ДОП 2023 Билет в будущее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНА
Руководитель МО
гуманитарного цикла
_______ Ю.Ю. Матвейчук
Протокол № 4 заседания МО
от 24 августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко
25 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ
Зерновская средняя школа»
__________ С. В. Кулинич
Приказ № 240
от 25 августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»

Направленность социально-педагогическая
Срок реализации программы 1 год (36 часов)
Вид программы модифицированная
Уровень стартовый
Возраст обучающихся 11-16 лет
Составитель: Будулак Алеся Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования

с.Зерновое,
2023 г.
1.Комплекс основных характеристик программы

1.1Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
 Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
 Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
- Устав
МБОУ «Зерновская средняя школа» Сакского района
Республики Крым.
- Локальные акты МБОУ «Зерновская средняя школа»
Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая.

Актуальность программы обусловлена вопросом, важным для всех
подростков - «кем стать?». Этот вопрос задавал, задает и будет задавать
буквально каждый ученик школы без исключения. Программа «Билет в
будущее» помогает учащимся определить наличие и направленность своих
профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств,
необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда;
информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей
профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего
профессионального пути.
Новизной программы является системный подход к содержанию
профориентационной подготовки подростков в условиях дополнительного
образования.
Отличительная особенность. В настоящее время не существует
общепринятой универсальной методики для выявления профессиональных
интересов и склонностей. На практике применяют различные методики
профориентации, которые основаны на теоретических подходах. Полученные
результаты с помощью применения этих методик не всегда могут совпадать
межу собой, однако применяемые методики, несомненно, дополняют друг
друга.
Методики, используемые в ходе данного курса, могут быть полезны для
более дифференцированного выбора конкретной специальности в пределах
выбранного типа и класса профессий.
Педагогическая целесообразность внедрения программы. Чтобы
сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее
популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования
предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные
особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента,
характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию
готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее. Работа
именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим
приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире
профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой
профессиональный выбор.
Адресат программы данная образовательная программа рассчитана на
учащихся в возрасте от 11 лет до 16 лет.
Объем и срок освоения программы запланированный на весь период
обучения, составляет 36 учебных часов, необходимых для освоения
программы. Продолжительность занятий в каждой группе в соответствии с
Сан.ПиН.
Программа составлена на ознакомительном уровне и срок её реализации
1 год.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса являются:

- в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении
группы учащихся могут формироваться как одного возраста, так и разных
возрастных категорий (разновозрастные группы), а также индивидуально.
- график занятий составляется с учетом учебного расписания в школе
- состав группы постоянный;
- в группе занимаются дети, обладающие разными способностями к
обучению;
имеют место соревновательный характер игры, самостоятельность
тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение
обстановки;
- проводятся занятия по тестированию, воспитательно-профилактические
и оздоровительные мероприятия.
Режим занятий продолжительность занятий составляет по 45 минут 1
раз в неделю. В группе количество детей составляет от 10 до 15 человек.
1.2 Цель и задачи программы
Цель:
Формирование
готовности
к
профессиональному
самоопределению обучающихся 6–11 классов общеобразовательных
организаций.
Задачи:
• построение системы содействия профессиональному самоопределению
обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании
мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного
и
диагностико-консультационного
подходов
к
формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса;
• выявление исходного уровня сформированности внутренней
(мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной
грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у
обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся
после участия в профориентационной программе;
• формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по
построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
• информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики
РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;__
• формирование у обучающихся навыков и умений карьерной
грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех
этапов
карьерной
самонавигации,
приобретения
и
осмысления
профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов
территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки
успешности
прохождения
профессиональных
проб,
осознанного
конструирования
индивидуальной
образовательно-профессиональной
траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей
среды;

• формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения
жизненного
благополучия,
залогу
его
успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством
«воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору
профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой
личности и неотрывно рассматривается в связке с физическим,
эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием
школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный процесс, а,
следовательно, профориентационная работа в школах является одним из
важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и
общества в целом. Участие образовательной организации во Всероссийском
проекте «Билет в будущее» позволит реализовать ключевые задачи
профориентационной деятельности и получить информационно-методическое
сопровождение специалистов, ответственных за реализацию программы
(педагогов-навигаторов).
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая,
индивидуально-игровая, в парах.
Форма проведения занятий: форма занятий зависит от поставленной на
данный период задачи:
1. Онлайн тестирование.
2. Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, мастер-классах.
3. Форма бесед, лекций, «мозговых штурмов» при создании
персонального или коллективного проекта.
4. Встречи с интересными людьми
1.3 Воспитательный потенциал программы
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс
профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через
вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное
развитие учащегося.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося
совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время
занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия
содержанием ценностно значимым для обучающегося.
Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе
курса может быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка
(короткие игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном
высказывании или цитате и т.п.); проблематизация темы предстоящего занятия;

работа по теме занятия; рефлексия. Важной особенностью занятий,
повышающей их развивающий потенциал, является их интерактивность.
1.4 Содержание программы
Учебный план
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде)
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»
(введение в профориентацию)
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор
результатов (1 час)
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России»
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки
и образования»
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле»
Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю
достижения страны в сфере промышленности и производства»
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности»
Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю
достижения страны в области цифровых технологий»
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
цифровых технологий»
Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле»
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю
достижения страны в области инженерного дела»
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере»
Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и
общественная безопасность»
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
управления и безопасности»
Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя
страна»
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о
достижениях агропромышленного комплекса страны»
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной
сфере»
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю
достижения страны в области медицины и здравоохранения»
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины»
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о
профессиях на благо общества»
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо
общества»

Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю
творческие профессии»
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии»
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии»
Тема 27-28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере»
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой
сфере»
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности»
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
медицины»
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
креативной сфере»
Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна»
Резерв. Защита проектов (2 часа)
Содержание учебного плана
Раздел 1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа)
Проведение профориентационных уроков – вводного и тематического (по
классам).
Вводный профориентационный урок «Моя Россия – мои горизонты»
(2 часа): Понятие ≪рынок труда≫. Что такое Россия с точки зрения рынка
труда? Россия - страна безграничных возможностей и профессионального
развития. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического
развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем.
Обзор развития следующих направлений:
• медицина и здоровье;
• архитектура и строительство;
• информационные технологии;
• промышленность и добыча полезных ископаемых;
• сельское хозяйство;
• транспорт и логистика;
• наука и образование;
• безопасность;
• креативные технологии;
• сервис и торговля;
• предпринимательство и финансы.
Мотивационные истории ≪успеха≫ на примере интервью с
представителями различных отраслей (сотрудник МЧС, инженер-технолог,
ученый и другие). С чего начать проектирование собственного
профессионального пути.
Тематические профориентационные уроки по классам (2 часа):

В 6 классе: тематическое содержание урока построено на обсуждении и
осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при
выборе:
• «ХОЧУ≫ — ваши интересы;
• ≪МОГУ≫ — ваши способности;
• ≪БУДУ≫ — востребованность обучающегося на рынке труда в
будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным
расширением представлений о мире профессионального труда в общем:
формирование системного представления о мире профессий и значимости
трудовой деятельности, например, как различные качества или навыки могут
по-разному реализовываться в разных профессиональных направлениях.
Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои
интересы, развивать возможности и помогать окружающим.
Поиск дополнительных занятий и увлечений.
В 7 классе: в основе урока лежит обсуждение обязательного набора
школьных предметов 7 классов общеобразовательных учреждений, таких как
русский язык, литература, алгебра, геометрия, иностранный язык, история,
обществознание, физика, биология, информатика и ИКТ, география и другие.
Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и
тем с разнообразием современных профессий и необходимых компетенций
(формирование системного представления о мире профессий, например, как
знания и навыки, приобретаемые за школьной партой, могут по-разному
воплощаться в разных профессиях). Повышение познавательного интереса к
школьным предметам, а также повышение ценности знаний, навыков и умений,
которые приобретаются на этих предметах. Формирование представлений о
современных компетенциях, которые сегодня предъявляются к специалистам
из различных отраслей.
В 8 классе: урок знакомит обучающихся с разнообразием направлений
профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов
профессионального самоопределения. На уроке раскрываются существующие
профессиональные направления, варианты получения профессионального
образования (уровни образования).
Актуализация
процессов
профессионального
самоопределения.
Информирование школьников о видах профессионального образования
(высшее образование / среднее профессиональное образование). Помощь
школьникам в соотношении личных качеств и интересов с направлениями
профессиональной деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как
в организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего
профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о
возможных профессиональных направлениях для учащихся. Повышение
познавательного интереса к философии выбора и построению своей
персональной карьерной траектории развития.
В 10 классе: в ходе урока обучающиеся получают информацию по
следующим направлениям профессиональной деятельности:

• естественно-научное направление;
• инженерно-техническое направление;
• информационно-технологическое направление;
• оборонно-спортивное направление;
• производственно-технологическое направление;
• социально-гуманитарное направление;
• финансово-экономическое направление;
• творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда.
≪Проигрывание≫ вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование
представления о компетентностном профиле специалистов из разных
направлений.
Знакомство
с
инструментами
и
мероприятиями
профессионального выбора.
В 11 классе: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на
различные жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их
после окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития
событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных
профессиональных направлениях.
Формирование представления о выборе, развитии и возможных
изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование
позитивного отношения и вовлеченности обучающихся в вопросы
самоопределения. Овладение приемами построения карьерных траекторий
развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации:
организации высшего образования (ВО, вузы) или организации среднего
профессионального образования (СПО) как первого шага формирования
персонального карьерного пути.
Раздел 2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть
«Понимаю себя» (3 часа).
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет
определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать
дальнейшую
индивидуальную
траекторию
участия
в
программе
профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
• методика онлайн-диагностики учащихся ≪Моя готовность≫ для 6-11
классов. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных
ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к
выбору профессии. Версия 6- 7 классов включает только диагностику
готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику
ценностных ориентиров.
• методика онлайн-диагностики на определение профессиональных
склонностей и направленности обучающихся (≪Мой выбор≫). Методика
предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную
методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и

сильных сторон обучающихся с выделением ≪зон потенциала≫ (талантов)
для дальнейшего развития.
Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение
обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате).
Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой
консультации (доступной участникам проекта ≪Билет в будущее≫ на
интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Раздел 3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего.
Узнаю рынок» (4 часа).
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе
исторических парков ≪Россия – Моя история≫ (очно в 24 субъектах РФ, в
онлайн-формате доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями)
экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая
среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда;
Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда.
Задачи выставки:
• знакомство обучающихся с рынком труда, с различными отраслями и
профессиями, с многообразием вариантов профессионального выбора;
• вовлечение, рост мотивации к совершению профессионального выбора;
• помощь школьникам в понимании, в каком направлении они хотят
развиваться дальше.
Раздел 4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт» (6
часов).
Профессиональные пробы. Понятие ≪профессиональная проба≫.
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся.
Разнообразие видов, форматов профессиональных проб. Содержание
профессиональных проб. Расширение границ понимания профессиональных
функций
и
приобретение
обучающимися
специфического
опыта
профессиональной деятельности. Проведение профессиональных проб в
проекте возможно в следующих форматах: очном, онлайн, проба на платформе
проекта (проводится в образовательной организации).
• При очном формате организуется выездная площадка в организациях
профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей
профессиональной подготовки и т.п. Очный формат подразумевает
непосредственное постоянное присутствие наставника площадки в месте
проведения мероприятия.
• Онлайн-пробы предполагают постоянное удаленное присутствие
наставника, который взаимодействует с участниками: инструктирует,
демонстрирует выполнение рабочих операций, контролирует процесс
выполнения и в режиме реального времени консультирует, оценивает

результат, дает обратную связь и организует с участниками рефлексию по
итогам пробы.
• Проба на платформе проводится на базе образовательной организации с
использованием дистанционных технологий на интернет-платформе проекта
≪Билет в будущее≫: https://bvbinfo.ru/.
Раздел 5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть
«Осознаю» (3 часа) (3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час
внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Проведение второй части профориентационной диагностики.
Направлена на уточнение рекомендации по построению образовательнопрофессиональной траектории с учетом рефлексии опыта, полученного на
предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
• методика онлайн-диагностики учащихся ≪Моя готовность≫ для 6-11
классов. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных
ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к
выбору профессии. Версия 6-7 классов включает только диагностику
готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику
ценностных ориентиров.
• методика онлайн-диагностики на определение профессиональных
склонностей и направленности обучающихся (≪Мой выбор≫). Методика
предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную
методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и
сильных сторон обучающихся с выделением ≪зон потенциала≫ (талантов)
для дальнейшего развития.
Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Развернутая консультация по результатам повторной онлайндиагностики.
Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном
или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью
видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта ≪Билет
в будущее≫ на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Раздел 6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» (4
часа) (4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной
(самостоятельной) работы)
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса,
по итогам проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и
обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение
полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий.
Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и
тактических).
Формирование
планов
образовательных
шагов
и
формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).
1.5 Планируемые результаты
метапредметные:






развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции;
умения ставить перед собой цели и определять задачи;
умения осуществлять самонаблюдение, самооценку;
предметные:






умения применять знания по психологии;
умения анализировать информацию о работе;
умения составлять резюме;
умения проводить самопрезентацию;
личностные:

 формирование коммуникативной компетенции;
 осознание возможностей самореализации;
 профессиональное и жизненное самоопределение.

В целом,
данный
курс
способствует
активизации
процесса
самопознания. Он позволит обучающимся сориентироваться в профессиях и
специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к
удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к своим
способностям, склонностям, характеру, темпераменту, поможет оценить свои
возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессий.
- для обучающихся 6–11 классов – развитие всех компонентов ГПС (в т.ч.
повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных
профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории;
- для родителей – получение рекомендаций по возможной помощи
самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной
информации о рынке образования и рынке труда (регионального и
федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и
востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики РФ;
- для педагогов и специалистов – повышение квалификации в области
методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся.
Применение методик, направленных на активизацию профессионального
самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических
инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и
технологий;
- для работодателей – привлечение мотивированных обучающихся к
производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение
наставников, работающих с учащимися.
По результатам участия во всех мероприятиях Проекта для
обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению
образовательно-профессиональной траектории.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (см. Приложение №1)
Продолжительность учебного года
Учебный период - с 01 сентября по 31 мая.

Количество учебных недель – 36 недель.
Количество учебных дней – 36 учебных дня.
На освоение учебного материала отводится 36 часов в год.
Программа рассчитана на 1 год обучения. 2 раз в неделю по 1 часу.
2.2. Условия реализации программы:
Теоретические и практические занятия должны проводиться
с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик.
Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки
самостоятельного принятия решений. Для проведения теоретических и
практических занятий рекомендуется привлекать учителей-предметников.
Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении
(класс). Практические навыки отрабатываются в художественных
мероприятиях, районных конкурсах, школьных праздниках.
Кадровое обеспечение – разработка и реализация дополнительной
общеобразовательной программы осуществляется педагогом дополнительного
образования, что закрепляется профессиональным стандартом «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых». Педагог дополнительного
образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к
стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
Материально-техническое обеспечение:
 бланки тестов (в том числе промежуточных и итоговых), диагностик,
опросников, трудовых контрактов, профплана, резюме, методик
самодиагностики, профессиограмм;
 схемы, таблицы, анкеты, памятки родителям и учащимся;
 справочная литература;
 компьютер (ноутбук) с выходом в сеть Internet
 информационно-поисковые системы ИПС, ресурсы сети Internet;
 самостоятельно разработанный педагогом электронный ресурс
«Траектория профессиональной мобильности»;
 печатная реклама и агитация;
 учебные фильмы и видеофильмы, презентации, видеоролики;
 средства массовой информации;
 «Ярмарки профессий» и их модификации;
 материально-техническая база предприятий, разрешенная для
профориентации школьников, в процессе экскурсий.
Кабинет информатики, подготовленный к учебному процессу в
соответствии с требованиями и нормами СанПиНа. Формирование групп и
расписания занятий в соответствии с требованиями СанПиН и программой.
Методическое обеспечение включает в себя:
1.
Особенности организационного процесса

Занятия проводятся в очной форме с применением сетевой
формы взаимодействия, 1 раз в неделю. Программа не предъявляет особых
требований к уровню подготовленности обучающихся.
С учетом времени освоения программы и объема материала в группе
могут заниматься обучающиеся как одинакового возраста, так и разных
возрастных групп.
2.
Методики – авторские методики проведения занятия, методика
организации воспитательной работы, методика анализа результатов
деятельности, методика организации и проведения массового мероприятия
(выставки, праздника, игровой программы).
3.
Методы обучения – площадкой для проведения практического
занятия в онлайн-формате может выступить сервис видеоконференций или
платформа для проведения вебинаров, а также другой Интернет-ресурс или
Web-приложение, где реализованы возможности прямой видеосвязи, общения
через чат, демонстрации рабочего стола или заранее загруженных
медиаматериалов. В дополнение к этому возможно скачивание и установка на
компьютеры пользователей программного обеспечения, находящегося в
бесплатном доступе или заранее приобретенного организатором практического
занятия. Вместе с тем, работа может вестись с использованием онлайнсервисов и приложений удаленной и совместной работы, в библиотеках, на
порталах и платформах, доступ к которым является открытым и бесплатным
(либо заранее оплачен организатором практического занятия).
4.
Методы воспитания – поощрение, мотивация, стимулирование,
упражнения, контроль и самоконтроль.
5.
Формы организации образовательного процесса – очно.
6.
Формы организации учебного занятия
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на
демонстрационной доске, виртуальные экскурсии по музеям. В пределах
одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это
способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их
переутомления. К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут
привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с
педагогом). При определении режима занятий учтены санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования
детей.
7.
Педагогические технологии – технология индивидуализации
обучения, технология группового обучения, технология коллективного
взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой
деятельности, технология развития критического мышления через чтение
и письмо, технология портфолио.
8.
Алгоритм учебного занятия
№

Этапы работы

1.

Организационный момент, включающий:

постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном
этапе занятия (что должно быть сделано воспитанниками, чтобы их дальнейшая

2.

3.

4.

работа на занятии была эффективной);

определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе
занятия;

описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока,
настроя обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом
реальных особенностей класса, с которым работает педагог).
Опрос обучающихся по заданному на дом материалу, включающий:

определение целей, которые
педагог ставит перед учениками на данном этапе занятия;

определение целей и задач, которых педагог хочет на данном этапе занятия;

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей и задач данного занятия;

определение возможных действий педагога в случае, если ему или
обучающихся не удается достичь поставленных целей;

описание методов и критериев оценивания ответов, обучающихся в ходе
вопроса.

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности
обучающихся в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов, обучающихся в ходе
опроса.
Объяснения нового учебного материала. Данный этап предполагает:

Постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат
должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

Определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном
этапе занятия;

Изложение основных положений нового учебного материала, который должен
быть освоен обучающимися;

описание критериев определение уровня внимания и интереса обучающихся к
излагаемому педагогом учебного материала
Использование здоровьесберегающих технологий

5.

Закрепление нового учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат
должен быть достигнут обучающимися на данном этапе занятия)

определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном
этапе занятия;

описание
критериев,
позволяющих
определить
степень
усвоения
воспитанниками нового учебного материала.

6.

Задание на дом, включающее:

постановку целей для самостоятельной работы обучающихся (что должны
сделать воспитанник в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;

определение и разъяснение
обучающимся критериев успешного
выполнения домашнего задания.

7.

Рефлексия.

9. Методические и дидактические материалы – дидактические пособия
(рабочие тетради, инструкционные, технологические карты), основная
и дополнительная литература (учебные пособия, сборники упражнений,
контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, таблицы.
2.3.

Формы аттестации.

Итоговая оценка работы участника в рамках программы производится
экспертом, проводящим профпробу. Результаты эксперт направляет в
электронном виде педагогу-навигатору, который, в свою очередь, обеспечивает
внесение оценок каждого участника для дальнейшего формирования
индивидуальных рекомендаций по профориентации.
В зависимости от характера профпробы, могут оцениваться: приращение
представлений и опыта деятельности в конкретной области, динамика
изменения самооценки обучающихся и ее адекватность, общее изменение
мотивации школьника по отношению к профессиональному выбору и т.д.
В материалах, используемых для оценки результативности пробы, могут
быть отражены как собственно составляющие пробы, так и ход ее
рефлексивного осмысления, определения степени влияния на готовность к
профессиональному самоопределению.
Для осмысления опыта, полученного в ходе профпробы, участнику
предлагаются следующие вопросы (примерный перечень):
- что входило в содержание пробы?
- удалось ли проявить инициативу в процессе пробы?
- что вы увидели в действиях сверстников, также выполнявших пробу?
- какой продукт удалось получить в процессе прохождения пробы?
- кто может являться потребителями такого продукта?
- сколько стоит произведенная работа в денежном эквиваленте (если
уместно)?
- какие новые знания, умения и навыки были приобретены?
- какие проблемы имеются у представителей данной профессии,
специальности?
- возможна ли перспектива выполнения таких или схожих действий?
- что изменилось в ваших представлениях о себе и жизненных планах
после прохождения пробы?
По итогам прохождения профпробы участник заполняет анкету обратной
связи на Платформе.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов –
аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости,
материал анкетирования и тестирования, протокол соревнований, отзыв детей и
родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
– контрольная работа открытое занятие, отчет итоговый, праздник,
соревнование.
Формы контроля.
Входной контроль – проводится при наборе или на начальном этапе
формирования коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной
деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные
качества ребенка.
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом
занятии; определяет степень усвоения учащимися учебного материала,
готовность к восприятию нового материала, выявляет учащихся, отстающих
или опережающих обучение; позволяет педагогу подобрать наиболее

эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы,
модуля, в конце полугодия, года, изучается динамика освоения предметного
содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка,
его творческих способностей, определения результатов обучения,
ориентирования на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Оценочные материалы. Контрольные нормативы даны в приложении к
программе.
Медицинский контроль здоровья обучающихся осуществляется
медицинским работником 1 раз в год.
Программа предполагает: индивидуальное консультирование в течение
учебного года и предсоревновательную подготовку учащихся.
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. Кн.2/Под
ред. К.М.Гуркевича, В.И.Лубовского. М., 1982.
2. Горбунова М.В., Кирилюк Е.В. 333 Свременные профессии и
специальности 111информационных профессиограмм: Справочники. Ростовна-Дону» Феникс», 2010.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. кл.
сред. шк. М., 1990.
4. Климов
Е.А.
Психолого-педагогические
проблемы
профессиональной консультации. М., 1983. (Новое в жизни, науке, технике.
Сер. «Педагогика и психология», №2)
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. –
Ростов н/д., 1996.
6. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ
«Перспектива», 2002.
7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение:
Владос, 1994.- 576 с.
8. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: ТЦ Сфера,
2005.
9. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и
личностного самоопределения. Методическое пособие 2.-М.: Издательство
«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-80 с.
10. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и
личностного самоопределения. Методическое пособие 4.-М.: Издательство
«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-64 с.
11. ПряжниковН.С.Ценностно-нравственныеактивизирующие
опросники профессионального и личностного самоопределения.
Методическое пособие 3.-М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-64 с.

12. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения.
Методическое пособие. - М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-56 с.
13. Психология популярных профессий/ Пд ред Л.А. Головей. – СПб.:
Речь, 2003.
14. Психодиагностические методы в работе психологической службы:
Метод. Пособие.: Санкт-Петербург: АОУ ВПО «Ленинградский ГУ им. А.С.
Пушкина», 2009.
15. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003.
16. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2004.
17. Тющев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.:
Питер,2009.
18. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М.:
Просвещение, 2005.

19.
Чистякова
С.Н.
Профессиональное
самоопределение
профессиональная карьера молодежи. М., Просвещение, 1997.
20. Энциклопедический справочник: 2000 профессий. - Минск, 1986.
Электронные ресурсы удаленного доступа (интернет-источники):
1. https://bvbinfo.ru/

и

Приложение №1
Календарный учебный график
Уровень стартовый

год обучения 2023-2024 группа ____

1 1 1

1

4

Март

Апрель

Май

13 14 15 16

17 18 19 20 21 22 23 24

25 26 27 28 29 30 31 32

33 34 35

1 1 1

1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1

1 1

1

4

4

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов на одну группу

1

4

4

1

4

1

36

1

4
Итоговое тестирование

4

10 11 12

Февраль

Тестирование

4

1

9

Январь

Тестирование

1 1 1 1 1 1

8

Декабрь

Тестирование

Аттестация/формы
контроля
Входная диагностика

2 3 4 5 6 7

Ноябрь

Опрос, анкетирование

1

Кол-во
часов в

Кол-во
часов в

1

Октябрь

Тестирование

Кол-во
учебных

Месяц

Сентябрь

2 полугодие

Выставка работ

1 полугодие

3. Приложения
3.3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.

13.
14.

Календарно-тематический план
Перечень разделов и тем
Количество часов
Тема 1. Вводный урок «Моя
Россия – мои горизонты» (обзор
отраслей
экономического
развития РФ – счастье в труде)
Тема
2.
Тематический
профориентационный
урок
«Открой своё будущее» (введение
в профориентацию)
Тема 3. Профориентационная
диагностика № 1 «Мой профиль»
и разбор результатов
Тема 4. Профориентационное
занятие «Система образования
России»
Тема 5. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
сфере науки и образования»
Тема 6. Профориентационное
занятие «Россия в деле»
Тема 7. Профориентационное
занятие «Россия промышленная:
узнаю достижения страны в сфере
промышленности
и
производства»
Тема 8. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
сфере промышленности»
Тема 9. Профориентационное
занятие «Россия цифровая: узнаю
достижения страны в области
цифровых технологий»
Тема 10. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
области цифровых технологий»
Тема 11. Профориентационное
занятие «Россия в деле»
Тема 12. Профориентационное
занятие «Россия инженерная:
узнаю достижения страны в
области инженерного дела»
Тема 13. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере»
Тема 14. Профориентационное

1

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1
1

Форма аттестации/
контроля
Входная диагностика

15.

16.
17.

18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

занятие
«Государственное
управление
и
общественная
безопасность»
Тема 15. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
сфере
управления
и
безопасности»
Тема 16. Профориентационное
занятие-рефлексия «Моё будущее
– моя страна»
Тема 17. Профориентационное
занятие «Россия плодородная:
узнаю
о
достижениях
агропромышленного комплекса
страны»
Тема 18. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
аграрной сфере»
Тема 19. Профориентационное
занятие «Россия здоровая: узнаю
достижения страны в области
медицины и здравоохранения»
Тема 20. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
области медицины»
Тема 21. Профориентационное
занятие «Россия добрая: узнаю о
профессиях на благо общества»
Тема 22. Профориентационное
занятие «Пробую профессию на
благо общества»
Тема 23. Профориентационное
занятие
«Россия
креативная:
узнаю творческие профессии»
Тема 24. Профориентационное
занятие «Пробую творческую
профессию»
Тема 25. Профориентационное
занятие «Один день в профессии»
Тема 26. Профориентационное
занятие «Один день в профессии»
Тема 27. Профориентационный
сериал
проекта
«Билет
в
будущее»
Тема 28. Профориентационный
сериал
проекта
«Билет
в
будущее»
Тема 29. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере»
Тема 30. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в

1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31.
32.
33.
34.
35.
36.

цифровой сфере»
Тема 31. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
сфере промышленности»
Тема 32. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
сфере медицины»
Тема 33. Профориентационное
занятие «Пробую профессию в
креативной сфере»
Тема 34. Профориентационное
занятие «Моё будущее – Моя
страна»
Резерв. Защита проектов
Резерв. Защита проектов

1
1
1
1
1
1

3.4. Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «В мире искусства»
п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
зам.директора по
УВР (подпись)

№
1

3.5. План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
Месяц
Мероприятия
сентябрь 7 сентября День Бородинского сражения 1812 г. 8 сентября День
Куликовской битвы 1380 г.

2
3

октябрь
ноябрь

День отца в России
7 ноября день Октябрьской социалистической революции

4
5
6

декабрь
январь
февраль

День неизвестного солдата
День снятия блокады Ленинграда 1944 г.
80 лет разгрому гитлеровской армии
Сталинградском сражении 1943 г.

7
8

март
апрель

9

май

День воссоединения Крыма с Россией
800 лет разгрому ливонских рыцарей на Чудском озере Александром
Невским 5 апреля 1242 г. «Ледовое побоище»
День Победы 9 мая 1945 г.

советскими

войсками

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».