ЗПР 7.2РП музыка 3 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНА
Заседание ППК
Протокол № 11
от 02 ноября 2022 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УВР МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко

УТВЕРЖДЕНА
И.о .директора МБОУ «Зерновская
средняя школа»
__________ Е.Н.Костенко
Приказ № 393
от 02 ноября 2022 г.

02 ноября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Музыка
по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.2)
для обучающегося 3 класса
Предмет
музыка
Уровень
базовый
Железнякова Анастасия Викторовна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 3
2022/2023 учебный год

Количество часов:
Всего 34 ч; в неделю 1 ч

Программа разработана на основе: ФГОС НОО, ООП НОО МБОУ «Зерновская средняя
школа», авторской программы «Музыка»
Е.Д. Критской,
Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной
предметной линии учебников системы «Школа России»

Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)
разработана рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2) на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ( редакция от
02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями и
дополнениями).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО для детей с ОВЗ)).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“ (зарегистрировано в Минюсте России
14.08.2015 № 38528).
Адаптированной основной образовательной программы (АООП) начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (ЗПР);
Учебного плана МОБУ «СОШ «Центр образования «Кудрово».
Положения о рабочей программе МОБУ «СОШ «Центр образования «Кудрово».
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Он способствует эстетическому и духовнонравственному воспитанию, коррекции эмоционального неблагополучия, социализации обучающихся с ЗПР.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: 5 лет, за счет введения первого дополнительного
класса. Данный вариант предназначен для образования обучающихся с задержкой психического развития, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм
и школьную адаптацию в целом.
Психолого-педагогическая
характеристика
обучающихся
с
задержкой
психического развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление

2

познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся,
испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными
по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при
специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся
при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия
специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям
и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься
с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на
ПМПК.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические
образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости
коррекции психофизического развития;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение
деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на
компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с
учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании
специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и
продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции
обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР,
продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и
социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании
освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи,
со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной
организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
К специальным педагогическим условиям реализации данной программы относятся:
•
учет особенностей психофизического состояния обучающегося;

3

•

обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметно- практической, учебной, путем
изменения способов подачи информации, особой методики предъявления учебных заданий;
•
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений
утомления, истощения;
•
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного
отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению;
•
исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к
эмоциональному травмированию ребенка.
Коррекционная работа ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и
поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям
реализации АООП НОО. Реализацией АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими
программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК,. Коррекционная помощь в овладении базовым
содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной
деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции
деятельности и поведения. Психологопедагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных
отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями. Работу по
профилактике внутри личностных и межличностных конфликтов в классе, школе.
Поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и,
при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО. Обеспечение обучающемуся
успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации
школьного обучения в целом.
Общей целью изучения предмета «Музыка» является формирование общекультурной компетенции обучающихся с ЗПР,
привитие любви и вкуса к искусству, формирование способности символического (звукового, двигательного)
опосредствования своих эмоциональных состояний. Овладение учебным предметом «Музыка» представляет
определенную сложность для учащихся ЗПР. Это связано с недостатками предшествующего обучения и воспитания
невыраженностью интереса к окружающему миру и себе, дефицитом регулятивных умений, препятствующих
целенаправленному прослушиванию музыкальных произведений, несформированностью возможностей эмоциональной
рефлексии.
Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают
решение следующих задач:
формирование устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству;
формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни и
духовно- нравственном развитии человека;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности в процессе освоения
музыкальной культуры;
формирование положительной мотивации и умений учебной деятельности:
активное освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля, элементов теоретического мышления,
культуры поведения и речи;
развитие
способностей к
художественно-образному,
эмоциональноценностному восприятию и исполнению произведений музыкального искусства;
формирование навыков восприятия музыкальной речи, накопление слухового опыта, развитие ассоциативнообразного мышления;
овладение практическими умениями и навыками коллективной исполнительской деятельности (хоровой и
инструментальной);
развитие музыкальных способностей, создание условий для свободного самовыражения в любом виде
творческой деятельности;
приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов
музыкальной деятельности;
воспитание музыкального вкуса; эмоционально-ценностного отношения к миру; нравственных и эстетических
чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных
стран мира.
Основным принципом формирования содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с системнодеятельностным подходом является приоритетность активных видов музыкальной деятельности обучающихся. Это

4

хоровое и ансамблевое пение; игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле и в оркестре; театрализация
песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкального языка как
средства восприятия музыкальной речи и как основы собственного творчества; слушание музыки как способ
формирования духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса и художественно-образного мышления обучающихся.
Перенос акцента на практико-ориентированное освоение предмета отвечает реалиям современного российского
образовательного пространства. Собственная активная учебная и творческая деятельность школьников на уроках музыки
направлена на воспитание постоянного интереса и любви к музыке, творческого подхода к интерпретации явлений
окружающего мира, на понимание музыкального искусства как особой ценности и, как следствие, эффективное развитие
духовно-интеллектуальных и художественно- творческих личностных качеств и способностей обучающихся.
I.
2.
Общая характеристика учебного предмета
Срок освоения программы учебного предмета «Музыка» и объем учебного времени. Нормативный срок освоения
программы учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования составляет четыре года и
предусматривает обязательное изучение музыки на этапе начального общего образования в объеме 131 ч.
Продолжительность учебного годаII – IV классы – 33. Прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения тем
уроков. Урок по учебному предмету «Музыка» проходит один раз в неделю по одному часу.
Формы реализации
Реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в урочной форме. Содержательными формами
проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок- прогулка, урок-экскурсия, урок-диалог, урок-ролевая игра, урокконцерт, урок-спектакль, уроквикторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и
образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом
особенностей художественноэстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка».
Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и
воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:

проблемно-поисковый;

исследовательский; творческий (художественный); метод учебного диалога;

наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация); игровой и др.
Специальные методы музыкального обучения и воспитания определяются конкретным видом учебной деятельности
школьников на уроках музыки. К ним относятся следующие методы:

развития навыков хорового и сольного пения (А. В. Свешников, В. Попов, В.
Соколов, Т.А. Жданова, К.К. Пигров (метод «внутреннего видения» – воспроизведения в сознании);

обучения слушанию музыки (методы музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы
[забегания вперед и возвращения к пройденному], музыкальной драматургии, интонационно-стилевого
постижения музыки, моделирования художественно-творческого процесса, художественного контекста);

развития навыков инструментального музицирования (методы импровизации, К. Орфа, усложнения
творческих заданий);


формирования навыков элементарного сольфеджирования (П. Вейс, Ж. Шеве, М.
Румер, Г. Струве);

активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в
творческую деятельность).
II.4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
и направлена на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития
в процессе освоения музыкальной культуры;
формирование основ гражданской
идентичности, своей этнической
принадлежности как представителя народа, гражданина России;

5

воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные
ценности разных народов;
развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе
учебной и коллективной хоровой и инструментальной исполнительской деятельности;
формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере
музыкального искусства;
приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании,
восприятии музыки, в движении под музыку);
воспитание
культуры
коллективного музицирования (хорового
и
инструментального);
овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.

-

III.

5.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы учащимися происходит в
процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта
музыкально- творческой деятельности учащихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах,
пластическом интонировании, подготовке музыкально - театрализованных представлений. Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
культур, народов и религий;
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувств;
развивать мотивы учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

6

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием
различных средств информации и коммуникации. Предметные:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус,
интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитывать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России,
музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух,
певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
К концу 3 класса
В области личностных результатов:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой
частной задачи;
наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за
общее благополучие;
наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей;
наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и
отечественной музыкальной культуры;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
развитие этических чувств реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкальнотворческих способностей.
В области метапредметных результатов:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий;
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной
форме;
умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих
задач;
умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных
примерах, для решения задач;

владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления
сущностной связи;
подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального
произведения и их синтеза;
наличие
стремления
находить
продуктивное сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
•
наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому
самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкальнопластическое движение, участие в музыкальнодраматических спектаклях);
•
умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
•
знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П.И.
Чайковский, М. Глинка, С. Прокофьев, Д.Кабалевский, Л.Бетховен, Ф.Шопен, Э.Григ);
•
умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе
выражения чувств и мыслей человека;
•
умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
•
наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия, проводить
простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также развитие этических чувств;
•
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
•
позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
1.

«Россия - Родина моя»

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические
образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах
музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального
языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 1. Мелодия – душа музыки.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности.
Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта
русской музыки.
Урок 2. Природа и музыка.
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные
средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и
картинах русских композиторов и художников.
Урок 3. Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и

речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских
народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Кантата. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества
в различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера «Иван Сусанин».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных
композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
2. «День, полный событий»
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и
инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса,
песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С.
Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно
осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 6. Утро.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.
Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и
Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового
интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов
(С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
3. «О России петь – что стремиться в храм»
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном
искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной
церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской —
княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и
хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей.
Урок 10. Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери —
величайшая святыня Руси.
Урок 11. Древнейшая песнь материнства. Образ матери .
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ матери у ненцев.
Урок 12. Вербное Воскресение.
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ
праздника в искусстве. Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.).
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли
Русской. Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в
церковном богослужении.
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика
былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные
традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских
народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно
осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 14. Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и
поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
Былины. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и
ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян).
Урок 15. Певцы русской старины. Лель.
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры.
Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки,
Н.Римского-Корсакова).
Урок 16.-17Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные
традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. Мелодии в народном стиле.
5. «В музыкальном театре»
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений
школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных темхарактеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк,
Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности
музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из
рабочей тетради.
Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных
образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведения. Певческие голоса.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки
«Руслан и Людмила».
Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика».
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных
образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка
«Орфей и Эвридика».
Урок 20. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное
развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные
темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова
«Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 21. «Океан – море синее».
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное
развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационнообразное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 22. Балет «Спящая красавица».
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных
образов.
Урок 23. В современных ритмах (мюзикл).
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии
музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
6. «В концертном зале»
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога
солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П.
Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк,

Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные
образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная,
вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 24. Музыкальное состязание (концерт).
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр
инструментального концерта.
Урок 25. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные
возможности флейты.
Урок 26. Музыкальные инструменты (скрипка).
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные
возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Урок 27. Обобщающий урок 3 четверти.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных
музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.
Урок 28. Сюита «Пер Гюнт».
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы
сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 29. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и
образы музыки Бетховена.
Урок 30. Мир Бетховена.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений.
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в
создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в
джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыкантыисполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр
литературного и музы¬кального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые
знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 31. Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии
музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.
Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и
радости.
Урок 32. Мир Прокофьева.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная
речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова,
С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 33. Певцы родной природы.
Образ природы в творчестве композиторов.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная
речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной
речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 34. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник
вдохновения и радости.
Урок 35. Обобщающий урок.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений
учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы и
темы

1

РоссияРодина моя-

Кол-во
часов

Характеристика универсальных учебных действий

Авторская
программа
Рабочая

№
п/п

5

5

Воспринимать три типа музыки в более широком значении – песенность,
танцевальность, маршевость.
Знакомиться с отечественными авторами.
Наблюдать за связью музыкальной и речевой интонаций.
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выполнять творческие
задания.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения
музыкальных произведений (пение, музыкально-ритмические движения, пластическое
интонирование).Передавать в импровизации интонационную выразительность
музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и
школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Понимать названия
изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки
(кант, кантата); узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально
откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре
или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки.
Понимать названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров
и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария;
демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,

2

День, полный
событий

4

4

3

«О России
петь – что
стремиться в
храм»- 4ч

4

4

4

«Гори, гори
ясно, чтобы
не погасло!»

4

4

5

В
музыкальном
театре

6

6

взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности
музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенное
развитие. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные
впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,
выступать в роли слушателей.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове,
рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Выполнять
творческие задания; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств; передавать настроение музыки в пении; демонстрировать личностноокрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными
занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной
творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей,
критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.
Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы. Общаться и
взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять
опыты сочинения мелодий, ритмических. пластических и инструментальных
импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы,
инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Узнавать
народные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их
выразительности.Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и
внеурочной формах деятельности.Создавать музыкальные композиции (пение,
музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе
отечественного музыкального фольклора. Передавать с помощью пластики движений,
детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.
Оценивать собственную творческую деятельность.
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Сопоставлять
средства выразительности музыки и живописи.Эмоционально откликаться на
живописные, музыкальные и литературные образы.
Исполнять рождественские песни на уроке и дома.
формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация).
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация
деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств;
Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов
искусства;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- сравнивать характер, настроение и средства выразитель-ности в музыкальных
произведениях
Формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация);
формирование монологи-ческой речи учащихся;
- умение рассматривать предметы в соответствии с пред-ложенной целью;
- выделять их признаки и свойства.

6

В
концертном
зале

6

6

7

Чтоб
музыкантом
быть, так
надобно
уменье…

5

5

- демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки,
увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения,
называть их авторов
Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения.
Понимать контрастные образы, балет, развитие.
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов,
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; исполнять
музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое
движение). Понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных
произведений и их авторов. Охотно участвовать в коллективной творческой
деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный
уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной
памяти и слуха, певческого голоса.
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель –
слушатель. Жанр инструментального концерта.
Понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь:
демонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке.
Понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий:
скрипач, виртуоз; демонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка)
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкально-творческой
деятельности, выступать в роли слушателей,
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения.
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально
откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре
Понимать: творчество отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с
джазовой музыкой, ее специфические особенности, известных джазовых исполнителей.
Детские музыкальные коллективы и театры, узнавать изученные произведения, называть
имена авторов, использовать приобретенные знания и умения для передачи
музыкальных впечатлений. Понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» «слушатель»; знать названия изученных произведений и их авторов и исполнителей;
Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена
выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира, изученные музыкальные
произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных
видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности
музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».