ЗПР 7.2РП 3 кл. окруж. мир

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНА
Заседание ППК
Протокол № 11
от 02 ноября 2022 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УВР МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко

УТВЕРЖДЕНА
И.о .директора МБОУ «Зерновская
средняя школа»
__________ Е.Н.Костенко
Приказ № 393
от 02 ноября 2022 г.

02 ноября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.2)
для обучающегося 3 класса
Предмет
окружающий мир
Уровень
базовый
Железнякова Анастасия Викторовна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 3
2022/2023 учебный год
Количество часов:
Всего 68 ч; в неделю 2 ч

Программа разработана на основе: ФГОС НОО, ООП НОО МБОУ «Зерновская средняя
школа», авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова предметной линии учебников
системы «Школа России»

1

1. Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)
разработана рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2) на основе:
Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ ( редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями и
дополнениями).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО для детей с ОВЗ)).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“
(зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).
Примерной основной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных
учреждений авторская программа А.А. Плешакова« Окружающий мир . 1-4 класс» (УМК «Школа России»).
Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение, как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ЗПР( вид 7.2), обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: 5 лет, за счет введения первого дополнительного
класса. Данный вариант предназначен для образования обучающихся с задержкой психического развития, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных
норм и школьную адаптацию в целом.
Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных
потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2
образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах
пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в
календарнотематическом планировании.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с АООП заключается в формировании начальных
знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.
В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе
нашей страны, её современной жизни;
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической
грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой
природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать
простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Психолого-педагогическая
характеристика
обучающихся
с
задержкой
психического развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех

2

обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся,
испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными
по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при
специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся
при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия
специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих
возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься
с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на
ПМПК.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические
образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости
коррекции психофизического развития;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение
деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на
компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с
учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании
специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и
продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции
обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР,
продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и
социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании
освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
использование
преимущественно
позитивных
средств
стимуляции
деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи,
со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной
организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь
взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
К специальным педагогическим условиям реализации данной программы относятся:
•
учет особенностей психофизического состояния обучающегося;

3

•

обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметно- практической, учебной, путем
изменения способов подачи информации, особой методики предъявления учебных заданий;
•
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений
утомления, истощения;
•
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного
отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению;
•
исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к
эмоциональному травмированию ребенка.
2. Общая характеристика учебного предмета
Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для детей, получающих образование по
варианту 7.2 обусловлено не только «цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой,
способствует формированию картины природного и социального мира. Учащиеся с ЗПР преимущественно не умеют:
вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно
обозначить даже то, что они многократно видели;
задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей
действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной
активности учащихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное
содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе и обществе. Помимо этого достигаются
запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности,
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В соответствии с ФГОС обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой
стране они живут, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны,
закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье,
профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.
Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать
меры по сохранению своего здоровья. Обучение происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир».
Разработана специальная рабочая тетрадь, позволяющая конкретизировать и уточнить учебное содержание. Специфика
познавательной деятельности учащихся и их особые образовательные потребности потребовали внесения весьма
существенных поправок в предложенную учебником последовательность изучения тем.
Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное
восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы,
определяет состояние растительного мира в конкретный сезон, а также обращает внимание учащихся на характер труда
людей, социальные явления.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь
коррекционно-развивающий эффект.
Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитикосинтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется
накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения.
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики
усвоения знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический
опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые
ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебнопознавательных задач, решаемых в
ходе обучения предмету.
Учитель начальных классов может активно привлекать родителей учащегося к изучению предмета «Окружающий мир»,
поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной
компетентности ребенка.
Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор учащихся, он способствует их
социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной активности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

•
•

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

4

•

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей
окружающего мира природы и социума.
•
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира
на Земле.
•
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу,
малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
•
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
•
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
•
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социальнонравственное.
•
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к
самому себе и окружающим людям.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей
1) идея многообразия мира; 2) идея
целостности мира; 3) идея уважения к
миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе
интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина
действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и
как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его
материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется
через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и
человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется
положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми
единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в
программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в
программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании
самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к
рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий
«открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом
используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую
информационнообразовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий,
организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие
непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в лесу, парке, музее и т.
д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности
обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики
начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1)
распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласаопределителя;
2)
моделирование экологических связей с помощью графических и динамических
схем (моделей);
3)
эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в
нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью
специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря,
это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно
продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим
стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной
форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители
обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы,
пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и
получения информации от взрослых.

5

Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее
образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют
ФГОС НОО.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием
городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историкокультурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение
взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и
народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с
многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности,
правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы
учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия
успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и
здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными
сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а
также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении
домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье),
доброжелательное отношение к
окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе
проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем
органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе),
правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным
ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных
этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать
своё
высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные
учителем;

6

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других
компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных
задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем,
рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных
признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов
при
составлении
цепей питания,
схемы
круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными
нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке
сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот
воды в природе, круговорот веществ.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того,
о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть»,
«Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных
особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты Учащийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;

7

различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в
природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и
использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы,
объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего
здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их
указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в
повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного
отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников
(таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить
примеры
достопримечательностей
разных стран, ценить
уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и
обществе
Решение об итогах освоения программы и переводе в следующий класс принимается ПМПк
образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе
(между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление,
воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

8

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу
(отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана
воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов.
Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании
почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате
непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды
растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.
Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая
пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на
животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека.
Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители,
организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды.
Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств
(зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития
скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме.
Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ
жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных
средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в
общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных
знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка,
трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила
поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др.
Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр
для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие
вещества.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана
подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли:
электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

9

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.
Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение.
Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с
различными монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные
достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы,
культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например,
Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Содержание
К-во
Характеристика видов деятельности учащихся
п/п
часов
1
Как устроен мир
6
Познакомятся с разнообразием природы; выделять признаки живых
существ; раскрывать ценность природы для людей, знать, чем человек
отличается от других живых существ; различать внешность человека и его
внутренний мир;
перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие,
память, мышление, воображение),объяснять смысл названия проекта
«Богатства, отданные людям»; называть людей, которые могут служить
примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим
людям, определять место человека в окружающем мире; характеризовать
семью, народ, государство как части общества;
описывать по фотографиям достопримечательности разных стран,
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
изображать экологические связи с помощью моделей, устанавливать
причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью
и состоянием окружающей среды ;приводить примеры отрицательного и
положительного воздействия человека на природу.
УУД: принимать и сохранять целевые установки урока, научатся
классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и
неживой природой; сравнивать объекты природы по известным признакам;
доказывать то или иное положение с помощью учебника или
самостоятельно;
взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
формулировать выводы из изученного материала; осуществлять
самопроверку и оценивать свои достижения на уроке, извлекать из
иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; моделировать
ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички;
анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках,
внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);
взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
формулировать выводы из изученного материала;
осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
определять цель проекта, его этапы и сроки; распределять обязанности по
проекту (в парах, в группах, в классах), определять свои обязанности (свой
вклад в общую работу). выбирать форму работы и способ оформления
результатов проекта в соответствии с характером и объемом работы,
сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать
таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о
многообразии и единстве стран и народов современном мире; осуществлять
самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; использовать
дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в
соответствии с учебным заданием.
2

Эта
удивительная

18

Раскрывать понятия «тела», «вещества», «частицы»; приводить примеры
естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных

10

природа

веществ; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара,
крахмала, кислоты; проводить наблюдения и ставить опыты, используя
лабораторное оборудование, исследовать с помощью опытов свойства
воздуха, исследовать с помощью опытов свойства воды, моделировать
круговорот воды в природе, обнаруживать взаимосвязи между живой и
неживой природой, моделировать и использовать для объяснения
необходимости бережного отношения к природе
Наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента
Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать
полученные данные для проверки выдвинутых гипотез , приводить
примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя
Обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и
человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для
объяснения необходимости бережного отношения к природе., объяснять,
что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать
взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для
объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять
растения, оценивать поступки людей по отношению к природе; приводить
примеры растений из Красной книги России.
Классифицировать животных и их групповые признаки. Уметь относить
животное к определённой группе, составлять цепи питания, находить в
краеведческой литературе материалы о природе родного края
Объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей,
различать съедобные и несъедобные грибы
Объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ
УУД: понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их
выполнять, классифицировать тела и вещества; выдвигать предложения
(гипотезы) и доказывать их; взаимодействовать в паре при выполнении
учебных заданий; формулировать выводы из изученного материала;
осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;
использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания
рисунков, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке, анализировать схему
(диаграмму) с целью определения состава воздуха; извлекать из текста
информацию в соответствии с заданием. анализировать схемы и применять
их для объяснения свойств воды; доказывать предложения, различать три
состояния воды; моделировать круговорот воды в природе; анализировать
рисунок-схему, высказывать предложения о состояниях воды в природе;,
формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования
облаков и выпадении дождя, рассказывать о загрязнении воды с помощью
модели, высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду;
моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами
твердых тел при нагревании и уменьшение –при охлаждении; высказывать
предложения о причинах разрушения горных пород в природе; готовить
рассказ на основе наблюдений; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на
уроке; на основе схемы моделировать связи почвы и растений.
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на
уроке;, доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что
растение очень разнообразны; классифицировать растения из
предложенного списка., наблюдать в природе, как распространяются семена
деревьев; выявлять роль животных в размножении и развитии растений,
выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и
со взрослыми;
планировать свои действия в течение урока.
Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп.
Работать с электронным приложением к учебнику .Анализировать схемы
питания,
работать с терминологическим словариком. Совместно со взрослыми
делать фотографии, находить материалы о природе родного края.,
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ
информации презентовать полученную информацию

11

Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве.
Давать характеристику разным группам по способам размножения.
С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять
животных, занесенных в Красную книгу, моделировать различие грибовдвойников, находить дополнительный материал о грибах, обсуждать
опасность исчезновения одного из звеньев.
3

Мы и наше
здоровье

10

4

Наша
безопасность

7

Объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать
связь между их строением и работой. Рассказывать об органах чувств по
плану
Объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при
небольших повреждениях кожи. Объяснять строение и принципы работы
опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку,
строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять
правила рационального питания, строение и принципы работы дыхательной
и кровеносной систем, измерять пульс. Закаливать организм, предупреждать
болезни
Сформулировать правила ЗОЖ, выполнять тесты с выбором ответа
УУД:
Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые
вопросы, оценивать свои достижения. Анализировать схемы расположения
органов человека, выполнять практическую работу, характеризовать
системы органов человека, показывать расположение внутренних органов
на своем теле, работать с терминологическим словарём, отвечать на
итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе,
самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по
предложенному плану; использовать тексты и иллюстрации учебника,
другие источники информации для поиска ответов на вопросы. Работать в
паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану. Делать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять
самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне
его. Обсуждать правила рационального питания, составлять меню
здорового питания.
Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение
кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи.
Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться
измерять пульс, работать со взрослыми. Составлять инструкцию по
предупреждению инфекционных болезней, находить дополнительный
материал о профилактике заболеваний. Осознанно и произвольно строить
сообщения в письменной форме творческого характера. Характеризовать
факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку.
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их.
Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми
приборами.
Соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста,
пассажира.
Различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям
Находить в Интернете и других источниках информации сведения о
Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны,
МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов, готовить
проект и презентовать его на уроке с использованием иллюстраций.
Правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях.
Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и
грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными.
Соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.
УУД:
Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока,
отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы
одноклассников, моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и
утечке газа в виде схем и ролевой игры, работать с терминологическим
словариком.
Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации,

12

5

Чему учит
экономика

12

ролевыми играми демонстрировать свои знания правил.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.
Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы, находить
в Интернете информацию, оформлять собранные материалы в виде стенда.
Обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми,
опрашивать о мерах предосторожности, учиться отличать гадюку от ужа,
ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях.
Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране
природы.
Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке. Формирование адекватной оценки своих
достижений, презентовать свой проект
Раскрывать роль экономики в нашей жизни, роль природных богатств и
труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в
хозяйственной деятельности человека. Различать важнейшие полезные
ископаемые.
Объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются
Объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются
Различать отрасли промышленност., объяснять, что такое деньги, различать
денежные единицы некоторых стран, объяснять, что такое государственный
бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны.
Объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как
ведется хозяйство семьи.
Обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие
экологические прогнозы.
УУД:
-Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на
итоговые вопросы, оценивать свои достижения, различать товары и услуги,
приводить примеры; раскрывать понятия «экономика», «потребности»,
«товары»; прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий,
раскрывать роль природных богатств для экономики.
Определять полезные ископаемые с помощью атласа, рассказывать об
особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие
полезные ископаемые добывают у нас.
Коммуникативные УУД:
строить монологическое высказывание, осуществлять сотрудничество с
учителем и со сверстниками
исследовать растение и описать его по плану.
Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством, рассказывать
о роли выращивания культурных растений.
Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных, выявлять
связь животноводства и растениеводства. Собирать информацию об
экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки,
презентации.
Раскрывать роль денег в экономике, характеризовать виды обмена
товарами, находить информацию об истории денег в других источниках,
выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. Выявлять сходство и
различие государственного бюджета и семейного, моделировать семейный
бюджет.
Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии, моделировать
экологические прогнозы, выяснить у взрослых об экологических мерах в
регионе.
Оценивать результаты проекта и свою роль в его создании.

6

Путешествие по
городам и
странам

15

Находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость
бережного отношения к памятникам истории и культуры, находить и
показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры
достопримечательностей разных стран
Рассказывать о стране по физической и политической картам. Ценить
памятники истории и культуры, выполнять тесты с выбором ответа.
выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами.

13

УУД:
Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои
достижения на уроке, самостоятельно планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную тему. Формировать адекватную
самооценку. Принимать мнение других членов группы, работать в группе,
договариваться о распределение функций и ролей в совместной
деятельности. С помощью Интернета готовить сообщения о городах,
находить фотографии этих городов, моделировать маршрут Золотого
кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры.
Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. С
помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах.
Презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.
Соотносить государства и флаги, составлять вопросы викторины по
странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран.
Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о
странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы.
Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о
странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции.
Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и
рассказывать о достопримечательностях.
Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные
знания.
Выполнять тесты с выбором ответа. Самостоятельно готовить выступление
по проекту, находить дополнительный интересный материал из различных
источников. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать
их наглядными материалами.
Итого

68

№
п/
п

Содержание

Кол-во часов
по авторской
программе

К-во часов
по рабочей
программе

1
2
3
4
5
6

Как устроен мир
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествие по городам и
странам

6
18
10
7
12
15

6
18
10
7
12
15

Итого

68

68

Выполнение практической части программы
проекты
Провероч
Контрольные
ные работы
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
6

14

3

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».