ЗПР 7.2РП матем 3 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНА
Заседание ППК
Протокол № 11
от 02 ноября 2022 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УВР МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко
02 ноября 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА
И.о .директора МБОУ «Зерновская
средняя школа»
__________ Е.Н.Костенко
Приказ № 393
от 02 ноября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математика
по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.2)
для обучающегося 3 класса
Предмет
математика
Уровень
базовый
Железнякова Анастасия Викторовна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 3
2022/2023 учебный год
Количество часов:
Всего 136 ч; в неделю 4 ч

1

Программа разработана на основе: ФГОС НОО, ООП НОО МБОУ «Зерновская средняя
школа», авторской программы по предмету «Математика» М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В.
Степановой предметной линии учебников системы «Школа России»

1.
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного Стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ)
разработана рабочая программа учебного курса «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2) . Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации,
обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» (далее – рабочая программа) составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ( редакция от
02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями и
дополнениями).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО для детей с ОВЗ)).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“ (зарегистрировано в Минюсте России
14.08.2015 № 38528).
Примерной основной программы начального общего образования по математике для образовательных
учреждений авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой,
С.В.Степановой «Математика 1-4класс» (УМК «Школа России»).
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей,
учащихся с ЗПР.
Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса «Школа России» для 1-4 классов.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: 5 лет, за счет введения первого дополнительного
класса. Данный вариант предназначен для образования обучающихся с задержкой психического развития, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм
и школьную адаптацию в целом.
Психолого-педагогическая

характеристика

обучающихся

с

задержкой

психического развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

2

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся,
испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными
по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при
специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся
при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия
специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям
и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься
с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на
ПМПК.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические
образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости
коррекции психофизического развития;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение
деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на
компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с
учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании
специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и
продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции
обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР,
продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и
социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании
освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи,
со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной
организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных
умений и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать
адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных
познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.

3

В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми
образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;

уточнять и расширять

формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами
измерений и использовать их на практике;
учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания; формировать способность
использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению
различных схем;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики
(наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической
терминологии;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебнопознавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих
преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования,
совершенствованию сферы жизненной компетенции.
2. Общая характеристика учебного предмета и коррекционно-развивающее значение предмета
Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение
производить арифметические действия, анализировать, планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать
свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, которое
необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний, умений и навыков, а также
большей успешности в быту. Без базовых знаний по математике и автоматизированных навыков вычислений
обучающиеся будут испытывать значительные трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако
иногда даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение необходимым учебным содержанием
вызывает трудности по разным причинам.
При задержке психического развития эти трудности резко усиливаются. Дети, начавшие школьное обучение, как
правило, затрудняются в порядковом и количественном счете, усвоении пространственно-временных отношений и
понятий. У них отмечается недостаточность планирования, обобщения, снижен познавательный интерес, что негативно
влияет на мотивацию к учебной деятельности.
Обучение предмету «Математика» создает возможности для преодоления перечисленных недостатков. Для обучающихся
с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России»
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» осуществляется за счет разнообразной
предметно-практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления
понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании
умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным
уменьшением количества внешних развернутых действий.
Формирование ориентировочной основы различных математических действий базируется на полноценном овладении
составом числа, которому в 1 классе уделяется очень большое внимание. Помимо перечисленных при обучении
математике решаются и общие коррекционно-развивающие задачи.
Так совершенствование учебного высказывания может реализовываться через обучение ориентировке на поставленный
вопрос при формулировке ответа (например, при решении задачи).
У обучающихся с ЗПР в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления (способность к знаковому
опосредствованию совершаемых действий). Поэтому они могут испытывать трудности в составлении схем, краткой
записи. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению (составление рисунков,
наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, памяток-подсказок, отражающих ход решения задачи и
т.п.) улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.
В ходе обучения осуществляется индивидуальный подход к младшим школьникам с
ЗПР.
Обучающиеся, обнаруживающие относительно большую успешность при изучении материала, выполняют
дополнительные индивидуальные задания. В свою очередь, школьники, испытывающие значительные трудности, могут
получать необходимую помощь на психокоррекционных занятиях.

4

Коррекционно- развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной
компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» в наибольшей степени способствует
коррекции недостатков мышления и улучшению функций планирования. При усвоении программного материала по
математике обучающиеся овладевают определенными способами деятельности: учатся ориентироваться в задании и
проводить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие шаги выполнения работы, контролировать их
правильность, рассказывать о сделанном и давать ему оценку, что способствует развитию и совершенствованию
произвольности.
Для достижения коррекционно-развивающего эффекта настоятельно рекомендуется:
широко
арифметических задач;

использовать

наглядно-практические действия

при

решении

предлагать детям самостоятельно составлять условие задачи;
разбивать составную задачу на простые и решать их последовательно;
при работе с мерами времени широко использовать упражнения, которые позволяют детям
почувствовать длительность того или иного временного отрезка;
при наличии возможности понимать значение схемы широко пользоваться ими как средствами,
облегчающими решение;
по возможности автоматизировать счетные навыки (только после того, как обучающиеся действительно
усвоят состав числа);
при формировании счетного (и любого другого) навыка опираться на все каналы восприятия учебной
информации (слуховой, зрительный, тактильный);
знакомить
выполнением задания;

с

новым материалом

пошагово

с

детальным

руководством

использовать для обучающихся мнестические опоры:наглядные схемы, шаблоны общего хода
выполнения заданий (например: план-схема «решение задачи»).
Систематическое повторение позволяет прочно усвоить новый материал. Обучающиеся с ЗПР, которым рекомендован
вариант 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках математики учитель:
создавал положительный эмоциональный настрой на уроке;
постоянно сам напоминал-проговаривал способ и последовательность решения
задачи;
предупреждал возможные неверные ответы наводящими вопросами;
совершаемые действия.

просил детей проговаривать

5

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
— формировать математические отношения, что являются средством познания закономерностей окружающего мира,
фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность по времени,
образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
— развивать математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах для целостного восприятия
творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— формировать умение владеть математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, что
позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить
логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее
образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют
ФГОС НОО.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в
потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр.,
предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
понимание значения математических
знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной
деятельности;
умение самостоятельно выполнять
определённые
(деятельности), понимая личную ответственность за результат;

учителем

виды

работ

правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и
упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему
здоровью и здоровью других людей.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения
учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме,
использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; выполнять
самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на
уроке и по результатам изучения отдельных тем.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся получит возможность научиться:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять
информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между
объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования
объектов
(чисел, числовых
выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

6

понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура);
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме
(на моделях);
полнее использовать свои творческие возможности;
смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в соответствии с поставленными
целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в
учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся получит возможность научиться:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и
аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые
коммуникативные средства; принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной
математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного
выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся получит возможность научиться:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять
трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот устанавливать
закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в
ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы этой величины
(квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм 2 =
2
2
2
площади в другие;
100 см , 1 м = 100 дм ; переводить одни единицы
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы этой величины
(килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные,
сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и
на 0, выполнять деление вида a: a, 0 : a;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку
арифметических действий умножение и деление (в том числе — деление с остатком);
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах
1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок)
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМ
Учащийся получит возможность научиться:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом
рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

7

преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет,
количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение
числа в несколько раз. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся получит возможность научиться:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся получит возможность научиться:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон; выражать площадь объектов в
разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения
между ними.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся получит возможность научиться:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу
недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами; выстраивать
цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Решение об итогах освоения программы и переводе в следующий класс принимается ПМПк
образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Повторение.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и
результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х · 3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых
значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и
компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Умножение и деление

8

Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные,
тупоугольные.
Решение задач в 1—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование
разделов и тем

Колво
часов
8ч

1

Числа от 1 до 100.
Сложение и
вычитание.
Повторение

2

Числа от 1 до 100.
Табличное
умножение и деление

56 ч

3

Числа от 1 до 100.
Внетабличное
умножение и деление

28 ч

5

Числа от 1 до 1000.
Нумерация

13 ч

Характеристика универсальных учебных действий
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.Донести
свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять
ошибки
с
помощью
учителя.
Добывать
новые
знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий. Донести свою позицию до
других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев. Преобразовывать информацию из одной формы в
другую.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация
нужна
для
решения
учебной
задачи
в
один
шаг.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.Донести
свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Составлять план решения
проблемы
(задачи)
совместно
с
учителем.
Добывать
новые
знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.) Высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация
нужна
для
решения
учебной
задачи
в
один
шаг.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.Донести
свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Составлять план решения
проблемы (учебных задач), проводить рефлексию и самооценку

9

6

Числа от 1 до1000.
Сложение и
вычитание

10 ч

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по
плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с
помощью
учителя.
Добывать
новые
знания: извлекать информацию,
представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий. Донести свою позицию до
других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы

7

Умножение и
деление.

15 ч

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев. Перерабатывать полученную информацию: делать
выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной
формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Слушать
других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.

8

Итоговое повторение

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.Преобразовывать информацию из одной формы в
другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

6ч
Итого
136 ч
№

Наименование разделов и тем

Авторская
программа

Всего часов

к/р

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
Повторение
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и
деление
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и
деление

8

8

1

56

56

3

28

28

2

5

Числа от 1 до 1000. Нумерация

12

13

1

6

Числа от 1 до1000. Сложение и вычитание

11

10

1

7

Умножение и деление.

15

15

1

8

Итоговое повторение

5+1

6

1

Итого

136

136

10

1
2
3

Количество контрольных и проверочных работ
по математике в 3 классе

Четверть

I

II

III

IV

За год

2

2

2

2

8

1

1

№п/п
1

Контрольная работа

2

Итоговая контрольная работа

3

Проверочная работа (тестир.)

1

10

1

2

4

Математический диктант

1
Всего

3

11

3

3

1

2

4

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».