ЗПР 7.2РП 3 кл. лит. чт.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНА
Заседание ППК
Протокол № 11
от 02 ноября 2022 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УВР МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко

УТВЕРЖДЕНА
И.о .директора МБОУ «Зерновская
средняя школа»
__________ Е.Н.Костенко
Приказ № 393
от 02 ноября 2022 г.

02 ноября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение
по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.2)
для обучающегося 3 класса
Предмет
литературное чтение
Уровень
базовый
Железнякова Анастасия Викторовна
Ф.И.О. учителя-разработчика

2022/2023 учебный год
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс

3

Количество часов:
Всего 102 ч; в неделю 3 ч

Программа разработана на основе: ФГОС НОО, ООП НОО МБОУ «Зерновская
средняя школа», авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,
В.Г.Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской М.В. Бойкиной предметной
линии учебников системы «Школа России»

1

1. Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)
разработана рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2) на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ ( редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями и
дополнениями).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО для детей с ОВЗ)).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья“ (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).
Примерной АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития, одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Адаптированной основной образовательной программы (АООП) начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (ЗПР);
Содержание образования на начальном уровне обучения обеспечивает введение в действие и реализацию требований
ФГОС начального общего образования, обеспечивает целостное восприятие мира, деятельностный подход и
индивидуализацию обучения по каждому предмету.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение, как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ЗПР, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса «Школа России» для 1-4 классов, авторских
рабочих программ В.Г.Горецкого, В.А. Корюшкина, А.Ф. Шанько «Обучение грамоте» и по литературному чтению Л.Ф.
Климановой, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России») (М., Просвещение, 2011 год);
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В.
Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2 ч.В.
Бойкина – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение. Л.Ф. Климанова, В.Горецкий, М.В. Голованова и др. Литературное
чтение. 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч.– М.: Просвещение.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся,
испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными
по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при
специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся
при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической)
коррекционной помощи.

2

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия
специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям
и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с
дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на
ПМПК.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические
образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости
коррекции психофизического развития;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение
деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на
компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с
учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании
специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и
продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции
обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР,
продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и
социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании
освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование
преимущественно
позитивных
средств
стимуляции
деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи,
со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной
организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
К специальным педагогическим условиям реализации данной программы относятся:
•
учет особенностей психофизического состояния обучающегося;
•
обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметно- практической, учебной, путем
изменения способов подачи информации, особой методики предъявления учебных заданий;
•
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений
утомления, истощения;
•
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного
отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению;

•

исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному
травмированию ребенка.

3

«Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей
введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской
компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных
потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении
к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении
учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у учащихся навыков чтения и
понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с
недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями
порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных
операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми
образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез; формировать, закреплять и постепенно
совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и
представлений, полученных при чтении;
формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и
логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и
воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
преодолевать недостатки в развитии речи учащихся, формировать речевые умения и навыки;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать
мыслительную деятельность и познавательную активность;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
формировать приемы
умственной
деятельности,
овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);

необходимые

для

способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих
преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются
следующим образом:
учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства
(при составлении звуковых схем, схем предложения);
формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно
понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
учить элементам выразительного чтения;
учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать
содержание прослушанного;
учить использовать формы речевого этикета;
познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для
восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или
впечатлений;

4

развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать
мыслительную деятельность и познавательную активность;
воспитывать интерес к книгам и чтению;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: 5 лет, за счет введения первого дополнительного
класса. Данный вариант предназначен для образования обучающихся с задержкой психического развития, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм
и школьную адаптацию в целом.
2. Общая характеристика учебного предмета и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего
школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной
социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость
учащегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья
овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со
сложной структурной организацией чтения.
У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом
дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука
в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности
затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР
не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются
недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с
ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам
начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие
учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое
высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты,
самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др. Работа на уроке направлена на
формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения.
Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл
прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении различными
выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий
пересказ, уметь воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий
успешного обучения. Уметь различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений
слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Уметь отличать
связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл
текста в целом также является необходимым школьным навыком.
Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь,
уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР
с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых
слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль,
установить временные, причинно- следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и,
следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию
учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на
весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционноразвивающей работы, направленную на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с
ЗПР.

5

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов
предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в
усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
помогает усвоению программного материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами,
значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение
словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на
уроках «Окружающий мир».
Кроме того изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности. Развитие
речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях
и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует навык чтения и
умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию
ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной
школы.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и
эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию
личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами
поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются
умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей,
работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить
информацию в словарях, справочниках.

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее
образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют
ФГОС НОО.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта
слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка
умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному
коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения
избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

6

наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты Учащийся научится:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной ин- формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения
речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления причинноследственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь
свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей
цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты Учащийся научится:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях,
окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
выработка потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого
развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литера- туру, пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных,
учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —
характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.
Решение об итогах освоения программы и переводе в следующий класс принимается ПМПк
образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Виды речевой и читательской деятельности

7

Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по
прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых
умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп
чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического
слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру
произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её
названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста
на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах
на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или
оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные
издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью
учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении
любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов,
антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для
данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка
персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя
произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на
основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных
мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста,
озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых
слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте,

8

позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход
развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным,учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей
учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление
текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на
них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой
форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное
пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной
выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
(синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий
рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров
героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о
животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков
детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной и зарубежной литературы, доступными
для восприятия младших школьников.Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов
Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная,
справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.Основные темы детского чтения: фольклор
разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов,
антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор
(рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли,
отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ),
описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного
произведения (ритм, рифма).Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы,
поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные.
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.Рассказ,
стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными
средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,
инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с

9

деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
(текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои
впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить
литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п
/п

Содержание

Кол-во
часов

Характеристика универсальных учебных действий
формулировать учебную задачу и стараться её выполнить,
Читать в соответствии с целью чтения,
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал,
фиксировать причины неудач, пути их исправления; анализировать
литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные
творческие способности, строить рассуждения и доказательство своей
точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к
альтернативному мнению
Читать в соответствии с целью чтения,
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал,
фиксировать причины неудач, пути их исправления, анализировать
литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные
творческие способности.
Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8
предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать
в паре и группе.
Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их
назначение в тексте,
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать
её, сохранять на протяжении всего урока,
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8
предложений, проявлять активность и стремление высказываться,
задавать вопросы
Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать
их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

2

Самое великое
чудо на свете

4

3

Устное
народное
творчество

9

4

Поэтическая
тетрадь № 1

8

5

Великие
русские
писатели

20

6

Поэтическая
тетрадь № 2

5

Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического),
осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую
информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы,
лесенки, баллы и пр.),
Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы.
Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать
их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,
выразительно наизусть и пр.).

10

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре)
Литературные
сказки

7

8

Былинебылицы

6

9

Поэтическая
тетрадь № 3

4

10

Люби живое

14

11

Поэтическая

5

7

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную)
для подготовки к урокам литературного чтения.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных
проектов, тем для сочинений и др.).
Определять основную идею произведения (эпического и лирического),
осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую
информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям произведения,
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать
агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в
случае несогласия
Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы,
лесенки, баллы и пр.).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «-», «?»).
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять
задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов
учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения,
формулировать её, сравнивать мотивы героев поступков из одного
литературного произведения, выявлять особенности их поведения в
зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей
точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и
инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности
бесконфликтной деятельности
Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их
назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих
творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между
собой, называя общее и различное
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области
поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и
понимает, часто к ней обращается. Понимать назначение изобразительновыразительных средств в литературных произведениях, в частности
сравнений и эпитетов.
Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную
работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внешней речи.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через
учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть
Интернет, периодику и СМИ.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного
поведения литературных героев, делать на основе этого вы анализировать
литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения, формулировать её, сравнивать
мотивы героев поступков из одного литературного произведения,
выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить
рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 78 предложений.
Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла
произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного
литературного произведения, выявлять особенности их поведения в
зависимости от мотива.
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе
или паре
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области

11

тетрадь № 4

12

Собирай по
ягодке наберёшь
кузовок

10

13

По страницам
детских
журналов

4

14

Зарубежная
литература

6

Итого

№п/п

2

поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и
понимает, часто к ней обращается, понимать назначение изобразительновыразительных средств в литературных произведениях, в частности
сравнений и эпитетов.
Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную
работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через
учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть
Интернет, периодику и СМИ.
Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор
рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать
значение юмора для отдыха, применять в своих высказываниях
пословицы и поговорки,
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и
инсценировании,
выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям
произведения.
Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы, оценивать достижения участников групповой.
Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных
жизненных ситуациях на основе нравственных норм.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,
выразительно наизусть и пр.)
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять
задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную)
для подготовки к урокам литературного чтения.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и
инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,
выразительно наизусть и пр.).
Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме.
Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать
агрессивного поведения, предлагать компромиссы
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через
учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть
Интернет, периодику и СМИ. Готовить небольшую презентацию (6-7
слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае
затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и
изображения.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического),
осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую
информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её,
сохранять на протяжении всего урока

102

Содержание

Самое великое чудо на свете

Кол-во
часов в авторской
программе

Количество
часов в рабочей
программе

2

4

12

Проекты

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь № 1
Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь № 2
Литературные сказки
Были-небылицы
Поэтическая тетрадь № 3
Люби живое
Поэтическая тетрадь № 4
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

14
11
26
6
9
10
6
16
8
12

9
8
20
5
7
6
4
14
5
10

13
14

По страницам детских журналов
Зарубежная литература
Итого

8
8
136

4
6
102

Примечание: Проверка техники чтения по 5 параметрам проводится учителем 1 раз в четверть
Класс

3 класс

Чтение «вслух» в конце года

65-70 слов

Чтение «про себя» в конце года

85-90 слов

Наизусть

10-12 стихотворений

13

2

1

3

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».