ДООП ДО

Рассмотрена и рекомендована
педагогическим советом МБОУ
«Зерновская средняя школа»
Протокол № 07 от 29.08.2018 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ
«Зерновская средняя школа»
от 29.08.2018 г., № 192

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Срок реализации – 1 год

Содержание:
1.

Пояснительная записка

2.

Содержание
программ

3.

дополнительных

3
общеобразовательных

общеразвивающих
7

Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
11

2

1.
Пояснительная записка
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в
качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего
формированию разносторонне - развитой личности, отличающейся неповторимостью,
оригинальностью.
Анализ социокультурной ситуации:
МБОУ «Зерновская средняя школа» расположена в селе Зерновое Сакского района
Республики Крым. Недалеко расположен Дом Культуры, в котором действуют вокальная и
хореографическая студия, сельская библиотека семейного чтения. Это те культурно - досуговые
учреждения, с которыми непосредственно сотрудничает школа, что позволяет успешно решать
проблемы профилактики асоциального поведения детей и подростков, а так же задачи духовного,
нравственного, эстетического и творческого развития и воспитания подрастающего поколения.
Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более противоречивым и
сложным. Меняется мир, меняются взгляды, суждения и социальные ценности общества. Поэтому
воспитание детей и подростков, их нравственное становление и самоопределение в современных
условиях реализуется в сложных экономических и политических условиях. Анализ всех сфер
жизнедеятельности нашего села указал на обострение существующих в обществе проблем.
Производственный кризис вызвал расслоение общества, снижение качества жизни большинства
населения и другие негативные последствия: наблюдается рост безработицы, повышение уровня
преступности. Все чаще подростки испытывают комплекс неполноценности и пытаются
компенсировать это чувство проявлением агрессивности в межличностных отношениях. В этих
сложных условиях МБОУ «Зерновская средняя школа» было и остается одним из учреждений,
которое обеспечивает возможности для развития гармонической личности. Сложившаяся ситуация
выдвигает перед нашими педагогами проблему детального изучения интересов и потребностей
ребенка, нахождение способов реализации этих потребностей
Школа помогает учащимся развивать свой творческий потенциал, ориентирует па будущую
профессию и обеспечивает интересный и разнообразный досуг детей через воспитательные задачи
основного образования, внеурочную деятельность, внешкольные воспитательные мероприятия и
дополнительное образование. Учитывая вышесказанное, в школе сложилась образовательная
система, имеющая многофункциональную, многоуровневую структуру. МБОУ «Зерновская
средняя школа», являясь субъектом образовательного пространства выполняет социальный заказ
детей, родителей, педагогов по созданию социально-педагогических условий для занятий
творчеством, личностного развития, укрепления здоровья, творческого самовыражения
талантливых детей, организации интересного полезного досуга во внеурочное время, социальной
адаптации и защиты, формирование гражданина Отечества.
Деятельность школы ориентирована на осуществление комплексного потенциала
образовательного процесса: обучение, воспитание и развитие ребенка. Обучение направлено на
решение практических проблем, возникающих потребностей развития общества и интересов
обучающихся. Приоритетным направлением развития школы является духовно - нравственное
развитие учащихся, поэтому воспитание направлено на формирование социально-значимых
ценностей и образцов гражданского поведения. Процесс развития взаимообусловлен созданием
"ситуации успеха" для каждого ребенка, что благотворно сказывается на его личностном
становлении.
Обращаясь к данным социального паспорта и социологического опроса, отражающим
отношение участников образовательного процесса к содержанию образовательных услуг,
предоставляемых школой, мы провели анализ. По мнению родителей, ведущими аспектами
образовательной деятельности должны быть: развитие творческого потенциала, целенаправленная
организация досуга детей, укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и
не менее важный аспект - бесплатное обучение. Мы должны опираться на интересы учащихся и их
родителей, поэтому необходим постоянный поиск новых форм и методов развития творческих
способностей детей, обеспечение полноценного и интересного их досуга, т.е. необходимо
обновлять содержание образования: и отстаивать бесплатное обучение.

5

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное
образование, но и дополнительное, которое является неотъемлемой частью системы непрерывного
образования и направлено на развитие способностей, талантов детей, учащейся молодежи,
удовлетворение их интересов, духовных запросов и потребностей.
Современная система дополнительного образования предоставляет возможность учащимся
заниматься художественным и техническим творчеством, туристско- краеведческой и
эколого-натуралистической деятельностью. спортом и исследовательской работой. Одним из
наиболее распространенных структурных подразделений системы внешкольного образования
является кружок.
Дополнительное образование в МБОУ «Зерновская средняя школа» планируется с целью
расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их
индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью
организации их досуга.
Должна служить средством профессиональной ориентации учащихся и переплетаться с
образовательными и воспитательными задачами.
Кружки, особенно предметные, объединяют учащихся одного возраста, примерно
одинакового уровня подготовки. В непредметных кружках объединение происходит по интересам и
занимаются учащиеся различных классов.
Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее
организации. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной
специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения
науки, техники, искусства.
Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием
всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в
организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок
детского творчества, спортивных соревнований.
Важно отметить необходимость становления и развития дополнительного образования в
школе. Мы обязаны сохранить богатейший опыт кружковой работы с учащимися, строить новые
образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и
воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие
способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность
дополнительного образования в МБОУ «Зерновская средняя школа»:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации". (ст.2,ст.12,ст.28)
• Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят Государственной
Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.01.2001г. № 1-фЗ).
• Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
• Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений".
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная
Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271;
•
СанПиП 2.4.4.1251-03 (утверждённые Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва 'Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями).
Устав МБОУ «Зерновская средняя школа».
Цель дополнительного образования - создание благоприятной среды для реализации
творческого потенциала, усиления мотивации учебных целей, развития стремления к постоянному
самообразованию и саморазвитию, повышения интеллектуально познавательных интересов и в

4

соответствии с интересами учащихся пожеланиями родителей, возможностями педагогического
коллектива и материальной базы школы.
Задачи дополнительного образования:
1.
Формирование творческой, разносторонне развитой личности школьника:
2.
Создание оптимальных условий для интеллектуального, творческого, спортивного
развития учащихся школы;
3.
Раскрытие интересов, склонностей и дарований учащихся;
4.
Самообразование и творческий труд;
5.
Профессиональное самоопределение;
6.
Физическое развитие;
7.
Воспитаниекультуры досуга, отдыха и развлечений.
С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе
обучения меняются задачи дополнительного образования:
I . Уровень начального общего образования.
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и
специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного
образования, т. е. своеобразная «проба сил».
II.
Уровень основного общего образования.
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих
способностей личности в избранной области деятельности.
I I I . Уровень среднего общего образования.
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание
условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Цель Программы - создание необходимых условий (научно-методических,
организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских и патриотических
качеств обучающихся, развития социально зрелой творческой личности, усвоения обучающимися
общечеловеческих гуманистических ценностей, идеологии российского государства, культурных и
духовных традиций своего народа.
Задачи Программы:
содействие повышению статуса кружковой работы в системе образования;
определение содержания основных направлений дополнительного образования;
ресурсное обеспечение дополнительного образования обучающихся;
Программа дополнительного образования - это нормативный документ, в котором
фиксируются цели, ценности образования, формы, содержание, принципы и ожидаемые результаты
дополнительного образования.
Режим работы:
Занятия возможны практически с любого возраста (от 6 до 18 лет), при любом уровне
предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление
деятельности. Дополнительно образовываться - никогда не поздно, и это делает данную сферу
существенным фактором непрерывного образовании личности.
Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия, предусмотренные программами
дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса.
Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность
академического часа - 45 минут; для обучающихся младшего школьного возраста в группе танцев
(6-8лет ) - 30 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв
5-10 минут. Строгих условий набора обучающихся в объединения и группы дополнительного
образования детей нет. В группы записываются все желающие по заявлению и согласию родителей
и законных представителей.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Наполняемость групп: 9-26 человек.
В программах дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о

5

проделанной работе. Это могут быть спектакли, конференции, конкурсные программы,
тематические вечера, показательные выступления, викторины и фестивали.
Программой определены следующие принципы дополнительного образования учащихся,
наиболее значимые для педагогического коллектива при реализации Программы:
принцип гуманизации, который предполагает ориентацию всего педагогического
коллектива на развитие личности ребенка. Приоритетность этого принципа зафиксирована в статье
2 Закона РФ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", где он характеризуется так:
«...гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и
здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье»;
принцип целостности образования, основанный на представлении о единстве
процессов развития, обучения и воспитания. Он реализуется в процессе создания
сбалансированного образовательного пространства и позволяет обеспечить адекватность
педагогических технологий содержанию и задачам дополнительного образования;
принцип индивидуализации, который предусматривает учет уровня способностей
каждого обучающегося, формирование на этой основе индивидуального образовательного
маршрута, определение направлений повышения и развития познавательной мотивации и
интересов каждого ребенка;
принцип сочетания инновационности и стабильности, который определяет
постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, образовательных технологий и
форм работы. Вместе с тем, эффективно работающие компоненты образовательной системы
должны быть стабилизированы;
принцип
социально-педагогического
партнерства,
предполагающий
выстраивание педагогически целесообразных партнерских отношений с другими субъектами
социализации: семьёй; общественными организациями; традиционными религиозными
объединениями; учреждениями культуры и спорта; СМИ;
принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания,
который предполагает интеграцию в основные виды деятельности обучающихся методики и
технологии духовно-нравственного развития и воспитания;
принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть
эффективным, должно быть востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества.
Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается
информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности
для нравственного поступка.
Основными направлениями воспитания дополнительного образования обучающихся
являются:
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося
активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной
культуры;
идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ
идеологии государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей,
убеждений, отражающих сущность государственности;
нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим
и национальным ценностям;
эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического
вкуса, развитие чувства прекрасного;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на
формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии,
психологической культуры;
воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у
обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности,
физическое совершенствование;

6

гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о
роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе: семейное
воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и
воспитанию детей;
трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда
как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной
значимости профессиональной деятельности;
экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного
отношения к природе;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у
обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности,
повседневной жизни;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося
ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно
использовать свободное время;
социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся,
направленные на социальную адаптацию обучающихся и оптимизацию образовательного процесса:
научно-методическое и кадровое обеспечение воспитания. направленные на
совершенствование научно-методического сопровождения процесса воспитания и работы с
кадрами;
информационное обеспечение воспитания, направленное на организацию информационного
сопровождения воспитания.
2.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ
Руководители кружков организуют работу по авторским или адаптированным программам,
которые составлены соответственно требованиям к дополнительным общеобразовательным
программам детей, прошли внутреннюю экспертизу и приняты на педагогическом совете
учреждения.
Содержание
дополнительных
общеобразовательных
программ
детей
должны
соответствовать:
•
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям регионов;
•
определенному уровню образования (начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования;
•
направленностям программ дополнительного образования:
Направленности кружковой работы:
художественная,
физкультурно-спортивная
техническая,
- социально-педагогическая,
туристско-краеведческая,
естественно-научная,
1. Художественная — направлена на развитие художественно -эстетического вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого
мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого
мира. (Здесь и далее название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к
содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей,
изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
2.
Техническая — направлена на формирование научного мировоззрения, освоение
методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских
способностей обучающихся, с наклонностями в области
точных
наук
и
технического

7

творчества (сфера деятельности «человек-машина»).
3.
Физкультурно-спортивная — направлена на укрепление здоровья, формирование
навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и
системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
4.
Естественно-научная — направлена на формирование научного мировоззрения,
научного мышления. освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских
способностей обучающихся с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности
«человек-природа» или окружающий
мир),
реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира
через логические операции.
5.
Социально-педагогическая — направлена на удовлетворение потребностей и
интересов в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся
личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое,
музейно-выставочное, культурно-просветительское.
6.
Туристско-краеведческая
—
направлена
на
развитие
познавательных,
исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края,
привлечение Обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры
среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края,
экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
Чтобы правильно организовать качественное развитие и воспитание обучающихся через
дополнительное образование, надо создать условия и учесть факторы, которые определят процесс
формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
Природные завитки человека, определяющие возможности развития его личностных
способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В
процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и
таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые
задатки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное - воспитание должно быть
направлено на развитие у каждого ребенка силы воли для преодоления соблазнов и слабостей,
таящихся в природе человека и в окружающей среде;
Социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда
непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него
воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей,
господствующих взглядов.
Дополнительным образованием предполагается охватить обучающихся 1 - 11 -х классов.
Учитывая интересы и потребности учащихся, запросы родителей, в школе планируется
открыть следующие кружки физкультурно - спортивной направленности:
«Баскетбол»
«Волейбол»
При реализации программ возможно проведение массовых мероприятий, создание
необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и их родителей (законных
представителей). Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы, мастер- классы,
мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, консультации, выполнение итоговой
аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным
планом.
Контроль за результатами обучения
Вид контроля
Формы контроля
Срок контроля
Вводный
Собеседование, прослушивание, просмотр
Сентябрь
Промежуточный Открытое
занятие,
соревнования,
эстафеты, Декабрь-январь
коллективный анализ работ
Итоговый
Соревнования, портфолио достижений, коллективный Май
анализ

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучающиеся, прошедшие обучение в объединениях дополнительного образования,
должны:
обладать способностью видеть и понимать окружающий мир. ориентироваться в нем.
осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков, принимать решения;
знать
особенности
национальной
и
общечеловеческой
культуры,
духовнонравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов,
культурологические основы социальных явлений и традиций;
уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
преобразовывать, сохранять и передавать ее;
уметь применять коммуникативные навыки, необходимые для общения в учебной,
повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечения;
овладеть способами духовного и интеллектуального саморазвития:
овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях с точки
зрения здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Планируемые результаты освоения курса «Спортивные игры»
«Волейбол»
Личностные результаты — сформировавшиеся в образовательном процессе качества
личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений
личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и
обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни: результаты,
отражающие социальную активность, общественную деятельность (сформированность
общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в
социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация и
др.)
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися ключевые компетенции
(ценностно-смысловая.
общекультурная,
учебно-познавательная.
информационная,
коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования), применимые как в
рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты - освоенный обучающимися опыт специфической деятельности по
получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения,
конкретные элементы практического опыта - навыки или предпрофессиональные/предметные
компетенции - конструкторская, техническая, технологическая и т.п.
Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач, поэтому должен отражать все
три заявленные в задачах составляющие: обучение, развитие, воспитание личности учащегося.
Ожидаемым результатам прохождения программы должен стать интерес детей к спорту, в
частности, к волейболу.
Освоение дополнительной общеобразовательной программы завершается итоговой
аттестацией обучающихся.
Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ,
необходимо различать среди них следующие:
- выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные, текущие;
- по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно
полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные);
- по отношению к целям (по соотношению с целями): “целесообразные’ и “нецелесообразные (т.е.
соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или
частично);
по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
по степени значимости: значимые (социально, личностно. профессионально) в высокой,
средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).
Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться по учебным (чаще

9

всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по
итогам их участия в конкурсах, смотрах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами
и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и
очевидны.
Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамот и призовых мест.
Фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных
достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер,
их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной
деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено
самой спецификой дополнительного образования детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам,
но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо
судить по двум группам показателей:
• предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
•
личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка иод влиянием
занятий в данном кружке, студии, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо
продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно
совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост
своего ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми разнообразными:
зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс,
концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая
практика, зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы - она должна быть понятна детям; отражать
реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не
формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.
Итоговая аттестация проводится итоговой аттестационной комиссией, назначаемой
приказом директора школы.
Результаты итоговой аттестации в любой из форм определяются оценками "аттестован", "не
аттестован".
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим критериям:
•
рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся
деятельности;
• удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
•
удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную
деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы дополнительного
образования;
• удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
• положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
• удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
• рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью;
•
уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН, на внутри
школьном контроле;
•
увеличение числа педагогов, вовлеченных в процесс формирования творческой
личности школьников в пространстве дополнительного образования.

10

В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы педагогов,
классных
руководителей,
консультации психолога, для педагогов, родителей
(законных представителей), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного образования
предусматривает доработку и обновление критериев эффективности.
С целью создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к
познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение
обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание
условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; укрепление психического и физического
здоровья классными руководителями заполняется карта занятости учащихся.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на
создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и
творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к
общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения: создание условий для
социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и
духовное развитие личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья:
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
Фронтальные занятия (групповые)
Экскурсии
Тематические прогулки
Индивидуальные занятия
Развлечения, досуги
Викторины
Соревнования
Игры
Участие в различного уровня конкурсах, выставках
Консультации, мастер- классы, семинары.
Кружки выполняют несколько функций:
образовательную- каждый учащийся имеет возможность удовлетворить (или развить)
свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в
интересующем его виде деятельности;
-социально-адаптивную- занятия в кружках (студиях, секциях) позволяют учащимся
получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»,
научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами;
развивающую - воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях
кружка (секции, студии) позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические
способности каждого ребенка;
воспитательную - содержание и методика работы в кружках (секциях, студиях)
оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование
коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
3.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
Для успешной реализации программ необходимо выполнение ряда условий:
•
конкретное планирование деятельности
•
кадровое обеспечение программы
•
методическое обеспечение программы
•
материально-техническое обеспечение.
Руководители кружков планируют работу кружка на один год.

11

Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
•
педагоги школы, реализующие программу;
•
педагог дополнительного образования.
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся, методические
пособия, интернет-ресурсы
Материально-техническая база.
. В составе используемых помещений имеются: спортивный зал, библиотека.
Учреждение располагает необходимой для реализации всех заявленных программ
учебно-методической литературой.
Ожидаемые результаты:
- повышение эффективности образовательного процесса,
- личностный рост участников образовательного процесса,
- подготовка призеров фестивалей, соревнований, игр, олимпиад, конкурсов, конференций
различного уровня,
- создание банка программ дополнительного образования и диагностических методик
(идей, форм и методов работы)
- накопление опыта творческой деятельности,
- динамика сохранности контингента обучающихся;
- стимулирование
инновационной
деятельности
коллектива,
повышение
профессионального мастерства педагогов;
- разработка новых образовательных программ и проектов;
- укрепление материально-технической базы.
Программа открыта для всех инноваций и предложений и может дополняться и
моделироваться в соответствии с потребностями времени.
Основными показателями и формой подведения итогов определяющими
эффективность программы являются:
-Результаты участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, состязаниях, играх.
Систематизация авторских разработок
Создать банк методических разработок
педагогов. Организация обмена опытом
дел школы, мероприятий, событий
педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
Разработать систему диагностической Диагностика запросов учащихся на организацию
работы
по
вопросам
досуговой свободного времени.
деятельности учащихся.
Диагностика возможностей школы и внешкольных
учреждений по организации свободного времени
учащихся.
Информирование педагогического коллектива о
результатах диагностики.
Разработать
систему
мероприятий,
обеспечивающую
повышение Курсы повышения квалификации по вопросам
методического уровня педагогов.
воспитательной деятельности педагога.
Провести педагогические советы и заседания МО с
участием специалистов внешкольных учреждений.
Приобретение методической литературы и ее
Создать банк методической литературы по постоянное обновление.
организации досуга учащихся.
Систематизация методической литературы.
Информирование педагогов о наличии и их
знакомство с содержанием имеющейся
методической литературы.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».