МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОДОБРЕНА Руководитель МО гуманитарного цикла _______ Ю.Ю. Матвейчук Протокол № 4 заседания МО от 24 августа 2023 г. СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР МБОУ «Зерновская средняя школа » _________ Е. Н. Костенко 25 августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ Зерновская средняя школа» __________ С. В. Кулинич Приказ № 240 от 25 августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» Направленность социально-педагогическая Срок реализации программы 1 год (36 часов) Вид программы модифицированная Уровень стартовый Возраст обучающихся 11-16 лет Составитель: Будулак Алеся Михайловна Должность: педагог дополнительного образования с.Зерновое, 2023 г. 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1Пояснительная записка Нормативно-правовая основа программы Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; – Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; - Устав МБОУ «Зерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым. - Локальные акты МБОУ «Зерновская средняя школа» Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая. Актуальность программы обусловлена вопросом, важным для всех подростков - «кем стать?». Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. Программа «Билет в будущее» помогает учащимся определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Новизной программы является системный подход к содержанию профориентационной подготовки подростков в условиях дополнительного образования. Отличительная особенность. В настоящее время не существует общепринятой универсальной методики для выявления профессиональных интересов и склонностей. На практике применяют различные методики профориентации, которые основаны на теоретических подходах. Полученные результаты с помощью применения этих методик не всегда могут совпадать межу собой, однако применяемые методики, несомненно, дополняют друг друга. Методики, используемые в ходе данного курса, могут быть полезны для более дифференцированного выбора конкретной специальности в пределах выбранного типа и класса профессий. Педагогическая целесообразность внедрения программы. Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее. Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор. Адресат программы данная образовательная программа рассчитана на учащихся в возрасте от 11 лет до 16 лет. Объем и срок освоения программы запланированный на весь период обучения, составляет 36 учебных часов, необходимых для освоения программы. Продолжительность занятий в каждой группе в соответствии с Сан.ПиН. Программа составлена на ознакомительном уровне и срок её реализации 1 год. Уровень программы – ознакомительный (стартовый). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса являются: - в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении группы учащихся могут формироваться как одного возраста, так и разных возрастных категорий (разновозрастные группы), а также индивидуально. - график занятий составляется с учетом учебного расписания в школе - состав группы постоянный; - в группе занимаются дети, обладающие разными способностями к обучению; имеют место соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки; - проводятся занятия по тестированию, воспитательно-профилактические и оздоровительные мероприятия. Режим занятий продолжительность занятий составляет по 45 минут 1 раз в неделю. В группе количество детей составляет от 10 до 15 человек. 1.2 Цель и задачи программы Цель: Формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций. Задачи: • построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса; • выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; • формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;__ • формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии». Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматривается в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный процесс, а, следовательно, профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Участие образовательной организации во Всероссийском проекте «Билет в будущее» позволит реализовать ключевые задачи профориентационной деятельности и получить информационно-методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию программы (педагогов-навигаторов). Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровая, в парах. Форма проведения занятий: форма занятий зависит от поставленной на данный период задачи: 1. Онлайн тестирование. 2. Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, мастер-классах. 3. Форма бесед, лекций, «мозговых штурмов» при создании персонального или коллективного проекта. 4. Встречи с интересными людьми 1.3 Воспитательный потенциал программы Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие учащегося. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия содержанием ценностно значимым для обучающегося. Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе курса может быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и т.п.); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Важной особенностью занятий, повышающей их развивающий потенциал, является их интерактивность. 1.4 Содержание программы Учебный план Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов (1 час) Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» Тема 27-28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» Резерв. Защита проектов (2 часа) Содержание учебного плана Раздел 1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа) Проведение профориентационных уроков – вводного и тематического (по классам). Вводный профориентационный урок «Моя Россия – мои горизонты» (2 часа): Понятие ≪рынок труда≫. Что такое Россия с точки зрения рынка труда? Россия - страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Обзор развития следующих направлений: • медицина и здоровье; • архитектура и строительство; • информационные технологии; • промышленность и добыча полезных ископаемых; • сельское хозяйство; • транспорт и логистика; • наука и образование; • безопасность; • креативные технологии; • сервис и торговля; • предпринимательство и финансы. Мотивационные истории ≪успеха≫ на примере интервью с представителями различных отраслей (сотрудник МЧС, инженер-технолог, ученый и другие). С чего начать проектирование собственного профессионального пути. Тематические профориентационные уроки по классам (2 часа): В 6 классе: тематическое содержание урока построено на обсуждении и осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе: • «ХОЧУ≫ — ваши интересы; • ≪МОГУ≫ — ваши способности; • ≪БУДУ≫ — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем. Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий и значимости трудовой деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и увлечений. В 7 классе: в основе урока лежит обсуждение обязательного набора школьных предметов 7 классов общеобразовательных учреждений, таких как русский язык, литература, алгебра, геометрия, иностранный язык, история, обществознание, физика, биология, информатика и ИКТ, география и другие. Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и тем с разнообразием современных профессий и необходимых компетенций (формирование системного представления о мире профессий, например, как знания и навыки, приобретаемые за школьной партой, могут по-разному воплощаться в разных профессиях). Повышение познавательного интереса к школьным предметам, а также повышение ценности знаний, навыков и умений, которые приобретаются на этих предметах. Формирование представлений о современных компетенциях, которые сегодня предъявляются к специалистам из различных отраслей. В 8 классе: урок знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального самоопределения. На уроке раскрываются существующие профессиональные направления, варианты получения профессионального образования (уровни образования). Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее профессиональное образование). Помощь школьникам в соотношении личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности. В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о возможных профессиональных направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса к философии выбора и построению своей персональной карьерной траектории развития. В 10 классе: в ходе урока обучающиеся получают информацию по следующим направлениям профессиональной деятельности: • естественно-научное направление; • инженерно-техническое направление; • информационно-технологическое направление; • оборонно-спортивное направление; • производственно-технологическое направление; • социально-гуманитарное направление; • финансово-экономическое направление; • творческое направление. Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. ≪Проигрывание≫ вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями профессионального выбора. В 11 классе: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях. Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся в вопросы самоопределения. Овладение приемами построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации: организации высшего образования (ВО, вузы) или организации среднего профессионального образования (СПО) как первого шага формирования персонального карьерного пути. Раздел 2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3 часа). Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей: • методика онлайн-диагностики учащихся ≪Моя готовность≫ для 6-11 классов. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к выбору профессии. Версия 6- 7 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров. • методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся (≪Мой выбор≫). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением ≪зон потенциала≫ (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта ≪Билет в будущее≫ на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). Раздел 3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» (4 часа). Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков ≪Россия – Моя история≫ (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Задачи выставки: • знакомство обучающихся с рынком труда, с различными отраслями и профессиями, с многообразием вариантов профессионального выбора; • вовлечение, рост мотивации к совершению профессионального выбора; • помощь школьникам в понимании, в каком направлении они хотят развиваться дальше. Раздел 4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт» (6 часов). Профессиональные пробы. Понятие ≪профессиональная проба≫. Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Разнообразие видов, форматов профессиональных проб. Содержание профессиональных проб. Расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности. Проведение профессиональных проб в проекте возможно в следующих форматах: очном, онлайн, проба на платформе проекта (проводится в образовательной организации). • При очном формате организуется выездная площадка в организациях профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п. Очный формат подразумевает непосредственное постоянное присутствие наставника площадки в месте проведения мероприятия. • Онлайн-пробы предполагают постоянное удаленное присутствие наставника, который взаимодействует с участниками: инструктирует, демонстрирует выполнение рабочих операций, контролирует процесс выполнения и в режиме реального времени консультирует, оценивает результат, дает обратную связь и организует с участниками рефлексию по итогам пробы. • Проба на платформе проводится на базе образовательной организации с использованием дистанционных технологий на интернет-платформе проекта ≪Билет в будущее≫: https://bvbinfo.ru/. Раздел 5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю» (3 часа) (3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной) работы) Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение рекомендации по построению образовательнопрофессиональной траектории с учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах. Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей: • методика онлайн-диагностики учащихся ≪Моя готовность≫ для 6-11 классов. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к выбору профессии. Версия 6-7 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров. • методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся (≪Мой выбор≫). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением ≪зон потенциала≫ (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Развернутая консультация по результатам повторной онлайндиагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта ≪Билет в будущее≫ на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). Раздел 6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» (4 часа) (4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы) Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических). Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации целей). 1.5 Планируемые результаты метапредметные: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; умения ставить перед собой цели и определять задачи; умения осуществлять самонаблюдение, самооценку; предметные: умения применять знания по психологии; умения анализировать информацию о работе; умения составлять резюме; умения проводить самопрезентацию; личностные: формирование коммуникативной компетенции; осознание возможностей самореализации; профессиональное и жизненное самоопределение. В целом, данный курс способствует активизации процесса самопознания. Он позволит обучающимся сориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к своим способностям, склонностям, характеру, темпераменту, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессий. - для обучающихся 6–11 классов – развитие всех компонентов ГПС (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории; - для родителей – получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики РФ; - для педагогов и специалистов – повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий; - для работодателей – привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися. По результатам участия во всех мероприятиях Проекта для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график (см. Приложение №1) Продолжительность учебного года Учебный период - с 01 сентября по 31 мая. Количество учебных недель – 36 недель. Количество учебных дней – 36 учебных дня. На освоение учебного материала отводится 36 часов в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. 2 раз в неделю по 1 часу. 2.2. Условия реализации программы: Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельного принятия решений. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей-предметников. Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении (класс). Практические навыки отрабатываются в художественных мероприятиях, районных конкурсах, школьных праздниках. Кадровое обеспечение – разработка и реализация дополнительной общеобразовательной программы осуществляется педагогом дополнительного образования, что закрепляется профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Материально-техническое обеспечение: бланки тестов (в том числе промежуточных и итоговых), диагностик, опросников, трудовых контрактов, профплана, резюме, методик самодиагностики, профессиограмм; схемы, таблицы, анкеты, памятки родителям и учащимся; справочная литература; компьютер (ноутбук) с выходом в сеть Internet информационно-поисковые системы ИПС, ресурсы сети Internet; самостоятельно разработанный педагогом электронный ресурс «Траектория профессиональной мобильности»; печатная реклама и агитация; учебные фильмы и видеофильмы, презентации, видеоролики; средства массовой информации; «Ярмарки профессий» и их модификации; материально-техническая база предприятий, разрешенная для профориентации школьников, в процессе экскурсий. Кабинет информатики, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами СанПиНа. Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями СанПиН и программой. Методическое обеспечение включает в себя: 1. Особенности организационного процесса Занятия проводятся в очной форме с применением сетевой формы взаимодействия, 1 раз в неделю. Программа не предъявляет особых требований к уровню подготовленности обучающихся. С учетом времени освоения программы и объема материала в группе могут заниматься обучающиеся как одинакового возраста, так и разных возрастных групп. 2. Методики – авторские методики проведения занятия, методика организации воспитательной работы, методика анализа результатов деятельности, методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, праздника, игровой программы). 3. Методы обучения – площадкой для проведения практического занятия в онлайн-формате может выступить сервис видеоконференций или платформа для проведения вебинаров, а также другой Интернет-ресурс или Web-приложение, где реализованы возможности прямой видеосвязи, общения через чат, демонстрации рабочего стола или заранее загруженных медиаматериалов. В дополнение к этому возможно скачивание и установка на компьютеры пользователей программного обеспечения, находящегося в бесплатном доступе или заранее приобретенного организатором практического занятия. Вместе с тем, работа может вестись с использованием онлайнсервисов и приложений удаленной и совместной работы, в библиотеках, на порталах и платформах, доступ к которым является открытым и бесплатным (либо заранее оплачен организатором практического занятия). 4. Методы воспитания – поощрение, мотивация, стимулирование, упражнения, контроль и самоконтроль. 5. Формы организации образовательного процесса – очно. 6. Формы организации учебного занятия В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, виртуальные экскурсии по музеям. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления. К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с педагогом). При определении режима занятий учтены санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. 7. Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио. 8. Алгоритм учебного занятия № Этапы работы 1. Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном этапе занятия (что должно быть сделано воспитанниками, чтобы их дальнейшая 2. 3. 4. работа на занятии была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог). Опрос обучающихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей, которые педагог ставит перед учениками на данном этапе занятия; определение целей и задач, которых педагог хочет на данном этапе занятия; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного занятия; определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающихся не удается достичь поставленных целей; описание методов и критериев оценивания ответов, обучающихся в ходе вопроса. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов, обучающихся в ходе опроса. Объяснения нового учебного материала. Данный этап предполагает: Постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); Определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися; описание критериев определение уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебного материала Использование здоровьесберегающих технологий 5. Закрепление нового учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе занятия) определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; описание критериев, позволяющих определить степень усвоения воспитанниками нового учебного материала. 6. Задание на дом, включающее: постановку целей для самостоятельной работы обучающихся (что должны сделать воспитанник в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом; определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания. 7. Рефлексия. 9. Методические и дидактические материалы – дидактические пособия (рабочие тетради, инструкционные, технологические карты), основная и дополнительная литература (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, таблицы. 2.3. Формы аттестации. Итоговая оценка работы участника в рамках программы производится экспертом, проводящим профпробу. Результаты эксперт направляет в электронном виде педагогу-навигатору, который, в свою очередь, обеспечивает внесение оценок каждого участника для дальнейшего формирования индивидуальных рекомендаций по профориентации. В зависимости от характера профпробы, могут оцениваться: приращение представлений и опыта деятельности в конкретной области, динамика изменения самооценки обучающихся и ее адекватность, общее изменение мотивации школьника по отношению к профессиональному выбору и т.д. В материалах, используемых для оценки результативности пробы, могут быть отражены как собственно составляющие пробы, так и ход ее рефлексивного осмысления, определения степени влияния на готовность к профессиональному самоопределению. Для осмысления опыта, полученного в ходе профпробы, участнику предлагаются следующие вопросы (примерный перечень): - что входило в содержание пробы? - удалось ли проявить инициативу в процессе пробы? - что вы увидели в действиях сверстников, также выполнявших пробу? - какой продукт удалось получить в процессе прохождения пробы? - кто может являться потребителями такого продукта? - сколько стоит произведенная работа в денежном эквиваленте (если уместно)? - какие новые знания, умения и навыки были приобретены? - какие проблемы имеются у представителей данной профессии, специальности? - возможна ли перспектива выполнения таких или схожих действий? - что изменилось в ваших представлениях о себе и жизненных планах после прохождения пробы? По итогам прохождения профпробы участник заполняет анкету обратной связи на Платформе. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов – аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, протокол соревнований, отзыв детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов – контрольная работа открытое занятие, отчет итоговый, праздник, соревнование. Формы контроля. Входной контроль – проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка. Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом занятии; определяет степень усвоения учащимися учебного материала, готовность к восприятию нового материала, выявляет учащихся, отстающих или опережающих обучение; позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения. Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, модуля, в конце полугодия, года, изучается динамика освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирования на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Оценочные материалы. Контрольные нормативы даны в приложении к программе. Медицинский контроль здоровья обучающихся осуществляется медицинским работником 1 раз в год. Программа предполагает: индивидуальное консультирование в течение учебного года и предсоревновательную подготовку учащихся. Список литературы 1. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. Кн.2/Под ред. К.М.Гуркевича, В.И.Лубовского. М., 1982. 2. Горбунова М.В., Кирилюк Е.В. 333 Свременные профессии и специальности 111информационных профессиограмм: Справочники. Ростовна-Дону» Феникс», 2010. 3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. М., 1990. 4. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №2) 5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/д., 1996. 6. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. 7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с. 8. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 9. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2.-М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-80 с. 10. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 4.-М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-64 с. 11. ПряжниковН.С.Ценностно-нравственныеактивизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3.-М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-64 с. 12. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-56 с. 13. Психология популярных профессий/ Пд ред Л.А. Головей. – СПб.: Речь, 2003. 14. Психодиагностические методы в работе психологической службы: Метод. Пособие.: Санкт-Петербург: АОУ ВПО «Ленинградский ГУ им. А.С. Пушкина», 2009. 15. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003. 16. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2004. 17. Тющев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер,2009. 18. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М.: Просвещение, 2005. 19. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение профессиональная карьера молодежи. М., Просвещение, 1997. 20. Энциклопедический справочник: 2000 профессий. - Минск, 1986. Электронные ресурсы удаленного доступа (интернет-источники): 1. https://bvbinfo.ru/ и Приложение №1 Календарный учебный график Уровень стартовый год обучения 2023-2024 группа ____ 1 1 1 1 4 Март Апрель Май 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов на одну группу 1 4 4 1 4 1 36 1 4 Итоговое тестирование 4 10 11 12 Февраль Тестирование 4 1 9 Январь Тестирование 1 1 1 1 1 1 8 Декабрь Тестирование Аттестация/формы контроля Входная диагностика 2 3 4 5 6 7 Ноябрь Опрос, анкетирование 1 Кол-во часов в Кол-во часов в 1 Октябрь Тестирование Кол-во учебных Месяц Сентябрь 2 полугодие Выставка работ 1 полугодие 3. Приложения 3.3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Календарно-тематический план Перечень разделов и тем Количество часов Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» Тема 14. Профориентационное 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Форма аттестации/ контроля Входная диагностика 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. занятие «Государственное управление и общественная безопасность» Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31. 32. 33. 34. 35. 36. цифровой сфере» Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» Резерв. Защита проектов Резерв. Защита проектов 1 1 1 1 1 1 3.4. Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире искусства» п/п Причина корректировки Дата Согласование с зам.директора по УВР (подпись) № 1 3.5. План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год Месяц Мероприятия сентябрь 7 сентября День Бородинского сражения 1812 г. 8 сентября День Куликовской битвы 1380 г. 2 3 октябрь ноябрь День отца в России 7 ноября день Октябрьской социалистической революции 4 5 6 декабрь январь февраль День неизвестного солдата День снятия блокады Ленинграда 1944 г. 80 лет разгрому гитлеровской армии Сталинградском сражении 1943 г. 7 8 март апрель 9 май День воссоединения Крыма с Россией 800 лет разгрому ливонских рыцарей на Чудском озере Александром Невским 5 апреля 1242 г. «Ледовое побоище» День Победы 9 мая 1945 г. советскими войсками в