресурсы удаленного доступа (интернет-источники):
1. http://window.edu.ru
2 . http://school-collection.edu.ru/

Приложение №1
Календарный учебный график
Уровень стартовый год обучения 2023-2024 группа ____
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

13 14 15 16

17 18 19 20 21 22 23 24

25 26 27 28 29 30 31 32

33 34 35

36

1 1 1 1

1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1 1

1 1 1

1

4

4

4

4

4

1 1 1 1 1 1 1

4

9

10 11 12

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов на одну группу

4

4

Выставка работ

8

Итоговое тестирование

5 6 7

Анкетирование

4

Тестирование

4

3

Тестирование

Аттестация/формы контроля Кол-во
часов
Входная диагностика

1

2

Опрос, анкетирование

Кол-во
в часов

1

Тестирование

Кол-во
в учебных

Месяц

Сентябрь

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы.
Содержание контроля
год обучения
Входной контроль
Форма: викторина
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.Назовите основные цвета
А)красный, синий, желтый
Б) синий, зеленый, красный
В) синий, желтый, оранжевый
2. Назовите дополнительные цвета
А) Красный, желтый, зеленый
Б) Зеленый, оранжевый, фиолетовый
В) Синий, красный, желтый
3.Какие цвета называют теплыми?
А )красный, фиолетовый, желтый
Б) оранжевый, розовый, синий
В) желтый, красный, оранжевый
4. Какие цвета называют холодными?
А) зеленый, фиолетовый, розовый
Б) синий, голубой, зеленый
В) фиолетовый, красный, оранжевый
5.
Какие цвета невозможно получить путем смешивания других
А) зеленый, красный, желтый
Б) синий, красный, желтый
В) желтый, синий, зеленый
6.
Небольшая тонкая и лѐгкая пластинка, на которой художник смешивает краски в
процессе работы – это …
А) стека
Б) панно
В) палитра
7.
Линия, точка, пятно – основные средства художественной выразительности:
А) живопись
Б) графика
В) роспись
8.
Жанр, в котором главный герой – природа.
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет
9.
Какие цвета используются в мезенской росписи
а) красный и черный
б) оранжевый и зеленый
в) голубой и белый
10.
Мотив мезенской росписи
а) собака
б) конь
в) корова
11.
На каком материале выполняется мезень
а) бумага

б) дерево
в) камень
12.
С помощью каких инструментов выполняется мезень?
а) перо и кисть
б) фломастер и карандаш
в) ручка и циркуль
Критерии оценивания
Количество баллов
Уровень
9-12 (80-100%)
Высокий уровень
6-8 (50-79%)
Средний уровень
Меньшее 6 (меньше 50%)
Низкий уровень
Промежуточная аттестация за первое полугодие
Форма: викторина, выставка За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.
Роспись, выполняемая черной и красной гуашью? (мезень)
2.
Лепка полу - объемной фигуры? (барельеф)
3.
Что такое портрет? (изображение человека)
4.
Что изображают в натюрморте? (книги, посуда, фрукты, овощи и т.д.)
5.
Какие виды лепки вы знаете? ( из цельного куска, из отдельных частей)
6.
Изображение животных (анимализм)
7.
Что такое пейзаж? (окружающий мир природы)
8.
Упрощение формы, например животного, цветка (стилизация)
9.
Из чего делают папье-маше? (бумага)
10.
Перечислите элементы и мотивы мезени (конь, олень, птица, геометрические узоры)
Критерии оценивания
Количество баллов
Уровень
8-10 (80-100%)
Высокий уровень
5-7 (50-79%)
Средний уровень
Меньшее 5 (меньше 50%)
Низкий уровень
Промежуточная аттестация за второе полугодие
Форма: викторина, выставка
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.
Какие предметы можно украсить мезенской росписью? (разделочная доска, панно,
ложка, шкатулка, прялка и т.д.)
2.
Перечислите материалы для лепки (глина, соленое тесто, пластилин)
3.
Этапы выполнения росписи по дереву (заготовка основы, грунт, роспись,
лакирование)
3.
Перечислите основные этапы работы при лепке из соленого теста (лепка, сушка,
окраска)
4.
Изображение в книге (иллюстрация)
5.
Главное выразительное средство в рисунке? (линия)
6.
Изображение посуды, фруктов, цветов? (натюрморт)
7.
Главное средство выразительности в живописи? (цвет)
8.
Перечислите графические материалы (простой карандаш, цветные карандаши, гелевая
и шариковая ручки, фломастеры, тушь и т.д.)
9.
Общее цветовое сочетание в картине? (колорит)
10.
Перечислите основные материалы, необходимые для работы на живописи (палитра,
кисти, баночка с водой, бумага, краски)
11.
Плоское изображение, выполненное из кусочков бумаги, природного материала и т.д.

(аппликация)
12.
Изображение человека (портрет)
Критерии оценивания
Количество баллов
9-12 (80-100%)
6-8 (50-79%)
Меньшее 6 (меньше 50%)
Критерии

оценки

Уровень
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
уровня

теоретической

подготовки:

-высокий уровень
- учащийся освоил практически весь объѐм знаний 100-80%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень
- у учащегося объѐм усвоенных знаний составляет
79-50%;
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой;
низкий
уровень
учащийся
овладел
менее чем 50% объѐма
знаний, предусмотренных программой; учащийся, как
правило,
избегает
употреблять специальные термины.
Выставка работ
Цели: Определить уровень усвоения программного материала по годам обучения.
Проследить творческий рост учащихся; проанализировать умения использовать
полученные знания при выполнении работ. Проанализировать результаты работы.
Уровни:
3 – высокий;
2 – средний;
1 – низкий. Итог (сложение
баллов по критериям):
18 – 21 баллов – высокий
уровень;
13 – 17 баллов – средний
уровень;
12 и менее баллов –
низкий уровень.
Критерии оценивания выставки
Знание выразительных средств изобразительного искусства
3 – знание выразительных средств изобразительного искусства в полной
мере;
2 – знание выразительных средств изобразительного искусства в
достаточной мере;
1 – знание выразительных средств изобразительного искусства в
недостаточной мере. Знание терминологии изобразительного
искусства
3 – знание терминологии изобразительного искусства в полной
мере;
2 – знание терминологии изобразительного искусства в
достаточной мере;

1 – знание терминологии изобразительного искусства в
недостаточной мере.
Знание классификации изобразительного искусства
3 – знание классификации изобразительного искусства в полной
мере;
2 – знание классификации изобразительного искусства в
достаточной мере;
1 – знание классификации изобразительного искусства в
недостаточной мере.
Знание техник, анализ работ
3 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в полной
мере;
2 –знание техник, их названий, умение анализировать работы в
достаточной мере;
1 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в
недостаточной мере.
Применение выразительных средств изобразительного искусства
3 – умение применять выразительные средства изобразительного искусства для
передачи замысла в собственной деятельности в полной мере;
2 – умение применять выразительные средства изобразительного искусства для
передачи замысла в собственной деятельности в достаточной мере;
1 – умение применять выразительные средства изобразительного искусства для
передачи замысла в собственной деятельности в недостаточной мере.
Владение приемами и техниками
3 – работы выполнены в соответствии с изученными приемами техниками
без ошибок;
2 – работы выполнены с некоторыми ошибками;
1 – работы выполнены со значительными ошибками.
Самостоятельность
3 – умение работать самостоятельно;
2 – умение работать самостоятельно не в полной мере, с частичной помощью
педагога;
1 – неумение работать самостоятельно, работа только с помощью
(значительной) педагога.
Итоговая аттестация
Форма: тестирование, выставка
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.Система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображения на части, это а) Эврипид,
б) Фасад,
в) Фенор,
г) Канон,
2. Первый скульптор древности, изобразивший человека в движении, это
а) Фидий,
б) Поликлет,
в) Мирон,
г) Пифагор
3. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях а) Золотое сечение,
б) Канон, в) Лепка формы, г) Тон
4. У взрослого человека размер головы занимает
а) 1/7 часть роста, б) 1/6 часть роста, в) 1/8 часть роста, г) 1/9 часть роста
5. Размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а
также между различными объектами
а) Канонами, б) Корами, в) Пропорциями, г) Золотым сечением
6. Линия глаз взрослого человека располагается на

а) 1/2 высоты головы, б) 2/3 высоты головы, в) 1/3 высоты головы, г) У
каждого человека по разному
7. Статуя “Дискобол" создана
а) Пифагором,
б) Лисиппом,
в) Мироном,
г)
Микеланджело
8. Выбери вид изобразительного искусства, где
изображен человек.
а) Архитектура, б) Живопись, в) Декоративно-прикладное искусство, г)
Анимализм
9.Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием,
характером и назначением.
а) Колорит,
б) Сюжет,
в) Композиция,
г)
Перспектива
10. В парадном портрете изображают ...
а) Бедность человека, б) Заслуги, богатство одежд, в) Выявление характера,
г)
Искаженное
изображение
человека
11.Какой
портрет
называют
групповым?
а) Где изображен один человек,
б) Где изображено несколько человек,
в) Где изображен человек с животным,
г) Где изображен сам художник
12. Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового
времени, его родиной считается ...
а) Франция, б) Голландия, в) Россия, г)
Польша 1
3. Художник, изображающий море?
а) Анималист, б) Пейзажист, в) Маринист, г) Авангардист
14. Скульптура - одно из самых древних искусств, что в переводе с латинского
означает:
а) Лепить, б) Высекать, в) Творить, г) Воять
15. Крупнейший в мире музей русского искусства - Третьяковская галерея
находится в:
а) Санкт-Петербург, б) Великий Новгород, в) Саратов, г) Москва
16. Русский художник, сказочник, автор картин "Богатыри", "Аленушка",
"Ковер-самолет".
а) И. Билибин, б) В. Васильев, в) В. Васнецов, г) К.
Брюлов
17. Батальный жанр - ...
а) Жанр отражающий значительные для истории народа события,
б) Посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни,
в) Изображение природы,
г) Изображение предметов быта
18. Как называется жанр тематических картин, в основу которых легли мифы?
а) Исторический,
в) Библейский,
б) Мифологический,
г) Бытовой
19. Какой из перечисленных шрифтов применяется в афишах и в заголовках
стенгазет.
а) Гротекс,
в) Стандартный,
б) Итальянский,
г) Египетский

20. Страницы старинных рукописных книг были украшены рисунками,
иллюстрировавшими текст книги. Эти рисунки назывались ....
а) Литографиями,
в) Иллюстрациями,
б) Миниатюрами,
г) Ксилографиями
1. г.
а.
6. а.

8. б. 15. г. 2. в.
11. б. 18. б. 5. в.
13. в. 20. б. 7. в.

9. б. 16. в. 3. а.
12. б. 19. б.
14. б.

10. б. 17. б. 4.

3.2. Методические материалы
Примерный конспект занятия
Волшебные кисти
дата
№ 21
Тема: Орнамент, композиция и цвет в росписи
Цель: Познакомить учащихся с видами орнаментами разных стран, элементами и
назначением.
Задачи урока:
1. Формировать практические умения применения орнамента и навыки
раскрашивания и рисования при составлении узора, орнамента. Составить круговой узор в
любой технике на заготовке-тарелке.
2. Совершенствовать навыки работы с красками, развивать знание способов
рисования и оформления рисунка.
3. Развивать кругозор, глазомер и интерес к ИЗО.
4. Воспитывать интерес к искусству, традициям разных народов. Дать возможность
детям почувствовать себя народным мастером. Приобщать детей народным культурам.
Планируемые результаты:
Предметные:
Дать учащимся представление о художественных народных традициях искусства
Городца, познакомить с основными элементами росписи, развивать способность понимать
роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.
Личностные:
Формировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, чувство
гордости за культуру и искусство своего народа, воспитывать художественно-эстетический
вкус.
Метапредметные:
Формировать собственное суждение при восприятии произведений народного
творчества, желание общаться с искусством, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений.
Оборудование: краски, кисточки, стаканчик для воды
Ход занятия
1) Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности
Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.
- Проверим рабочие места на предмет готовности к уроку. Проверьте, все ли у вас
готово? (гуашь или краски, кисти, баночка с водой).
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
Видеоролик «Городецкие промыслы»
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном
учебном

- Подумайте, как будет звучать тема нашего урока? (Городецкая роспись)
Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
- Вы можете рассказать о городецкой росписи?
- Какую цель вы поставите перед собой? (познакомиться с городецкой росписью,
освоить приёмы городецкой росписи)
3. Выявление места и причины затруднений (поиск новой информации,
возникновение замысла)
- Вы когда-нибудь выполняли городецкую роспись?
- Можем ли мы сразу начать?
- Почему? (Потому что мы должны узнать элементы росписи, последовательность
выполнения)
Реализация построенного проекта (практическая деятельность) 8 мин
- Посмотрите на изображения и скажите, какие основные цвета используются в
городецкой росписи? (розовый-красный, голубой-синий, зеленый – темнозеленый, белый,
черный).
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов
(бутона, розана, купавки) и выработали определенные правила. В основе технологии росписи
городецкого цветка лежит форма круга.
Первый этап называется «подмалевка». На основной фон наносят главные фигуры в
виде крупных цветовых пятен-кругов. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка
- голубым. Листочки рисуют одним или несколькими мазками
- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски,
бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в
середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим
кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом
центра цветка. У листочков также делается «теневка».
- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок
словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Это белые или черные линии,
черточки, точечки, которые делают роспись яркой, праздничной.
Физкультминутка «Цветы»
На лугу цветут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда!
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки,
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (контроль и самооценка)
20 мин
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой
росписи так, как это делают народные мастера. Начнем!
У каждого из вас есть макет разделочной доски. На нем нанесен узор, который вы
должны превратить в городецкую роспись. Превратите простые круги в яркие, красочные
купавки. Соблюдайте этапы росписи: подмалевку, теневку и оживку.

(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую
свободу, оказывая индивидуальную помощь. Звучит негромкая народная музыка.)
8) Включение в систему знаний и повторение 1 мин
- Пока сохнут ваши работы, повторим знания о городецкой росписи.
9) Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия) 2 мин
- А теперь оформим выставку. Я очень рада, что у вас получились такие красивые
цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально
нарисованы купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие:
Всё хотим вам показать
И подробно описать.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоте той нет конца –
Это все из Городца!
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с городецкой росписью?
Все молодцы. Спасибо за работу!
Внеклассное занятие «Волшебные кисти»
Тема занятия: В гости к кисточкам
Цели занятия: Познакомить с изобразительными материалами и инструментами.
Воспитывать желание рисовать. Осваивать умение правильно держать кисть, набирать
краску, касаться кистью поверхности листа.
Задачи:
дидактическая:
-учить детей правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, лишнюю снимать о
край баночки, промывать кисть в воде и осушать;
- развивать творческий и художественный вкус;
- развивать умение выражать свои творческие замыслы;
- развивать наблюдательность, навыки владения кистью;
воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам.;
Планируемые результаты: а) личностные; б) метапредметные:
регулятивные действия:
- принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;
-контролировать и корректировать свою работу;
-оценивать результат выполненного задания;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
познавательные действия:
-развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
коммуникативные действия:
-уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников.
-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе, в ситуации столкновения интересов;
-адекватно оценивать свою роль в творческой деятельности
Оборудование: краски, кисти, альбом, вода, карандаши, ластик.

Этап занятия
Структурные
№
компоненты
деятельности

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный
момент

2.

Проблемная
ситуация (или
мотивация) и
постановка и принятие
детьми цели занятия

3.

4.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование
решений
проблемной
ситуации,
актуализация знаний,
или начало выполнения
действий по задачам
занятия

«Открытие»
детьми
новых знаний, способа
действий

Ход занятия
Деятельность педагога

Деятельность
детей

Сегодня для занятия нам понадобятся
альбомы, кисти, краски, стаканчик с водой.
Посмотрите, у каждого на столе есть эти
принадлежности?
-Хорошо, молодцы, я вижу, что все сегодня
готовы к занятию. И так, начнем.
-Сейчас, я предлагаю вам отгадать загадку.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
О чем мы сегодня будем говорить?
-Совершенно верно, сегодня мы будем
говорить
о
кисточках,
истории
их
возникновения, о том, какие они бывают и как
правильно ими рисовать. Тема нашего
занятия: «В гости к кисточкам»
- И так, ребята, первые кисточки изобрели в
Китае для рисования иероглифов.
Самые дорогие кисти делали из щетины
соболя и лисицы; наиболее дешевые — из
щетины кошки или крысы.
Пучок кисточки крепко перевязывался
ниткой, его основание обмазывали канифолью
и вставляли в прорезь бамбуковой палочки.
Кисточка имела конусообразную форму, на
ручке делались украшения из серебра и
золота, хрусталя, панциря черепахи или
слоновой кости.
В китайской культуре кисточки для рисования
занимают почетное положение и по сей день.
Тогда как для всего остального мира это –
вещь обыденная. С появлением синтетических
кисточек они стали доступны абсолютно всем.
-Ребята, а какие кисточки бывают?
-Сейчас проверим, насколько вы правы.
Беру в руки кисть и альбом открываю,
В различные краски ее окунаю;
Рисую животных, рисую людей
При помощи кисти послушной моей.
-Бывают художественные кисти. Посмотрите,
как они выглядят.
Художникам также без кисти нельзя.
Она словно в танце волшебном скользя,
На сером холсте чудеса создает,
И труд ее скромный в картинах живет.
- Для чего нужна художественная кисть?

Проверяют
готовность
работе.

к

(Кисточка)
(О кисточках)

Внимательно
слушают учителя.
Смотрят
презентацию.

(художественные,
малярные, клеевые,
косметические,
маникюрные)

(Эта кисть нужна
для рисования на
холсте.)

5.

6.

Также бывают малярные кисти. Вот как они
выглядят.
Малярная кисть тоже очень нужна,
В домашнем ремонте поможет она.
Покрасит и стены, и пол свежей краской,
И станет в квартире красиво, как в сказке.
-Для чего нужна малярная кисть?
Ещё есть клеевые кисти. Вот так выглядят
они.
При ремонте кисть для клея тоже очень
важна,
Чтобы обоями стены оклеить она папе нужна.
Детям и дома, и на уроке труда
Кисть клеевая также необходима,
Ведь пальцем намазывать клей неудобно и
некрасиво!
-Для чего нужны клеевые кисти?
Также есть косметические кисти. Вот они.
Мамы, как и дети любят рисовать,
Только не на листе, а на своем лице,
И кисточки у них непростые – космические!
Ой! Я хотел сказать «косметические»!
-Для чего нужны эти кисти?
А ещё бывают маникюрные кисточки.
Для
маникюра
кисточки
используют
Маленькие, миниатюрные, И зовутся они
маникюрные.
- Что делают маникюрными кисточками?
- А теперь я предлагаю перейти к
практической части. Но прежде, чем начать
рисовать, давайте вместе вспомним правила
Самостоятельное
рабы с художественной кистью. Какие вы
применение нового на знаете правила?
практике,
-Молодцы, ребята, я вижу, что знаете
либо актуализация уже правила ,но не все и что бы вы их никогда не
имеющихся
знаний, забывали, я подготовила для памятку.
представлений,
Дежурные, помогите, мне, пожалуйста, их
(выполнение работы)
раздать.
-А теперь приступаем к работе. Сегодня я
предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к
любимой сказке.
ФИЗМИНУТКА .
А теперь давайте покажем, друг другу то, что
у нас получилось.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
Какими кисточками вы сегодня пользовались?
Итог
занятия.
А почему именно художественными? Почему
Систематизация знаний.
не малярными и не маникюрными?

(В
домашнем
ремонте
поможет
она.
Покрасит и стены, и
пол
свежей
краской.)

(При ремонте,
Детям и дома, и на
уроке труда)

(Для того, чтобы
делать макияж)

(Маникюр)

(Необходимо
правильно держать
кисть,
Кисть
ведется по ворсу,
Краска набирается
на кисть понемногу

Дети
показывают
работы, обсуждают
их.
(Художественными)
Перечисляют
правила рабы с
художественными
Какие правила работы с художественными кисточками.
кисточками вы соблюдали?

7.

№
пп
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Рефлексия
самоанализ
деятельности
результатов

и

Что нового вы узнали на сегодняшнем Ответ
занятии?
её Чему научились?

3.3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов, тем
Дата проведения
Примечание
Всего
Теория
Вводное занятие. Начальная диагностика.
Раздел «Изобразительное искусство»
«Основы изобразительной грамоты»
Основы цветоведения.
Технология заливок. Смешение красок
(ступенчатое и непрерывное).
Приёмы и техники работы акварелью.
Техника лессировки (сухая кисть).
Техника «резерваж».
Техника «английская» акварель (по-сырому)
Основы рисунка и графики.
Понятия:
линия,
штрих,
тон.
Технология проведения прямых и кривых линий,
упражнения с нарастанием и
ослаблением тона.
Технология зарисовки бытовых предметов.
Технология перехода от плоского изображения к
объемному.
Технология выполнения светотеневого рисунка.
Основы композиции.
Принципы построения композиции .Технология
построения композиции
Типы композиции.
Технология
построения
симметричной и ассиметричной композиции.
Формы композиции.
Технология построения точечной, линейноленточной,
плоскостной,
объёмной,
пространственной композиции.
Жанры изобразительного искусства.
Натюрморт..
Портрет.
Пейзаж. Этюды.
Промежуточная аттестация
Раздел «Декоративное рисование»
Основы декоративно- прикладного творчества.
Искусство росписи по дереву в России. Труд и
его значение в жизни людей.
Орнамент, композиция и цвет в росписи.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Типы орнаментов. Технология выполнения
элементов орнаментальной композиции.
Декорирование
плоскости.
Технология
выполнения линейного орнамента на основе схем
симметрии.
Технология
выполнения
орнаментального
изображения отдельного предмета.
Выполнение простых и сложных композиций на
основе образцов. Технология разработки эскиза к
изделию.
Итоговое занятие.

3.4. Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «В мире искусства»
п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
зам.директора по
УВР (подпись)

№
1

3.5. План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
Месяц
Мероприятия
сентябрь 7 сентября День Бородинского сражения 1812 г. 8 сентября День
Куликовской битвы 1380 г.

2
3

октябрь
ноябрь

День отца в России
7 ноября день Октябрьской социалистической революции

4
5
6

декабрь
январь
февраль

День неизвестного солдата
День снятия блокады Ленинграда 1944 г.
80 лет разгрому гитлеровской армии
Сталинградском сражении 1943 г.

7
8

март
апрель

9

май

День воссоединения Крыма с Россией
800 лет разгрому ливонских рыцарей на Чудском озере Александром
Невским 5 апреля 1242 г. «Ледовое побоище»
День Победы 9 мая 1945 г.

советскими

войсками

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».