ЗПР 7.2 РП рус. яз. 3 кл.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНА
Заседание ППК
Протокол № 11
от 02 ноября 2022 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УВР МБОУ «Зерновская
средняя школа »
_________ Е. Н. Костенко

УТВЕРЖДЕНА
И.о .директора МБОУ «Зерновская
средняя школа»
__________ Е.Н.Костенко
Приказ № 393
от 02 ноября 2022 г.

02 ноября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский язык
по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.2)
для обучающегося 3 класса
Предмет
русский язык
Уровень
базовый
Железнякова Анастасия Викторовна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 3
2022/2023 учебный год
Количество часов:
Всего 136 ч; в неделю 4 ч

Программа разработана на основе: ФГОС НОО, ООП НОО МБОУ «Зерновская средняя школа»,
авторской программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной предметной
линии учебников системы «Школа России»

1

1. Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)
разработана рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2) на основе:
Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ ( редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями и
дополнениями).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО для детей с ОВЗ)).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья“ (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).
Адаптированной основной образовательной программы (АООП) начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (ЗПР);
авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В.
«Русский язык» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1- 4 классы;
Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение».) и является приложением к Адаптированной
основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2)
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей,
учащихся с ЗПР.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». «Русский язык» в начальной школе
является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие школьников. Он способствует повышению
коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР. Программа отражает содержание
обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета
раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания
по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного
письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и
речевому творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с
недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения
связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической
(замещающей) функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми
образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и
представлений об окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и
связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка
(наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебнопознавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;

2

способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих
преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение
грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной
социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с
самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом
«Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям.
Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания
нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации речевой деятельности.
При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут
устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки
словоизменения (формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование
слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей недостаточен интерес к звучащему слову, его
следует стимулировать и поощрять. Они нередко продолжают демонстрировать слабые языковые способности и
недостаточные речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные
фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи
просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. У учащихся с ЗПР могут наблюдаться
нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, не скорригированные в
период предшествующего обучения.
Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но
и других недостатков развития, типичных для учащихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на
контингент с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии,
равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество
обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.
Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для
учащихся, подбирать дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более
сильных учеников, уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п.
В ходе обучения младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и
пунктуации, совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного
высказывания..
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: 5 лет, за счет введения первого дополнительного
класса. Данный вариант предназначен для образования обучающихся с задержкой психического развития, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм
и школьную адаптацию в целом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Метапредметные результаты освоения РП для обучающихся 3 класса по учебному предмету «Русский язык» включают
осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
метапредметные результаты обозначены следующим образом
Сформированные
познавательные
универсальные учебные
действия проявляются
возможностью:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием
ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную
форму;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

3

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых
понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по
заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической
задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать
их
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи,
представленной на наглядно- образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную
инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации
(в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые
коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы
преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения,
соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность,
последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; участвовать в диалоге, общей беседе,
совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; -учитывать разные
мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли,
советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить
монологическое
высказывание с
учётом поставленной
коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции,
мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и
т.п.);
задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем
отрезок времени;
словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в
умениях:
– слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны
одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации
проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия.

4

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать.
Решение об итогах освоения программы и переводе в следующий класс принимается ПМПк
образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов.
Личностные результаты освоения для 3 класса по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:
принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов
учебной деятельности;
формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);
развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей (одноклассников);
развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
овладении навыками коммуникации (с
учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения РП для обучающихся 3 класса по учебному предмету «Русский язык» включают
осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
метапредметные результаты обозначены следующим образом
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на
заданный образец);
кодировать
и
перекодировать информацию (заменять
графическим символом и пр.);
осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);
сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям
(гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные- прописные);

звук

буквой,

обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать
и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор
слов к схеме, предполагающей стечение согласных);
различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый
и
итоговый
контроль
результатов
под
руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции,
мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и
т.п.);
задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем
отрезок времени; словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в
умениях:
– слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны
одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации
проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать.

5

Предметные результаты
В конце третьего класса обучающийся:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать
основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые
и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный
твёрдый — мягкий, парный
—
непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме
изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки,в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с
непроиз носимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами
литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный
твёрдый — мягкий, парный
—
непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме
изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
письме небуквенными графическими средствами:
пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

пользоваться при

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Язык и речь
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении
и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление).
Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление
представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении,
предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы
(обобщение и углубление представлений).
Состав слова
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными
на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и
приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи
Части речи
Повторение и углубление представлений о частях речи.
Имя существительное
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род
имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в
прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение

6

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных
звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных
звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных
звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный
твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги.
Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного
русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме
разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,
ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца),
пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об
однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,
фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных
слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов
с омонимичными корнями.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и
неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён
существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени
существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных.
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы
имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование
имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов,
отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее
время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и
второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в
словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ
простого предложения с двумя главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки
орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквыорфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом
ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание
и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на
определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.Последовательность
предложений в тексте.

7

Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста
(абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и
самостоятельно составленным планам.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение
подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинениерассуждение.
Слова с непроверяемыми написаниями.
Береза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, заяц, земляника, капуста,
карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата,
магазин, малина, мебель, медведь, мороз, Москва, народ, обед, овес, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина,
пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета,
растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, собака, солома, сорока, союз, ужин, улица,
урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название
разделов и тем

Характеристика универсальных учебных действий

Количество
часов

№
п/п

1

Язык и речь

2ч

2

Текст.
Предложение.
Словосочетание

11ч

3

Слово в языке и
речи

18 ч

Различать виды речи, анализировать высказывания о русском языке, выяснять
значение слова язык, размышление о языке, анализировать высказывания о
русском языке.
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, использовать общие
приемы решения задач, задавать вопросы,формулировать и удерживать учебную
задачу, использовать общие приемы решения задач, уметь просить о помощи,
обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Различать текст и предложение, подбирать заголовки к тексту, определять типы
текстов, восстанавливать деформированный текс, устанавливать правильную
интонацию, находить в тексте обращение, ставить знаки препинания в
предложения с обращениями. Составлять диалоги, включающих обращение,
определять главные и второстепенные члены предложений , различать простое
и сложное предложения, устанавливать связь слов в предложении. Различать
словосочетание и предложение, находить главное и зависимое слово в
словосочетаниях, составлять схемы словосочетаний.
Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила,
поиск и выделение информации, ставить вопросы и обращаться за помощью,
формировать учебную задачу, применять установленные правила, использовать
общие приёмы решения задач, уметь просить о помощи, обращаться за помощью,
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, использовать
знаково-символические средства и применять знания, умения и навыки, уметь
задавать вопросы, адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности, слушать собеседника, удерживать внимание, самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель, задавать вопросы, проявлять
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных
задач, использовать общие приемы решения задач и применять полученные
умения и навыки, устанавливать соответствие полученного результата
поставленной цели, строить понятные для партнёра высказывания, осознанно и
произвольно строить свои сообщения, обработка информации, осознанное и
правильное чтение и написание; выполнять учебные действия в громкоречевой
форме.
Узнавать в тексте незнакомые слова, распознавать в речи однозначные и
многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, выяснять
лексическое значение слов, работать со словарями. Правильно писатьслова с
непроверяемыми написаниями Распознавать части речи с опорой на таблицу,
определять грамматические признаки частей речи, Распознавать однокоренные

8

4

Состав слова

37ч

слова, выделять в них корень.
Различать слово и слог, букву и звук, правильно определять количество слогов в
словах, определять буквы для обозначения безударного гласного звука в словах,
определять качественную характеристику гласных и согласных звуков,
определять наличие в словах изученных орфограмм, подбирать проверочные
слова с заданной орфограммой.
Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила,
поиск и выделение информации, ставить вопросы и обращаться за помощью,
формировать учебную задачу, применять установленные правила, использовать
общие приёмы решения задач, уметь просить о помощи, обращаться за помощью,
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, использовать
знаково-символические средства и применять знания, умения и навыки, уметь
задавать вопросы, адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности, слушать собеседника, удерживать внимание, самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель, задавать вопросы, проявлять
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных
задач, использовать общие приемы решения задач и применять полученные
умения и навыки, устанавливать соответствие полученного результата
поставленной цели, строить понятные для партнёра высказывания, осознанно и
произвольно строить свои сообщения, обработка информации, осознанное и
правильное чтение и написание; выполнять учебные действия в громкоречевой
форме, анализировать информацию
Различать однокоренные слова и выделять в них корень слова, одинаково писать
гласные и согласные в корне
однокоренных слов, подбирать примеры
однокоренных слов.
Изменять форму слова, уметь выделять окончание, в том числе нулевое,
формулировать определение приставки и суффикса, находить их в словах,
образовывать новые слова, выделить основу слова, проводить разбор слов по
составу.
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием, использовать знаковосимволические средства,
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
формах,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблем различного характера, формулировать проблемы, адекватно
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, применять
установленные правила в планировании способа решения, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
сделанных ошибок, умение слушать собеседника, формулировать свои
затруднения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем
различного характера.
Правильно писать орфограммы в любой части слова, выделять части слова,
пользоваться таблицей для нахождения орфограммы и ее проверки определять в
словах наличие изученных и изучаемых орфограмм, ставить перед собой
орфографическую задачу, определять пути ее решения, подбирать проверочные
слова с заданной орфограммой, объяснять, доказывать правильность написания
слов с изучаемой орфограммой, обсуждать алгоритм действия в практической
деятельности ,работать с орфографическим словарем, группировать слова по
типу орфограммы и по месту орфограммы в слове, обозначать буквой парный
согласный в корне, приводить примеры слов с изучаемой орфограммой,
осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при проверке выполнения
письменной работы, определение типа текста, его структуру, писать изложение в
соответствии с поставленной задачей, писать слова с удвоенными согласными,
писать
слова с суффиксом –ок- после шипящих, писать приставки,
оканчивающихся на парный по глухости-звонкости согласный, выполнять
звукобуквенный анализ слов, писать слова с суффиксами, писать слова с
предлогами и приставками, знать значение фразеологизмов, научатся писать
слова с разделительным твердым знаком, сопоставлять с разделительным мягким
знаком.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; предвосхищать
результат, использовать общие приемы решения задач, поиск и выделение
необходимой информации из рисунков и схем, формулировать собственное

9

5

Части речи

61 ч

мнение и позицию; определять цели, функции участников, способов
взаимодействия, определять общую цель и пути её достижения, использовать
общие приемы решения задач; поиск и выделение необходимой информации из
рисунков и схем; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, извлечение необходимой
информации из различных источников. строить монологичное высказывание,
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров,
составлять план и последовательность действий и предвосхищать результат;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Классифицировать части речи, воспроизводят знания об имени существительном
как части речи, подбирать примеры имен существительным по родовым
признакам,
определяют лексического значения многозначных слов, распознавание имен
существительных среди однокоренных слов, ставить вопросы в словосочетаниях ,
выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по
вопросу и значению), знакомство с словами-архаизмами, подбирать синонимы,
самостоятельно составить план текста,
подбирать заголовок к
тексту,
распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять
значение имен собственных, писать заглавную букву в именах собственных,
правильно оформлять написанные предложения (большая буква в начале
предложения, в именах собственных), анализировать уместность использования
восклицательного знака в конце предложения, распознавать собственные и
нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных,
определять числа имен существительных; работать с текстом: определять тему,
главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану ,
правильно писать слова с непроверяемым написанием, определять род имен
существительных,
роль мягкого знака в слове, правильно записывать имена
существительные с шипящим на конце, определять падеж существительных,
самостоятельно строить высказывания по теме урока,
делать морфологический разбор имен существительных
пользуясь Памяткой учебника.
Знать признаки имен прилагательных, распознавать имена прилагательных в
тексте среди других частей речи
устанавливать связь имен существительных с именами прилагательными,
распознавать и писать сложные имена прилагательные, распознавать имена
прилагательные среди однокоренных слов, образовывать имена прилагательные ,
обозначающие цвета и оттенки цветов, правописание имен прилагательных,
входящих в собственные названия, распознавать синтаксическую роль имен
прилагательных в предложении, составлять словосочетания имен прилагательных
с именами существительными,
определить род, число и падеж имен прилагательных в единственном числе,
установить зависимость рода имени прилагательного от рода имени
существительного
правильно писать родовые окончания имен прилагательных, изменять имена
прилагательные по числам.
Формулировать определение и распознавать личные местоимения в тексте,
работать с таблицей личных местоимений, заменять имена существительные
местоимениями,
определять грамматические признаки личных местоимений, изменять по родам
местоимения 3-го лица ед.ч.
Формировать знания о глаголе как части речи, распознавать глаголы среди других
частей речи, определять роль глаголов в предложении и в тексте, уметь ставить к
ним вопросы
находить глаголы в прямом и переносном значении, подбор синонимов и
антонимов
знать особенности глаголов в неопределенной форме, распознавание этих
глаголов
совершенствовать умения писать слова с изученными орфограммами,
изменять глаголы по числам, ставить вопросы к глаголам единственного и
множественного числа
определять признаков глаголов: число, время, лицо, род
написание глаголов с окончаниями –ешь, -ишь
правильно записывать родовые окончания глаголов прошедшего времени,
выделять суффикс –л-, раздельное написание частицы не с глаголами, делать

10

морфологический разбор глагола , пользуясь памяткой учебника, знать написание
слов с непроверяемыми орфограммам, составлять текст по рисунку.
Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила,
поиск и выделение информации, ставить вопросы и обращаться за помощью,
формировать учебную задачу, применять установленные правила, использовать
общие приёмы решения задач, уметь просить о помощи, обращаться за помощью,
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, использовать
знаково-символические средства и применять знания, умения и навыки, уметь
задавать вопросы, адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности, слушать собеседника, удерживать внимание, самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель, задавать вопросы, проявлять
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных
задач, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели,
строить понятные для партнёра высказывания, выполнять учебные действия в
громкоречевой форме, анализировать информацию;: уметь использовать речь для
регуляции своего действия, выбирать действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии
разных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию, строить
монологическое высказывание.
Повторение

6

7ч

Итого:

Осознавать роль языка и речи в жизни человека, анализировать текст, отбирать
содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста,
выбирать опорные слова, правильно писать слова с приставками, предлогами
подбирать проверочные слова с заданной орфограммой, объяснять, доказывать
правильность написания слов с изучаемой орфограммой, подбор проверочного
слова, постановка ударения, грамотно излагать материал, записывать и проверять
написанное.
Анализировать, делать выводы, сравнивать, умение слушать и понимать речь
других, составлять план и последовательность действий, использовать
установленные правила, определять общую цель и пути её достижения, сличать
способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона, контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности, проявлять активность для решения коммуникативных и
познавательных задач, Регулятивные: формулировать и удерживать учебную
задачу; применять установленные правила; использовать знаково- символические
средства; ализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её
с позициями партнеров.

136 ч

Количество контрольных и проверочных работ по русскому языку в 3 классе

1
2

Язык и речь
Текст. Предложение.
Словосочетание

2ч
14ч

2ч
14ч

1

3
4
5
6

Слово в языке и речи
Состав слова
Части речи
Повторение

17ч
47ч
75ч
15ч

17ч
47ч
75ч
15ч

1
1

1
2
3
1

1

170ч

170ч

2

8

1

Итого:

11

1
1
2

Проект

Изложение

Контрольна
я работа

Проверочна
я работа
(тестир.)

Контрольные работы

Списывание

Рабочая
программа

Количество часов

Авторская
программа

Название раздела

1
2
3
6

Четверть

I
II
III
IV

Объем
диктанта

Объем текста
для
списывания

40-45слов
45-50слов
50-55слов
55-60слов

50-55 слов
55-60 слов
60-65 слов
65-70 слов

Объем текста
для
изложения-

Словарные
диктанты
Один раз в
четверть

70-75
75-80
75-80
80-85 слов

12

Объем
словарных
диктантов
10-12слов

Проекты

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».