ДОП 2023 В мире искусства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНА
Руководитель МО
гуманитарного цикла
_______ Ю.Ю. Матвейчук
Протокол № 4 заседания МО
от 24 августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко
25 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ
Зерновская средняя школа»
__________ С. В. Кулинич
Приказ № 240
от 25 августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка «В МИРЕ ИСКУССТВА»

Направленность художественная
Срок реализации программы 1 год (36 часов)
Вид программы модифицированная
Уровень стартовый
Возраст обучающихся 11-12 лет
Составитель: Войтович Антонина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования

с.Зерновое,
2023 г.
1.Комплекс основных характеристик программы

1.1Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
 Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
 Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
- Устав
МБОУ «Зерновская средняя школа» Сакского района
Республики Крым.

Локальные акты МБОУ «Зерновская средняя школа»
Направленность (профиль) программы – художественная.
Актуальность программы. Данная программа является актуальной для
детей младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь
изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего
мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют
развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности,
усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой
самореализации личности и приобщению к традициям русского народного
творчества.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней
предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Особое значение придается в данной
программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам
художественно – творческих действий. Большой объём знаний обучающиеся
получают посредством анализа произведений прикладного искусства,
созданных в мировых народных художественных традициях. В этом и
заключается отличие данной программы от уже существующих.
Отличительные особенности программы. В основе программы лежат
принципы синтеза нескольких направлений творчества. Это помогает
обучающимся выделить для себя близкий вид деятельности, что в дальнейшем
может укрепится как хобби. Данная программа выгодно отличается от
программ созданных для общеобразовательной школы увеличенным объемом
часов для углубленного изучения тем по направлением искусства, что в свою
очередь дает обширное представление о видах творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность Искусство в широком смысле слова
является многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания,
то и основной задачей при эстетическом воспитании является знакомство с
искусством. Так как именно оно, искусство, знакомит детей с жизнью всей
страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным
людям. Произведения искусства являются богатым источником радости,
эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие
его виды: живопись, графика, скульптура, театр, литература, музыка, кино.
Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое
влияние на ум и чувства ребенка.
Адресат программы данная образовательная программа рассчитана на
учащихся в возрасте от 11 лет до 12 лет.
Объем и срок освоения программы запланированный на весь период
обучения, составляет 36 учебных часов, необходимых для освоения программы.
Продолжительность занятий в каждой группе в соответствии с Сан.ПиН.
Программа составлена на ознакомительном уровне и срок её реализации
1 год.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса являются:
-

- в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении
группы учащихся могут формироваться как одного возраста, так и разных
возрастных категорий (разновозрастные группы), а также индивидуально.
- график занятий составляется с учетом учебного расписания в школе
- состав группы постоянный;
- в группе занимаются дети, обладающие разными способностями к
обучению;
имеют место соревновательный характер игры, самостоятельность
тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение
обстановки;
- проводятся занятия по тестированию, воспитательно-профилактические
и оздоровительные мероприятия.
Режим занятий продолжительность занятий составляет по 45 минут 1
раз в неделю. В группе количество детей составляет от 10 до 15 человек.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: содействие формированию духовно - гармоничной личности, через
практическую творческую деятельность, развитие художественно - творческих
способностей мышления и расширение общего кругозора ребенка в процессе
приобщение его к искусству и творчеству.
Задачи:
Образовательные (предметные) Познакомить: со специальной
терминологией, с основами цветоведения; с духовно-нравственными и
культурными ценностями родного края; с нетрадиционными техниками
изображения; с отечественным и народным изобразительным искусством;
Освоить: элементарные навыки
изобразительной деятельности:
разрабатывать эскиз и выполнять в соответствии с ним работу; приемы
изготовления поделок в разных техниках и из различного материала;
Развивающие (метапредметные) Развивать: художественно-эстетический
вкус, познавательный интерес, образное мышление, воображение, фантазию;
мелкую моторику рук, глазомер, зрительную память.
Воспитательные
(личностные)
Формировать:
интерес
к
изобразительному и декоративно- прикладному творчеству; Воспитывать
трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая,
индивидуально-игровая, в парах.
Форма проведения занятий: форма занятий зависит от поставленной на
данный период задачи:
1. Оформление работ к выставкам-(изготовление паспарту, установка
работ в рамы, багеты, и пр.) подготовительная форма.
2. Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, мастер-классах.
3. Форма бесед, лекций, «мозговых штурмов» при создании
персонального или коллективного проекта.
4. Встречи с интересными людьми

1.3 Воспитательный потенциал программы
Воспитанниками должен быть, достигнут определенный уровень
овладения изобразительной грамотой. Так же научатся обращаться с
материалами и инструментами изобразительного искусства. Постепенно,
благодаря формированию грамотного эстетического вкуса, дети смогут
противостоять натиску суб - культурных и псевдо-культурных современных
направлений. Это поможет полноценному нравственному развитию личности.
На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими
произведениями народных мастеров, воспитанники получат представление о
различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию
интереса и уважения к родной культуре.
1.4 Содержание программы
Учебный план
№

Перечень разделов и Количество часов
тем
Всего Теория
1.
Вводное занятие.
1
0,5
Художественные материалы
2.
Гуашь
1
0,5
3.
Акварель
1
0,5
4.
Акрил
1
0,5
5.
Пастель
1
0,5
6.
Восковые мелки
1
0,5
7.
Уголь и тушь
1
0,5
8.
Глина
1
0,5
9.
Аппликация
1
0,5
Терминология
10. Цвет
как
средство 2
0,5
выражения
11. Пятно
как
средство 2
0,5
выражения
12. Линия
как
средство 1
0,5
выражения.
13. Ритм
1
0,5
14. Символ
1
0,5
15. Свет и тень
1
0,5
16. Композиция
1
0,5
17. Промежуточная
1
1
аттестация
Жанры
18. Пейзаж, натюрморт
2
0,5
19. Анимализм
1
0,5
20. Образ человека
2
0,5
21. Архитектура, скульптура 2
0,5
Правда жизни и правда творчества
22. Фантастический реализм. 2
0,5
23. Животные.
мифы, 2
0,5

Форма аттестации/
Практика контроля
0,5
Входная диагностика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Тестирование

Выставка рисунков

1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
0,5
1,5
1,5
1,5
1,5

Опрос, анкетирование
Тестирование

Тестирование

24.

25.
26.

легенды, доисторические,
океана.
Симметрия, асимметрия в 2
архитектуре,
фантастическая
архитектура
вымышленных
цивилизаций.
Итоговое занятие
2
Художественная
2
выставка работ

0,5

1,5

2
2

Итоговое тестирование
Выставка работ

Содержание учебного плана
Вводное занятие.
Ознакомительное занятие. Знакомство с группой. Демонстрация
выставочных работ. Краткий курс по технике безопасности в ТДДТ. Правила и
нормы поведения в коллективе. Диагностика художественной подготовки.
Художественные материалы.
Теория: основные сведения о различных художественных материалах и
их
свойствах:
пластичности
глины,
графичности
угля,
декоративности аппликации.
Основные приемы работы с жидкими и твердыми художественными
материалами.
Представление об основных и составных цветах. Поступательное,
пошаговое выполнение задач на первых стадиях подготовки материала к
применению. Использование вспомогательного инструмента.
Основные термины: формат бумаги: А1, А2, А3, А4. размер кисти,
форма кисти, палитра, фактура бумаги, твердость карандаша и маркировка.
Сухая и масляная пастель. Восковые карандаши. Мольберт, этюдник, планшет.
Практика:
Рисунки на темы: «Натюрморт в теплых тонах», (из трех цветов) «Пейзаж
в холодных тонах», (из трех цветов) «Осенняя листва», «Аллегорический
портрет Осень».
Аппликация: «Осенний букет», используя геометрические элементы,
«Перелетные птицы», «Осень в лесу».
Лепка: «Дикие животные».
Терминология.
Теория: характер цвета: теплый, холодный, глухой, звонкий
насыщенный, ровный активный, спокойный), выразительным характером
линий, ритмом пятен, объемом.
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза.
Основные термины: ритм, характер, подмалевок, пятно, колорит.
Практика:
Рисунки на темы: «Трансформируем пятна и кляксы в образы»,
«Пуантеризм – как техника пятна», «Импасто - альтернативная живопись без
кисти », « Зимнее утро», пейзаж «Горы», «Скалы», « Сказочная страна» .

Декоративные композиции: «Декоративные поделки для интерьера »,
«Сувениры к рождеству». « Ангелы Рождества»
Лепка: дымковская игрушка.
Промежуточная аттестация.
Тестирование.
Правда жизни, правда творчества.
Теория: отбор выразительных средств – это основа художественного
искусства. Погрузив детей в процесс созерцания, отбора и выбора ракурсов
точек и объектов, необходимо ненавязчиво контролировать творческий процесс
во избежание подмены истинных художественных ценностей на « глянцевый
ширпотреб» -дети должны понять, что, создавая что-либо, художник выражает
свои чувства, мысли, отношение к объекту и привносит свою эмоциональную
окраску.. Воспитанники учатся с помощью языка искусства (цвета, линий,
мазка, формы) передавать настроение природы, характер человека или
животного подчеркивая изысканность и красоту.
Практика:
Рисунки: «Времена года», «Аллегории месяца », «Деревенский пейзаж»,
«Натюрморт бытовой ».
Декоративные композиции: «Город ангелов», «Атлантида». «Эдем на
земле»
Лепка: английский бисквит. Кисловодская лепка.
Реальность и фантазия.
Теория: дети учатся всматриваться в окружающий мир, быть
наблюдательными, а также фантазировать. Выдумка и фантазия в жизни людей
через мифы легенды.
Практика:
Рисунки: «Фантастическое животное», «Единорог», «Грифон» «Гамоюн
», «Узоры Полхов - Майдана», «Сказочные цветы».
Декоративные работы: роспись доски в традициях Городецкая роспись.
Лепка: Каргопольский полкан.
Объемный макет: «Подводный мир», «Город будущего».
1.5 Планируемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны:
знать: - характеристики материалов, инструменты для работы; правила
техники безопасности и организации рабочего места; понятие композиции,
формообразования, основы
цветоведения; свойства обрабатываемых
материалов; о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни
человека;
технологию изготовления поделок из различных материалов;
правила поведения и взаимодействия в коллективе; творческое наследие
мастеров тамбовского края; различные техники в рисунке; о связи декора с
функцией и формой вещи; о единстве функции и конструкции; законы
декоративно-сюжетной композиции;
уметь: выполнять поделки в различных техниках; работать с
соблюдением правил безопасности; выполнять работу в соответствии с
алгоритмом проектной деятельности; выполнять работу с учётом законов

композиции, цветоведения; выполнять коллективную работу, работать в
команде; создавать работы по собственным эскизам, разработкам; правильно
держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски,
восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.); определять теплые и
холодные, темные и светлые цвета и их оттенки; получать простые оттенки (от
основного к более светлому); рисовать от руки простые фигуры (круги,
квадраты, треугольники, овалы и т. д.); рисовать предметы с натуры и по
представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
пользоваться процессом стилизации реальных природных форм в
декоративные; планировать последовательность операций во время работы;
отбирать нужные материалы и инструменты на заданную тему; изготавливать
простые изделия на основе эскиза или схемы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире
искусства»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;

сформированность
эстетических
чувств,
художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в
общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой
деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки
зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень:

сформированности универсальных способностей обучающихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного

изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные
результаты характеризуют
опыт
учащихся
в
художественно-эстетической деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения предмета:

знание элементарных правил поведения, культуры общения,
этикета.

знание видов художественной деятельности

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего
мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих
красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.

применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (см. Приложение №1)
Продолжительность учебного года
Учебный период - с 01 сентября по 31 мая.
Количество учебных недель – 36 недель.
Количество учебных дней – 36 учебных дня.
На освоение учебного материала отводится 36 часов в год.
Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 раз в неделю по 1 часу.
2.2. Условия реализации программы:
Теоретические и практические занятия должны проводиться
с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик.

Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки
самостоятельного принятия решений. Для проведения теоретических и
практических занятий рекомендуется привлекать учителей-предметников.
Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении
(класс). Практические навыки отрабатываются
в художественных
мероприятиях, районных конкурсах, школьных праздниках.
Кадровое обеспечение – разработка и реализация дополнительной
общеобразовательной программы осуществляется педагогом дополнительного
образования, что закрепляется профессиональным стандартом «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых». Педагог дополнительного
образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к
стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
Материально-техническое обеспечение:

инструменты личного пользования;

иллюстрации, рисунки и фотографии;

демонстрация готовых работ;

краски акварельные;

гуашь;

кисти разных номеров;

альбомы;

карандаши цветные;

ластик мягкий;

палитра;

клей ПВА, клей карандаш;

ножницы;

цветная бумага и картон;

лоскуты ткани различных цветов и узоров.
Кабинет искусств, подготовленный к учебному процессу в соответствии
с требованиями и нормами СанПиНа. Формирование групп и расписания
занятий в соответствии с требованиями СанПиН и программой.
Методическое обеспечение включает в себя:
1.
Особенности организационного процесса
Занятия проводятся в очной форме с применением сетевой
формы взаимодействия, 1 раз в неделю. Программа не предъявляет особых
требований к уровню подготовленности обучающихся.
С учетом времени освоения программы и объема материала в группе
могут заниматься обучающиеся как одинакового возраста, так и разных
возрастных групп.

Методики – авторские методики проведения занятия, методика
организации воспитательной работы, методика анализа результатов
деятельности, методика организации и проведения массового мероприятия
(выставки, праздника, игровой программы).
3.
Методы обучения – методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, диспут, работа с книгой,
дискуссия, лекция;
- наглядные: использование оборудования, просмотр фотографий,
видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов;
- практические: лепка, рисование, зачетные занятия. Для эффективного
усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить в
формате выставки.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (качественный показ, демонстрация
техники; просмотр видео материалов, мастер-классов);
- частично-поисковый;
- исследовательский:
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание ситуаций,
приближенных к соревновательным);
- индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом природных
способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня
подготовки.
4.
Методы воспитания – поощрение, мотивация, стимулирование,
упражнения, контроль и самоконтроль.
5.
Формы организации образовательного процесса – очно.
6.
Формы организации учебного занятия
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на
демонстрационной доске, виртуальные экскурсии по музеям. В пределах
одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это
способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их
переутомления. К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут
привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с
педагогом). При определении режима занятий учтены санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования
детей.
7.
Педагогические технологии – технология индивидуализации
обучения, технология группового обучения, технология коллективного
взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой
деятельности, технология развития критического мышления через чтение
и письмо, технология портфолио.
8.
Алгоритм учебного занятия
2.

№

Этапы работы

1.

Организационный момент, включающий:

постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном
этапе занятия (что должно быть сделано воспитанниками, чтобы их дальнейшая
работа на занятии была эффективной);

определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе
занятия;

описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока,
настроя обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом
реальных особенностей класса, с которым работает педагог).
Опрос обучающихся по заданному на дом материалу, включающий:

определение целей, которые
педагог ставит перед учениками на данном этапе занятия;

определение целей и задач, которых педагог хочет на данном этапе занятия;

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей и задач данного занятия;

определение возможных действий педагога в случае, если ему или
обучающихся не удается достичь поставленных целей;

описание методов и критериев оценивания ответов, обучающихся в ходе
вопроса.

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности
обучающихся в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов, обучающихся в ходе
опроса.
Объяснения нового учебного материала. Данный этап предполагает:

Постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат
должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

Определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном
этапе занятия;

Изложение основных положений нового учебного материала, который должен
быть освоен обучающимися;

описание критериев определение уровня внимания и интереса обучающихся к
излагаемому педагогом учебного материала
Использование здоровьесберегающих технологий

2.

3.

4.
5.

Закрепление нового учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат
должен быть достигнут обучающимися на данном этапе занятия)

определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном
этапе занятия;

описание
критериев,
позволяющих
определить
степень
усвоения
воспитанниками нового учебного материала.

6.

Задание на дом, включающее:

постановку целей для самостоятельной работы обучающихся (что должны
сделать воспитанник в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;

определение и разъяснение
обучающимся критериев успешного
выполнения домашнего задания.

7.

Рефлексия.

9. Методические и дидактические материалы – дидактические пособия
(рабочие тетради, инструкционные, технологические карты), основная
и дополнительная литература (учебные пособия, сборники упражнений,
контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, таблицы.
2.3. Формы аттестации.
Подведение итогов реализации данной программы осуществляется через
итоговые открытые занятия, тестирование, показательные выставки и
соревнования. С обучающимися, которые начинают обучение по программе,
проводится входная диагностика (тестирование) для выявления уровня умений
и навыков. Также проводится промежуточная аттестация по итогам изучения
разделов и тем программы. Итоговая аттестация осуществляется в конце
учебного года.
Для учащихся младшего школьного возраста: беседа, викторина, игра,
интеллектуальная игра, конкурс, кроссворд, олимпиада, путешествие,
соревнование, тестирование, устный журнал;
Результаты аттестации за носятся в диагностическую карту и должны
отражать уровень планируемых результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов –
аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости,
материал анкетирования и тестирования, протокол соревнований, отзыв детей и
родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
– контрольная работа открытое занятие, отчет итоговый, праздник,
соревнование.
Формы контроля.
Входной контроль – проводится при наборе или на начальном этапе
формирования коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной
деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные
качества ребенка.
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом
занятии; определяет степень усвоения учащимися учебного материала,
готовность к восприятию нового материала, выявляет учащихся, отстающих
или опережающих обучение; позволяет педагогу подобрать наиболее
эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы,
модуля, в конце полугодия, года, изучается динамика освоения предметного
содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его
творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирования
на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Оценочные материалы. Контрольные нормативы даны в приложении к
программе.

Медицинский контроль здоровья обучающихся осуществляется
медицинским работником 1 раз в год.
Программа предполагает: индивидуальное консультирование в течение
учебного года и предсоревновательную подготовку учащихся.
Список литературы
Литература для педагога:
1.
Адамчик, В. В. Русское искусство: более 2000 цветных
иллюстраций / В. В. Адамчик ; М.В. Адамчик. - М. : АСТ; Минск: Харвест,
2005. - 352 с.
2.
Азбука русской живописи / автор Л. Жукова; руков. проекта Н.
Астахова. - М. : "Белый город", 2008. – 144с.
3.
Алленов, М. М. История русского искусства. Русское искусство
XVIII - XX века : Т.2 / М. М. Алленов ; Л.И. Лифшиц; ред. А. Астахова. - М. :
Белый город, 2008. - 504с.
4.
Бойко, Н. Истории знаменитых полотен / Н. Бойко. - Ростов н/Д. :
Феникс, 2006. - 224с.
5.
Вся история искусства: Живопись, архитектура, скульптура,
декоративное искусство. / пер с итал. Т.М. Котельниковой. - М. : АСТ: Астрель,
2007. - 416с.
6.
Лифшиц, М. А. История русского искусства. Русское искусство X XVII веков : Т.1 / М. А. Лифшиц ; ред. А. Астахова. - М. : Белый город, 2007. 344с.
Литература для учащихся:
1. Грибова Л.С., Декоративно – прикладное искусство народов коми.- М. :
Наука, - 1980.- 240 стр.с илл.
2. Кизяева М.В., Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи
для детей. М.: Издательство «Белый город», 2000.- 50 стр. с илл.
3. Хананова И. Н., Солѐное тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006, 140
с.
4. Я познаю мир. Великие художники. : Детская энциклопедия / автор
И.А. Андрианова; худож. О. А. Васильев. - М. : АСТ: Астрель, 2005. - 400 с. :
Электронные ресурсы удаленного доступа (интернет-источники):
1. http://window.edu.ru
2 . http://school-collection.edu.ru/

Приложение №1
Календарный учебный график
Уровень стартовый

год обучения 2023-2024 группа ____

1 1 1

1

4

Март

Апрель

Май

13 14 15 16

17 18 19 20 21 22 23 24

25 26 27 28 29 30 31 32

33 34 35

1 1 1

1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1

1 1

1

4

4

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов на одну группу

1

4

4

1

4

1

36

1

4
Итоговое тестирование

4

10 11 12

Февраль

Тестирование

4

1

9

Январь

Тестирование

1 1 1 1 1 1

8

Декабрь

Тестирование

Аттестация/формы
контроля
Входная диагностика

2 3 4 5 6 7

Ноябрь

Опрос, анкетирование

1

Кол-во
часов в

Кол-во
часов в

1

Октябрь

Тестирование

Кол-во
учебных

Месяц

Сентябрь

2 полугодие

Выставка работ

1 полугодие

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы.
Содержание контроля
год обучения
Входной контроль
Форма: викторина
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.Назовите основные цвета
А)красный, синий, желтый
Б) синий, зеленый, красный
В) синий, желтый, оранжевый
2. Назовите дополнительные цвета
А) Красный, желтый, зеленый
Б) Зеленый, оранжевый, фиолетовый
В) Синий, красный, желтый
3.Какие цвета называют теплыми?
А )красный, фиолетовый, желтый
Б) оранжевый, розовый, синий
В) желтый, красный, оранжевый
4. Какие цвета называют холодными?
А) зеленый, фиолетовый, розовый
Б) синий, голубой, зеленый
В) фиолетовый, красный, оранжевый
5.
Какие цвета невозможно получить путем смешивания других
А) зеленый, красный, желтый
Б) синий, красный, желтый
В) желтый, синий, зеленый
6.
Небольшая тонкая и лѐгкая пластинка, на которой художник смешивает краски в
процессе работы – это …
А) стека
Б) панно
В) палитра
7.
Линия, точка, пятно – основные средства художественной выразительности:
А) живопись
Б) графика
В) роспись
8.
Жанр, в котором главный герой – природа.
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет
9.
Какие цвета используются в мезенской росписи
а) красный и черный
б) оранжевый и зеленый
в) голубой и белый
10.
Мотив мезенской росписи
а) собака
б) конь
в) корова
11.
На каком материале выполняется мезень
а) бумага

б) дерево
в) камень
12.
С помощью каких инструментов выполняется мезень?
а) перо и кисть
б) фломастер и карандаш
в) ручка и циркуль

Критерии оценивания
Количество баллов
9-12 (80-100%)
6-8 (50-79%)
Меньшее 6 (меньше 50%)

Уровень
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Промежуточная аттестация за первое полугодие
Форма: викторина, выставка За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.
Роспись, выполняемая черной и красной гуашью? (мезень)
2.
Лепка полу - объемной фигуры? (барельеф)
3.
Что такое портрет? (изображение человека)
4.
Что изображают в натюрморте? (книги, посуда, фрукты, овощи и т.д.)
5.
Какие виды лепки вы знаете? ( из цельного куска, из отдельных частей)
6.
Изображение животных (анимализм)
7.
Что такое пейзаж? (окружающий мир природы)
8.
Упрощение формы, например животного, цветка (стилизация)
9.
Из чего делают папье-маше? (бумага)
10.
Перечислите элементы и мотивы мезени (конь, олень, птица, геометрические узоры)
Критерии оценивания
Количество баллов
Уровень
8-10 (80-100%)
Высокий уровень
5-7 (50-79%)
Средний уровень
Меньшее 5 (меньше 50%)
Низкий уровень
Промежуточная аттестация за второе полугодие
Форма: викторина, выставка
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.
Какие предметы можно украсить мезенской росписью? (разделочная доска, панно,
ложка, шкатулка, прялка и т.д.)
2.
Перечислите материалы для лепки (глина, соленое тесто, пластилин)
3.
Этапы выполнения росписи по дереву (заготовка основы, грунт, роспись,
лакирование)
3.
Перечислите основные этапы работы при лепке из соленого теста (лепка, сушка,
окраска)
4.
Изображение в книге (иллюстрация)
5.
Главное выразительное средство в рисунке? (линия)
6.
Изображение посуды, фруктов, цветов? (натюрморт)
7.
Главное средство выразительности в живописи? (цвет)
8.
Перечислите графические материалы (простой карандаш, цветные карандаши, гелевая
и шариковая ручки, фломастеры, тушь и т.д.)
9.
Общее цветовое сочетание в картине? (колорит)
10.
Перечислите основные материалы, необходимые для работы на живописи (палитра,
кисти, баночка с водой, бумага, краски)
11.
Плоское изображение, выполненное из кусочков бумаги, природного материала и т.д.

(аппликация)
12.
Изображение человека (портрет)

Критерии оценивания
Количество баллов
9-12 (80-100%)
6-8 (50-79%)
Меньшее 6 (меньше 50%)
Критерии

оценки

Уровень
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
уровня

теоретической

подготовки:

-высокий уровень
- учащийся освоил практически весь объѐм знаний 100-80%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень
- у учащегося объѐм усвоенных знаний составляет
79-50%;
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой;
низкий
уровень
учащийся
овладел
менее чем 50% объѐма
знаний, предусмотренных программой; учащийся, как
правило,
избегает
употреблять специальные термины.
Выставка работ
Цели: Определить уровень усвоения программного материала по годам обучения.
Проследить творческий рост учащихся; проанализировать умения использовать
полученные знания при выполнении работ. Проанализировать результаты работы.
Уровни:
3 – высокий;
2 – средний;
1 – низкий. Итог (сложение
баллов по критериям):
18 – 21 баллов – высокий
уровень;
13 – 17 баллов – средний
уровень;
12 и менее баллов –
низкий уровень.
Критерии оценивания выставки
Знание выразительных средств изобразительного искусства
3 – знание выразительных средств изобразительного искусства в полной
мере;
2 – знание выразительных средств изобразительного искусства в
достаточной мере;
1 – знание выразительных средств изобразительного искусства в
недостаточной мере. Знание терминологии изобразительного
искусства
3 – знание терминологии изобразительного искусства в полной
мере;

2 – знание терминологии изобразительного искусства в
достаточной мере;
1 – знание терминологии изобразительного искусства в
недостаточной мере.
Знание классификации изобразительного искусства
3 – знание классификации изобразительного искусства в полной
мере;
2 – знание классификации изобразительного искусства в
достаточной мере;
1 – знание классификации изобразительного искусства в
недостаточной мере.
Знание техник, анализ работ
3 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в полной
мере;
2 –знание техник, их названий, умение анализировать работы в
достаточной мере;
1 – знание техник, их названий, умение анализировать работы в
недостаточной мере.
Применение выразительных средств изобразительного искусства
3 – умение применять выразительные средства изобразительного искусства для
передачи замысла в собственной деятельности в полной мере;
2 – умение применять выразительные средства изобразительного искусства для
передачи замысла в собственной деятельности в достаточной мере;
1 – умение применять выразительные средства изобразительного искусства для
передачи замысла в собственной деятельности в недостаточной мере.
Владение приемами и техниками
3 – работы выполнены в соответствии с изученными приемами техниками
без ошибок;
2 – работы выполнены с некоторыми ошибками;
1 – работы выполнены со значительными ошибками.
Самостоятельность
3 – умение работать самостоятельно;
2 – умение работать самостоятельно не в полной мере, с частичной помощью
педагога;
1 – неумение работать самостоятельно, работа только с помощью
(значительной) педагога.
Итоговая аттестация
Форма: тестирование, выставка
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.Система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображения на части, это а) Эврипид,
б) Фасад,
в) Фенор,
г) Канон,
2. Первый скульптор древности, изобразивший человека в движении, это
а) Фидий,
б) Поликлет,
в) Мирон,
г) Пифагор
3. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях а) Золотое сечение,
б) Канон, в) Лепка формы, г) Тон
4. У взрослого человека размер головы занимает
а) 1/7 часть роста, б) 1/6 часть роста, в) 1/8 часть роста, г) 1/9 часть роста
5. Размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а
также между различными объектами
а) Канонами, б) Корами, в) Пропорциями, г) Золотым сечением

6. Линия глаз взрослого человека располагается на
а) 1/2 высоты головы, б) 2/3 высоты головы, в) 1/3 высоты головы, г) У
каждого человека по разному
7. Статуя “Дискобол" создана
а) Пифагором,
б) Лисиппом,
в) Мироном,
г)
Микеланджело
8. Выбери вид изобразительного искусства, где
изображен человек.
а) Архитектура, б) Живопись, в) Декоративно-прикладное искусство, г)
Анимализм
9.Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием,
характером и назначением.
а) Колорит,
б) Сюжет,
в) Композиция,
г)
Перспектива
10. В парадном портрете изображают ...
а) Бедность человека, б) Заслуги, богатство одежд, в) Выявление характера,
г)
Искаженное
изображение
человека
11.Какой
портрет
называют
групповым?
а) Где изображен один человек,
б) Где изображено несколько человек,
в) Где изображен человек с животным,
г) Где изображен сам художник
12. Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового
времени, его родиной считается ...
а) Франция, б) Голландия, в) Россия, г)
Польша 1
3. Художник, изображающий море?
а) Анималист, б) Пейзажист, в) Маринист, г) Авангардист
14. Скульптура - одно из самых древних искусств, что в переводе с латинского
означает:
а) Лепить, б) Высекать, в) Творить, г) Воять
15. Крупнейший в мире музей русского искусства - Третьяковская галерея
находится в:
а) Санкт-Петербург, б) Великий Новгород, в) Саратов, г) Москва
16. Русский художник, сказочник, автор картин "Богатыри", "Аленушка",
"Ковер-самолет".
а) И. Билибин, б) В. Васильев, в) В. Васнецов, г) К.
Брюлов
17. Батальный жанр - ...
а) Жанр отражающий значительные для истории народа события,
б) Посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни,
в) Изображение природы,
г) Изображение предметов быта
18. Как называется жанр тематических картин, в основу которых легли мифы?
а) Исторический,
в) Библейский,
б) Мифологический,
г) Бытовой
19. Какой из перечисленных шрифтов применяется в афишах и в заголовках
стенгазет.
а) Гротекс,
в) Стандартный,
б) Итальянский,
г) Египетский

20. Страницы старинных рукописных книг были украшены рисунками,
иллюстрировавшими текст книги. Эти рисунки назывались ....
а) Литографиями,
в) Иллюстрациями,
б) Миниатюрами,
г) Ксилографиями
1. г.
а.
6. а.

8. б. 15. г. 2. в.
11. б. 18. б. 5. в.
13. в. 20. б. 7. в.

9. б. 16. в. 3. а.
12. б. 19. б.
14. б.

10. б. 17. б. 4.

3.2. Методические материалы
Примерный конспект занятия
В мире искусства
№ 23, 24
дата
Тема: Образ человека
Цель: формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и
внешнем облике человека;
Задачи:
- создание условий для знакомства с изображением человека в искусстве разных эпох, с
историей возникновения портрета;
- развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер
человека, его внутренний мир;
- активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу
обучения.
Планируемые результаты:
Личностные.
- способности к эмоционально-нравственной и ценностно-смысловой ориентации в
окружающем мире;
- потребностей в самостоятельной практической деятельности.
Регулятивные.
- умение определять цель своей работы, в том числе учебной;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
- адекватно оценивать результат своей деятельности.
Познавательные.
- уметь строить художественный образ;
- осознано стремиться к новым знаниям и умениям;
- уметь сравнивать, выделять главное.
Коммуникативные.
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников.
Предметные
- Знать великие произведения портретного искусства разных эпох и иметь представление о
месте и значении портретного образа человека в искусстве.
- Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет).
- Рассказывать о своих художественных впечатлениях.
- Уметь работать в технике коллаж, передавать стиль эпохи через костюм, прическу,
украшения.
Оборудование: простой карандаш, альбом,
Ход занятия
Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется
портретом.

Само слово “портрет” произошло от латинского слова. Его можно перевести как
“извлечение сущности”, т.е. выявление внутреннего содержания. Нарисовать его похоже – не
единственная и далеко не главная задача портретиста. От него требуется передать также
внутренний мир, душевное состояние человека, его положение в обществе. И, что самое
важное, портретист должен выразить свое личное отношение к модели (так называют
изображаемого человека). Художник имеет право на собственный взгляд, даже если
портретируемый представляет себя иначе.
“Из истории возникновения портрета”
Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние из
сохранившихся произведений этого жанра – гигантские скульптурные изображения
древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня. Тысячи рабов трудились над
их изготовлением. Эти огромные статуи должны были вознести фараонов на недосягаемую
высоту, уподобить их богам
Были в Древнем Египте скульптурные изображения и поменьше. Например,
сделанные в мастерского скульптора Тутмеса портреты фараона Эхнатона, царицы
Нефертити и их шестерых дочерей. Перед нами предстают обычные человеческие лица, но
выполненные настолько мастерски, что с трудом верится в их нынешний “возраст” - три с
половиной тысячи лет!
Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции, где так высоко
ценили человеческую личность. Моделями для скульпторов служили философы, поэты,
политики, имевшие заслуги перед страной. Поэтому художник, изображая конкретного
человека, вместе с тем создавал и образ идеального гражданина.
В истории искусства жанр портрета не только никогда не угасал, но, напротив,
процветал во все времена – в первую очередь потому, что всегда находились заказчики.
В Древнем Риме ими были знатные горожане и члены их семей. Теперь мы можем
многое узнать о том, как они одевались в те далекие времена, какие прически и украшения
носили – насколько точно и правдиво работали римские скульпторы.
Наряду с обычным развивался и аллегорический (иносказательный) портрет. В
Древнем Египте фараоны изображались в виде бога Осириса, царицы – богини Исиды. В
Древней Греции царя Александра Македонского представляли в образе сказочного героя
Геракла, облаченного в львиную шкуру и с палицей в руках. А в Древнем Риме императору
придавали облик верховного божества Юпитера.
Жанр живописного портрета сложился позднее, в эпоху Возрождения. Тогда портрет
стали разделять на парадный и камерный. (Слайд)
Парадный портрет изображает человека в момент его торжества. Об этом
красноречиво говорит весь его вид: пышная одежда со знаками отличия и украшениями,
вычурная горделивая поза. Кажется, что модель откровенно позирует художнику.
Полная противоположность парадному – камерный портрет. Само название говорит о
том, что он предназначен не для парадных залов, а для небольших помещений (слово
“камера” означает на латыни “комната”). Камерный портрет вводит нас во внутренний мир
человека, часто неизвестного. Поза модели непринужденна. Создает впечатление, что
портретируемый даже не подозревает о том, что его рисуют. (Слайд)
Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Из этой эпохи
дошли до нас образы господ и крестьян, детей и стариков, королей и шутов… Невероятно, но
все это людское разнообразие воплотил в своем творчестве испанский художник – Диего
Веласкес.
Долгие годы он был живописцем при дворе испанских королей. Его парадные
портреты очень торжественны и пышны. Они представляют королевскую семью и
придворную знать во всем их внешнем великолепии: изысканные костюмы из бархата и
парчи, усыпанные драгоценностями и расшитые золотом и кружевами, способны поразить
самое богатое воображение.

Но позы моделей слишком напоминают позы манекенов, а за показной роскошью не
видно человеческой души.
Эти картины художник писал на заказ, а для себя рисовал королевских шутов.
Уродцы, над которыми окружающие постоянно издевались, вызывали у Веласкеса глубокое
сострадание и сочувствие, что отчетливо видно по многочисленным портретам.
Художник открыл для нас, что за скромной одеждой и физическими недостатками
скрывались внутренняя красота и благородство этих людей. (Слайд)
Блестящим мастером камерного портрета был голландский художник Рембрандт
Харменс ванн Рейн. Созданные им образы пронизаны самыми разными чувствами: радостью,
грустью, глубокой задумчивостью, усталостью, достоинством, любопытством. Модели
Рембранта словно говорят с нами. Мы ясно слышим каждую их историю, “рассказанную”
движениями глаз, красноречивыми жестами рук, выразительной осанкой… Великий
Рембрандт писал автопортреты на протяжении всей своей жизни. Их насчитывается около
ста, и по ним мы сегодня можем проследить его сложную судьбу. (Слайд)
В Россию жанр портрета пришел только в 18 веке вместе с европейскими
художниками, приглашенными Петром Первым. Сначала на портретах, называвшихся тогда
“парсунами” или “персонами”, изображали самого царя и его приближенных. (Слайд)
Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой,
романтическая личность. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей
активных, решительных. Именно таким предстает перед нами написанный кистью
Кипренского гусарский полковник Е.В. Давыдов: ярко – красный парадный мундир, твердый
взгляд, уверенная поза. (Слайд)
Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет
– камерному. (Слайд)
Большую роль в этом сыграли передвижники. Так сокращенно называли себя члены
Товарищества передвижных выставок. Его вдохновителем был блестящий портретист Иван
Николаевич Крамской. (Слайд)
“Торжественное заседание Государственного Совета” вмещает в себя 81 модель, и
каждая написана с портретным сходством.
Учитель. Из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает
практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою
загадку. Как вы думаете, что это за портрет? Джоконда!
А про остальное мы поговорим на следующем занятии
Задание. Выполнить женский портрет, используя технику коллаж
Ход занятия 2
Продолжим наше знакомство по теме прошлого занятия
Вспомните какая у нас была тема
Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из
всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека

.
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек.1490г.

Витрувианский человек — рисунок, созданный Леонардо да Винчи примерно в 149092 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном
из его дневников. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных
одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в
окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат.
Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».
В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто
является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть
мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры.
Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой
моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры,
чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить
фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой
стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно
определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и
определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая
фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр,
опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни
на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между
ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление
устойчивости.

Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то
голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные
руки или шея, как у "жирафа", туловище, как у "слона" и т.п. Для облегчения работы в
построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за
единицу измерения какую-то часть тела, например, голову.

У человека высокого роста обычно нижняя часть тела равна верхней; у людей
среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост
людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей
откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста --7,5 раза, а у людей низкого
роста -- 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают
половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между
кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не
являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания
на модель. Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и
неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.
IV. Практическая работа.
Задание.
Используя предложенные схемы рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с
натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.
Внеклассное мероприятие по доп. образованию
«В мире искусства».
Цель:
а) Способствовать формированию представлений у учащихся о роли
изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень освоенности, изученных тем
по изобразительному искусству.
б) Способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей
вкуса. Развить доверие и взаимопомощь.
в) Организовать ситуации для развития интеллектуальных способностей и
эмоциональной активности.
Оборудование:
Учащиеся: краски, гуашь, фломастеры, альбомные листы, карандаш, ластик.
Учитель: Кроссворды на листах бумаги, ненужные вещи: лампочка, дырявый носок,
лопнувший шарик, пустой стержень от ручки, шаблоны Сапогов и конфет, воздушные шары,
медали и призы для награждения.
1 Вступительное слово учителя:
И в шесть, и в десять лет, и в пять.
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:
Цветы, рисунки, были б краски.
Да лист бумаги на столе.
И мир - в семье и на земле!

Тема КВНа «Мир искусства». Каждая команда должна показать свои
интеллектуальные способности и знания, полученные на уроках рисования в области
изобразительного искусства.
1 Конкурс «Разминка».
Учитель задаёт командам вопросы. Каждая команда должна дать полный, красивый
ответ в устной форме.
- Что было бы, если бы, человек не умел любоваться и наблюдать за природой?
- Что было бы, если бы, люди не умели рисовать?
- Что было бы, если бы, если люди видели весь мир в черном и белом цвете?
- Нужен ли ученикам в школе урок изобразительного искусства?
2 Конкурс «Рисунчатое письмо».
- Когда-то люди не знали букв. Но, тем не менее, они могли посылать друг другу
письма. Вместо букв и слов в этих письмах были рисунки, поэтому письмо и называлось – «
рисунчатое». Попробуйте, подобно древним людям, « написать» с помощью рисунков
короткое письмо, адресованное вашему другу на темы:
- «Пойдем вечером играть в футбол».
- «Давай вместе делать домашнее задание».
- «Подари мне на день рождения щенка».
Жюри оценивает самое оригинальное письмо.
3 Конкурс «Знатоки искусства».
Учитель раздаёт каждой команде кроссворды на листах бумаги. Команды на время
должны его разгадать. Оценивается быстрота и правильность
1.Где живет хранитель домашнего очага?
2. Чем служила прялка после окончания работы?
3. Почетное место в избе – «…… угол».
4. Традиционное русское жилище?
5. Ласковое название дымковской игрушки?
6. Что делают в деревне Жостово?
7 . Обрамление окна?
8. Орудие для ручного прядения? )

П
Р
А
З
Д
Н
И
К
4 Конкурс « Фантазёры».
Мы предлагаем вам рифмы. Используя их, вы должны сочинить четверостишия.
(Ведущий раздает конверты с заданием. Можно предложить следующие рифмы:
“краски – сказки”,
“листочек-платочек”,
“клубок-узелок”,
“понимать-вышивать”,
“фантик-бантик”,
“снежинки – льдинки”,
“кусок-молоток”,

5 Конкурс «Модельеры», валенки
- Мы живём в России. В старину зимой в сильные морозы люди носили валенки.
Давайте поможем жителям и предложим эскизы валенки на разные случаи жизни:
-На дискотеку,
- В школу,
- В магазин,
- В поход, в лес.
Команды на шаблонах выполняют эскиз на заданную тему. Жюри оценивает самый
оригинальный эскиз.
6 Конкурс « Фантик для конфет».
Все дети любят сладкое. Представьте, что вы - художники, работающие на
кондитерской фабрике. Ваша задача – придумать и рисовать обёртки для шоколадок, конфет,
печенья. Нам поступил заказ – нарисовать фантики для новых конфет. Постарайтесь
выполнить этот заказ.
- « Молочные».
- « Ягодные».
- « Фруктовые».
- « Медовые».
Жюри оценивает самый соответствующий названию рисунок.
7 Итог и награждение.
Жюри объявляет победителя, учитель награждает команды сувенирами.
3.3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематический план
№ Перечень разделов и Количество часов
тем
Всего Теория
Практика
1. Вводное занятие.
1
0,5
0,5
Художественные материалы
2.
Гуашь
1
0,5
0,5
3.
Акварель
1
0,5
0,5
4.
Акрил
1
0,5
0,5
5.
Пастель
1
0,5
0,5
6.
Восковые мелки
1
0,5
0,5
7.
Уголь и тушь
1
0,5
0,5
8.
Глина
1
0,5
0,5
9.
Аппликация
1
0,5
0,5
Терминология
10. Цвет
как
средство 2
0,5
1,5
выражения
11. Пятно
как
средство 2
0,5
1,5
выражения
12. Линия
как
средство 1
0,5
0,5
выражения.
13. Ритм
1
0,5
0,5
14. Символ
1
0,5
0,5
15. Свет и тень
1
0,5
0,5
16. Композиция
1
0,5
0,5
17. Промежуточная
1
1
аттестация
Жанры
18. Пейзаж, натюрморт
2
0,5
1,5

Форма аттестации/
контроля
Входная диагностика

Тестирование

Выставка рисунков

Опрос, анкетирование
Тестирование

19. Анимализм
1
20. Образ человека
2
21. Архитектура, скульптура 2
Правда жизни и правда творчества
22. Фантастический реализм. 2
23. Животные.
мифы, 2
легенды, доисторические,
океана.
24. Симметрия, асимметрия в 2
архитектуре,
фантастическая
архитектура
вымышленных
цивилизаций.
25. Итоговое занятие
2
26. Художественная
2
выставка работ

0,5
0,5
0,5

0,5
1,5
1,5

0,5
0,5

1,5
1,5

0,5

1,5

Тестирование

2
2

Итоговое тестирование
Выставка работ

3.4. Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «В мире искусства»
п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
зам.директора по
УВР (подпись)

№
1

3.5. План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
Месяц
Мероприятия
сентябрь 7 сентября День Бородинского сражения 1812 г. 8 сентября День
Куликовской битвы 1380 г.

2
3

октябрь
ноябрь

День отца в России
7 ноября день Октябрьской социалистической революции

4
5
6

декабрь
январь
февраль

День неизвестного солдата
День снятия блокады Ленинграда 1944 г.
80 лет разгрому гитлеровской армии
Сталинградском сражении 1943 г.

7
8

март
апрель

9

май

День воссоединения Крыма с Россией
800 лет разгрому ливонских рыцарей на Чудском озере Александром
Невским 5 апреля 1242 г. «Ледовое побоище»
День Победы 9 мая 1945 г.

советскими

войсками

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».